Так ведут себя не только мелкие уличные негодяи, но и хулиганы политические и эстетические, которых много развелось в последние годы. Достаточно вспомнить о классике политического хулиганства - сначала Жириновский обещает всех повесить, когда же его за драку выгоняют из общества, принимается вопить о попранной демократии. Есть и менее разительные, но, по сути, ничем не отличающиеся примеры: все левые, обличающие либерализм и открыто заявляющие о своем намерении с ним покончить, требуют при этом соблюдения всех либеральных свобод, которыми они ловко и охотно пользуются.
Хулиганство художественное, которое становится все труднее отличить от того, что культурологи называют "актуальным искусством", строит свои отношения с обществом еще хитрее. Вот года три назад прославился некий "российский художник" - так его принято называть - тем, что публично изрубил топором православные иконы. Верующие возмутились, подали в суд, тут возмутились либералы - где же свобода творческого акта?.. В результате за несколько дней художественный Жириновский, до этого известный считанным специалистам по современному искусству, сделался по-настоящему знаменит.
В этой истории - так же, как во многих подобных ей, - есть серьезное нарушение логики, но его как будто никто не замечает: защитники свободы творчества и сами творцы борются с "ретроградами", делая вид, что такое искусство может существовать само по себе, без этих проклятых ретроградов. Между тем вся художественная - если признать ее существование - суть публичного кощунства и заключалась в шоке, который должны были испытать зрители. Если бы все равнодушно прошли мимо размахивающего топором артиста, он бы так и остался мелким бесом, а подали в суд - вот и состоялось художественное явление.
...На днях в Швеции, на выставке, посвященной обличению геноцида, некий автор представил инсталляцию: в бассейне, заполненном кроваво-красной водой, плавал бумажный кораблик с портретом палестинской террористки-смертницы на парусе. Посол Израиля посетил выставку, рассердился и инсталляцию порушил - вырубил свет, а прожектор бросил в красную воду. Вольнолюбивые шведы встали на защиту художника, израильский МИД, в свою очередь, выразил озабоченность... Словом, произведение искусства удалось.
И я никак не могу решить для себя, прав ли посол или лучше было бы не заметить оскорбительного для жертв терактов безобразия - одной художественной знаменитостью было бы меньше.
20 января 2004 г.