itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Три века спустя

Религия 
0
182
Время на чтение 3 минуты
Три сотни лет назад русские разделились на тех, кто принял реформы Никона и тех, что отвергли нововведения и ушли в раскол. Были гонения, костры, ссылки, разорения монастырей. Европейский Север стал приютом изгнанникам, а для кого-то он превратился в голгофу, место страшных мучений и смерти. Что же стало с раскольниками три века спустя?...

На эти вопросы корреспонденту "Едэй вада" ("Новое слово") Марине Мамаевой отвечает Владимир Шамарин, духовный наставник российского Совета древлеправославной Поморской церкви, который посетил Нарьян-Мар, чтобы поздравить общину староверов с пятилетним юбилеем.

В настоящее время в старообрядчестве нашего направления, беспоповцев, существует один монастырь в Восточном Казахстане,- говорит отец Владимир, - количество приходов в России чуть более ста, причем, к сожалению, не все официально перерегистрированы. Сложился целый ряд обстоятельств. Многие общины не желают получать ИНН, потому что воспринимают индивидуальный номер налогоплательщика, как "печать антихриста". Вся южная Россия сознательно отказалась от ИНН. Я лично не разделяю этих опасений, но такова реальность.

Старообрядческие общины есть по всему миру. Основная волна эмиграции. восемнадцатое столетие. Наиболее организованы наши общины в Польше, их немного, но уровень организации очень хороший. Верующие не оторвались от своих корней, отлично знают Писание, строго соблюдают каноны.

К сожалению, за границей общины подвержены угрозе ассимиляции, особенно в США. Хоть и сложилось впечатление у журналистов, что русские традиции в старообрядчестве хорошо сохраняются, на самом деле это поверхностный взгляд, ассимиляция идет. Может быть, не такими быстрыми темпами, потому что есть общины, которые всего лет двадцать-двадцать пять как эмигрировали, еще поколение не сменилось. Но эти процессы будут ускоряться.

Сегодня много говорят о вырождении русских, как нации, обвиняя западный образ жизни. Порой русскими мы чувствуем себя только за границей и то лишь потому, что говорим на русском. На ваш взгляд проблема самобытности России связана с сохранением исконной веры?

Безусловно, религия и национальное самосознание взаимосвязано, но не впрямую, поскольку во Христе нет ни эллина, ни иудея. Человек любой национальности может быть христианином. Но русское православие и древлеправославие, конечно, несут в себе наши национальные черты. К ним относится искренность в вере, может быть, и приверженность обряду. Еще можно назвать последовательность. У нас в староверии больше все-таки присутствуют крайности: человек или серьезно предается церковной жизни, либо совершенно от нее отходит. промежуточного состояния нет. Русскому сознанию вообще не свойственно жить по принципу "и нашим, и вашим". Что касается ориентации на ценности Запада... Вы знаете, у нас в Петербурге, гражданин Соединенных Штатов готовится к принятию крещения. Он никак не связан корнями со старообрядчеством, вырос в Америке. Но говорит, что не понимает, почему в России такое идеализированное представление о США. Он беседовал со студентами в университете. Так вот, эти молодые люди мечтают под любым предлогом уехать в Штаты на работу. На его взгляд, коренного американца, в стране не осталось того, что может составить какой-то интерес к жизни для серьезного человека и в плане веры в том числе.

Как сегодня у староверов складываются отношения с властями?

Понятно что, власть делает ставку на официальное православие Московского патриархата. Эта линия продолжается и на местах. Правда, в Ненецком округе ситуация иная, возможно, из-за того, что старообрядцы исторически жили, что здесь недалеко был казнен Аввакум. Тут отношение очень хорошее, я бы сказал, редкое для старообрядчества. Допустим, в Петербурге нас воспринимают как коммерческую, рыночную организацию. Вообще, глядя на питерское чиновничество, иногда складывается ощущение, что со времен императора ничего не изменилось. Стоит чуть отъехать от северной столицы, во Псков, Самару. там совершенно иное отношение к старообрядчеству, благожелательное, хорошее, внимательное. А вот в Белгороде, который относится к "красному поясу", коммунисты, что называется, учудили: без визы местного епископа не территории области не может зарегистрировать ни одна религиозная община. В результате несколько лет не могли зарегистрировать там нашу общину. Впрямую не отказывали, разводили бумажную волокиту.

Беседовала Марина Мамаева

15 января 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии