Учение о Духе Святом в ранней Церкви

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 11: Св. Ириней Лионский

0
179
Время на чтение 6 минут
Триадологические вопросы определяются св. Иринеем как основа христианской веры: "Творец всего - самое первое положение нашей веры. Второе же положение - Слово Божие... И третье положение - Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога" (Проп. 6); "во всем и через все один Бог Отец и одно Слово и Сын, и один Дух и одно спасение всем верующим в Него" (Пр. Ер. IV.6.7). Через подчеркиваемое единство каждого из Божественных Лиц утверждается Их различие Одного от Другого.
Как и другие авторы того времени, св. Ириней "больше заинтересован тем, как Отец, Сын и Дух Святой связаны с нами, нежели тем, как Они связаны с друг другом"[1], однако он уже ясно утверждает вечность Отца, Сына и Святого Духа и вечность самих внутритроичных отношений, которые выводятся из контекста домостроительства: "Слово, то есть, Сын, всегда было с Отцом... и Премудрость, то есть, Дух были у него прежде всякого создания" (Пр. Ер. IV.20.3). Таким образом, уже намечается учение о Боге-Троице безотносительно создания мира, откровения и спасения человека. "У св. Иринея значение имени "Сын", равно как и имени "Дух", более не зависит от факта боговоплощения. Ему важно утвердить, что за этими именами стоят разные реальности - хотя и в едином и единственном Боге"[2].
Св. Ириней проводит четкое различие участия в домостроительстве Лиц Пресв. Троицы: "Так открывался Бог; ибо через все это является Бог Отец, так как Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению" (Пр. Ер. IV.20.6); "Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает. Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству" (Пр. Ер. IV.38.3); "так как Бог - разумное существо, то поэтому Он Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил все" (Проп. 5).
Во всех этих фразах Духу и Сыну отводится активная роль исполнителей единой божественной воли, источником которой является Отец. Поэтому св. отец считает возможным говорить о Сыне и Духе, как о "руках" Бога-Отца, что одновременно выражает и их различие Друг от Друга и их сущностное единство с Отцом и их активную, совершительную роль в божественном домостроительстве: "человек... создан по подобию Божию и образован Его руками, то есть, через Сына и Духа Святого, Которым и сказал [Бог]: сотворим человека" (Пр. Ер. IV.4).
"Важнейшее и часто встречающееся определение Духа и Сына - "руки Божии". Это выражение, само по себе, уже призвано исключить их отождествление. Может показаться, что оно несет в себе субординационизм - подчинение двух ипостасей ипостаси Отца. Впоследствии так и сделают ариане, которые будут ссылаться на св. Иринея в подкрепление своего учения. Но во времена св. Иринея никакого арианства не было, и ему не было нужды избегать выражений, которые могли бы дать повод к субординационистским толкованиям. Важнее всего тогда было показать саму троичность лиц"[3].
Однако в произведениях Лионского святителя встречаются и более сложные в этом отношении места: "ибо Ему во всем служит Его порождение и Его подобие, то есть, Сын и Дух Святой, Слово и Премудрость, Которым служат и подчинены все ангелы" (Пр. Ер. IV.7.4). Это выражение св. Иринея с большим основанием допускает субординационистическое толкование Его триадологии: Сын и Дух Святой служат Богу-Отцу также, как Им, в свою очередь, служат ангелы.
С другой стороны то, что святитель позволяет себе в другом месте заявлять, что три соглядатая, которые высматривали землю, есть образы Отца и Сына и Святого Духа (Пр. Ер. IV.20.12), означает, что он все же не считал Отца радикально отличным от Сына и Духа и домостроительное "подчинение во всем" не проводило между ними пропасти. Св. Ириней говорит, что участие Третьей Ипостаси проникало в каждое божественное дело: Дух Святой "изначала во всех распоряжениях Божиих присутствовал с людьми и возвещал будущее и показывает настоящее и изъясняет прошедшее, судит всех, но Сам никем не судится" (Пр. Ер. IV.33.1).
При этом подчеркивается, что Дух Божий "только в последние времена новым образом излился на нас" (Пр. Ер. IV.33.15). "Сошествием Святого Духа, по мысли св. отца, с одной стороны, завершился первичный порядок откровения Лиц Св. Троицы, исходящий от Отца через Сына к Святому Духу, а с другой, открылся иной, новый и вечный порядок богооткровения, ведущий через Духа Святого к Сыну и Отцу: "Дух приготовляет к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу" (Пр. Ер. IV.20.5)"[4]. Св. Ириней учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Св. Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну, и Святому Духу.
Подателем Духа Церкви выступает Христос: "Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало... после же сего, сделавшись человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа" (Пр. Ер. III.11.8).
