itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Найдется ли в европейской конституции место христианству?

В интервью журналу "Русский предприниматель" Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул высказался о роли Православия в современном мире

Религия 
0
171
Время на чтение 6 минут
В ходе состоявшейся в Афинах беседы с корреспондентом журнала "Русский предприниматель" Ольгой Решетниковой Предстоятель Элладской Православной Церкви передал единоверному народу России сердечные поздравления с наступившим Рождеством, подчеркнув: "Мы знаем, что русский народ традиционно исповедует Православие. Хотел бы пожелать, чтобы отеческая вера и впредь оставалась неоскудеваемым источником силы и вдохновения для русских людей в деле успешного созидания будущего своей страны. Ибо душа человека по природе ее жаждет правды, мира, справедливости, любви и свободы, а эти многоценные дары подаются нам только любовью Господней к людям. Великий гений русского поэта засвидетельствовал о мистическом отношении ко Христу России, которую "в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя". Наверняка это не соответствует евангельской истории, которую Федор Тютчев знал не хуже нас. Однако поэтическое слово остается поразительно верным и точным в высшем смысле, ибо личность Христа Спасителя неотделима от обстоятельств жизни и духовного облика тех людей, которые возлюбили Его всем сердцем. Только любящий Господа способен соединиться с Ним, обретя через это главные ценности человеческого бытия".

- Ваше Блаженство, как Вы оценили бы современный уровень отношений между Элладской и Русской Православными Церквами?

- Отношения между нашими святыми Православными Церквами могу назвать отличными. Их характеризуют достойное подражания братское во Христе сотрудничество Предстоятелей, епископата и клириков, а также любовь и глубокое взаимное уважение наших единоверных народов.

- Что, по мнению Вашего Блаженства, могло бы содействовать укреплению исторически сложившихся взаимных симпатий и духовного родства греков и русских?

- С нашей точки зрения, необходимо активизировать обмены визитами священнослужителей и мирян, с тем чтобы они смогли ближе познакомиться с огромным духовным богатством нашей общей православной традиции. Потому что православные народы призваны не только являть миру пример прогресса и благоденствия, но и свидетельствовать в наши дни об образе благочестивой жизни в согласии с заповедями Спасителя. Взаимное тяготение двух наших народов и их братские чувства по отношению друг ко другу выросли из общего религиозного, культурного и церковного наследия, из нашей общей борьбы за свободу.

- Духовный и нравственный кризис, политическая и экономическая нестабильность во всем мире все настойчивее диктуют необходимость укрепления всеправославного единства и солидарного свидетельства Поместных Православных Церквей о неизменных ценностях веры. Что, по Вашему мнению, ускорило бы процесс подготовки Святого и Великого Собора Православных Церквей, который мог бы авторитетно напомнить человечеству об истинных ценностях и об опасностях следования ценностям ложным?

- Святой и Великий Собор Православных Церквей, который готовится уже в течение нескольких десятилетий, до сих пор не состоялся. Миллионы православных, разумеется, хотели бы видеть Православие единым не только в Святом Причастии и иных Таинствах нашей Церкви, но и на уровне церковного руководства. По разным причинам организация Собора, необходимость которого более чем насущна, пока не сдвинулась с мертвой точки. Ответственность за эту большую задержку несем все мы. В связи с этим каждый из Предстоятелей Поместных Православных Церквей должен смиренно исследовать меру собственной ответственности и постараться делать все от него зависящее, чтобы способствовать преодолению имеющихся трудностей, дабы Собор мог состояться как можно скорее. Элладская Православная Церковь горячо стремится к проведению Великого Собора Православных Церквей и со своей стороны делает для этого все возможное. Однако ни наша Церковь, ни Московский Патриархат не смогут достигнуть этой великой цели в одиночку или даже объединив свои усилия. В соответствии с церковным учением и святыми канонами, для этого требуется содействие всех братских Церквей.

- Как Вы расцениваете тот факт, что в недавно разработанном Европейским Конвентом документе, который, по сути, является проектом Конституции Европейского Союза, нет никаких ссылок на то, что христианству принадлежит основополагающее значение в истории европейской цивилизации?