Ниспосылание произошло в момент Пятидесятницы, когда Дух Святой "новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога" (Проп. 6). В этом излиянии апостолы "облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание" (Пр. Ер. III.1.1) и "были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными" (Пр. Ер. III.12.5). "Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал... Он же и через апостолов проповедывал" (Пр. Ер. III.21.4).
"Святого Духа, Которого они получили, они сообщили и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке" (Проп. 41). Из описания создания Церкви как сообщества верующих в едином Духе, св. Ириней делает вывод, что "столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни... четвертое же подобно летящему орлу указывает на дар Духа, носящегося над Церковью" (Пр. Ер. III.11.8). "В Церкви Бог положил апостолов, пророков и учителей и все прочие действования Духа, Коего непричастны все те, которые не согласуются с Церковью... Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина" (Пр. Ер. III.24.1).
В пневматологии св. Иринея большое значение имеет мысль о Духе как Том, Кто соделывает человека причастным духовной, божественной жизни, в этом он видит смысл и конечную цель всего домостроительства Святого Духа - соединении через Себя человека с Богом и его обожение; и в свете этой основной идеи святитель осмысляет и действия Духа до пришествия Христа, и Его участие в новозаветных событиях, и современное Его присутствие в Церкви:
"Бог... поставил пророков на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом" (Пр. Ер. IV.14.2). "Его Бог через пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому сошел Он и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим, обыкая вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, делая в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово" (Пр. Ер. III.17.1). Наконец, в крещении "ныне мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления ко спасению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога" (Пр. Ер. V.8.1).
"Господь искупил нас Своею кровию... и излил Духа Отца для воссоединения и общения Бога с человеком, Бога полагая к человекам через Дух, а человека с другой стороны привлекая к Богу через Свое воплощение" (Пр. Ер. V.1.1). Посредством искупительного подвига Христа Бог сошел в сердца каждого верующего Духом Святым, так что "Слово Отца и Дух Божий, соединившись с древним существом Адамова создания, сделало человека живым и совершенным, вмещающим совершенного Отца" (Пр. Ер. V.1.3).
Fantino считает, что св. Ириней не мог учить о божественном достоинстве Духа, поскольку "отклоняет гностическое учение об истечениях, говоря, что оно идет против простоты Бога. Бог является простым и не является составным, и это касается как раз случая Духа Святого"[5]. Однако, на наш взгляд, божественность Духа Святого могла повредить простоте Бога не в большей степени, чем божественность Сына, а ее св. Ириней утверждает недвусмысленно. Но если принимать Духа, для св. Иринея значит принимать Бога (Пр. Ер. V.8.1), то, безусловно, Дух Святой - Бог, совечный Богу-Отцу и Богу-Сыну (Пр. Ер. IV.20.3). Что же касается гностиков, то св. отец совершенно справедливо пишет, что гностики "устраняют Духа" (Пр. Ер. III.17.4) из своих еретических систем.
Святой Дух, согласно св. Иринею, отвечает за совершенствование человека и прохождение его по тому Пути, который проложил Собой Христос. В Господней притче о милосердном самарянине владелец гостиницы понимается как Дух Святой, "Которому Господь вверил своего человека" (Пр. Ер. III.17.3). Только причастием Духа Святого человеку подается истинное познание и вечная жизнь в Боге: "всякий человек или пуст или полон. Ибо если он не имеет Святого Духа, то не имеет познания о Творце, не получил жизни - Иисуса Христа, не знает Отца Небесного" (Фр. XXIV). "Без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу, ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Духа Святого, Духа же сообщает Сын сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец" (Проп. 7).
"Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, Который делает его духовным... сотворенное различно от Сотворившего, дыхание временно, Дух же вечен" (Пр. Ер. V.12.2), "Он силен совершить все, что хочет" (Пр. Ер. V.9.1), "без Духа Божия мы не можем спастись" (Пр. Ер. V.9.3).
Домостроительство Духа Святого имеет и эсхатологическую перспективу: говоря о воскресении мертвых, св. Ириней пишет, что верующие "пробуждены будут силою Святого Духа и введены будут в царство Божие" (Проп. 42). "...и после огня настают тихие и мирные времена Его царства, в которые Дух Божий со всею тишиною оживотворяет и возвращает человека" (Пр. Ер. IV.20.10).

[1] Minns P. Irenaeus. Georgetown, 1994. - P. 38.
[2] Лурье В.М. Лекции по патрологии.
[3] Лурье В.М. Указ. соч.
[4] архиеп. Евлогий (Смирнов). Св. Ириней Лионский о домостроительстве спасения // Свет невечерний N 2 2002. - С. 16.
[5] Fantino J. La theologie d'Irenee. Paris, 1994. - P. 378.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Максимов
Все статьи Священник Георгий Максимов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 10:43
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 10:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22