- Рассматриваю подобную ситуацию как сугубо отрицательный фактор в жизни объединенной Европы. Из идеологических соображений из Преамбулы Европейской Конституции оказались изъяты и христианская традиция, и христианское наследие народов континента. Тем самым обрывается духовная нить, соединяющая нации Европы, отвергается краеугольный камень ее самобытности в контексте иных культур. Упоминание христианства в качестве исторической опоры европейской цивилизации, равно как и древнегреческой и древнеримской традиции, является объективной констатацией исторической реальности, нисколько не покушаясь на понимание и оценку современными европейцем своей идентичности. Поэтому мы как европейцы обязаны прежде всего признать духовно-культурные, национально-религиозные и иные истоки своего исторического бытия и лишь после этого вольны действовать в соответствии с собственным представлением о лучшем будущем. И Элладская, и Русская Православные Церкви решительно выступили за обязательность внесения упоминания о христианстве в Преамбулу Конституции ЕС. Эта борьба будет продолжена, ибо европеец в наступившем столетии не должен по крайней мере оказаться лишенным памяти о своей душе.

- Как Вы прокомментировали бы то обстоятельство, что при построении единого планетарного пространства фактически не учитывается голос православных народов, имеющих богатейшую многовековую историю и культуру?

- Во все исторические эпохи - и наше время не является исключением - культурно значимым в мирском понимании почитается то, что связано с процветанием, влиянием, успехом. И потому сегодня уровень развития цивилизации определяют через технологический прогресс и рост национального дохода. Однако обстоятельства истории таковы, что наши народы, имеющие богатую духовную и социальную культуру, в экономическом плане развиваются не столь динамично, как некоторые их европейские соседи. Мы, однако, надеемся, что темпы нашего экономического развития сотрут эти различия, приблизив нас к уровню экономически и технологически развитых стран.

Здесь хотел бы добавить, что глобализация не открывает ничего нового нам, грекам и россиянам, имеющим глубокие исторические корни и традицию духовного самопознания. Ведь именно мы, православные, первыми заговорили об ойкумене, именно мы запечатлели в своих сердцах слова о том, что во Христе Иисусе "нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Гал. 3. 28), именно мы настаивали на необходимости любви к ближнему, независимо от его вероисповедания или национальности. Но при этом каждый человек и любой народ имеет долг хранить свою свободу и достоинство, неся ответственность перед Богом за выбор того или иного пути. Поэтому мы выступаем против идеи глобализации как плавильного котла народов и культур во имя экономических, идеологических или иных целей. Как целые народы, так и отдельные личности не могут и не должны быть приносимы в жертву какому бы то ни было прагматическому интересу, ибо они - образ и подобие Божие. Глубоко убежден в том, что с течением времени голос православных верующих будет звучать все громче в Европе и в мире. Насколько действенной окажется проповедь наших исконных ценностей, во многом зависит от нас самих - от того, насколько горяча наша вера и насколько жертвенно наше миссионерское служение в современном мире.

- Как должны действовать Православные Церкви, чтобы христианские ценности являлись определяющими в жизни народов и государств, чтобы религия не рассматривалась обществом как маргинальное явление, что, к сожалению, не редкость сегодня во многих странах?

- Святые Отцы Церкви учат, что Слово Божие, а также принципы и ценности нашей веры должны служить нам компасом и ориентиром в житейском море. При этом в каждую эпоху слово Церкви, чтобы быть воспринятым, прежде всего должно быть понятно людям. Ныне и Элладская, и Русская Церкви прибегают к помощи Интернета, радио, телевидения для евангельской проповеди. Отказ Церкви от разумного использования этих средств во благо людей означал бы ее капитуляцию перед современной жизнью и уклонение от своей пророческой миссии в мире сем.

Верующим людям хорошо известно, что победителем из всех жизненных невзгод в конечном итоге выходит тот, кто ищет "наипаче Царствия Божия", а остальное, чего он взыскуют, по слову Господню, приложится ему (Лк. 12. 31). Победителем оказывается тот, кто осознает реальность своего положения, кто проявляет понимание того, что в земной жизни он является не полновластным хозяином, но лишь доверенным управителем собственности, принадлежащей, как и все на свете, Господу, не единоличным обладателем, но лишь скромным распорядителем талантов, дарованных ему Господом. Победителем становится тот, кто ощущает себя гостем в этой временной жизни, кто преисполнен любовью ко всем страждущим и нуждающимся. Приобрести земное богатство - задача менее трудная, чем преодоление своего естества и победа над своими страстями. Православие и живая вера в Господа - наилучший образ жизни как раз для успешных людей. Все иные многоразличные мирские сокровища преходящи, изменчивы, неверны и заводят нас в тупик - духовный и социальный. Такова правда этой жизни.

"Русский предприниматель" N 19, 2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис)
Все статьи Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис)
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии