Блажен, кто верует

Интервью Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы

13.01.2004
Нет, пожалуй, ни одной страны в мире, кроме России, где история православия была бы столь драматична и сложна, как в Польше. Из Варшавы - Ксения АВДЕЕВА

Ныне Автокефальная Польская Православная Церковь, объединяющая около 800 тысяч верующих, поддерживает связи со всеми Православными Церквами. Сей мудрый миротворческий курс проводит глава Церкви, Митрополит Варшавский и всея Польши Савва.

- Ваше Блаженство, многие православные страны, даже такие, как Греция и Кипр, перешли на новый, григорианский стиль летосчисления. Россия неукоснительно держится старого церковного стиля. А в вашей Церкви сочетают и тот и другой. Да и исторически сложилось так, что на востоке и юго-востоке Польши и в ее древних монастырях верующие придерживаются старого стиля. Не могли бы вы назвать и другие отличия православной церковной жизни в Польше?

- Польская Церковь соблюдает догматы и уставы святого православия. Но поскольку мы веками находились под влиянием западного мира, он действительно наложил свой отпечаток на жизнь Церкви, главным образом в больших городах.

Есть и подлинно народные традиции. Особенно это касается праздника Рождества Христова, это длительный период колядок, начиная от праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и кончая Сретеньем Господним. В России такого нет.
На Рождество мы приносим в свои дома зерно, сено и солому, то, что было в Вифлеемской пещере.

Есть у нас и вигилия: Рождественский Сочельник, но не такой, как у вас в России, - с очень строгим постом. У нас это просто постная вечеря, на которой должно быть тринадцать блюд: рыбных и постных, всЈ, кроме мяса. И мы всегда оставляем одно свободное место за столом для того, кто путешествует по свету и может к нам неожиданно зайти: для путника, странника.

Есть также обычаи, особенно в деревнях, когда в полночь верующие люди идут в хлев к своим животным и несут им всЈ, что остается от праздничного стола, особенно хлеб. Они верят, что в эту ночь звери тоже радуются священному событию - Рождеству Христову. После вечерни в первый день люди идут и колядуют от дома к дому. А хозяева дают им сладости, деньги.

Взрослые часто используют колядки для того, чтобы собрать пожертвования для строительства и ремонта своих храмов. Так было всегда в православной Польше, даже при коммунистах. В стране 99% верующих. Одной из особенностей православия в Польше является возрождение православных братств, которые существовали, когда в стране была ликвидирована вся церковная структура и иерархия. Тогда православные братства стоически защищали свою Церковь от посягательств католицизма и унии. Православные братства объединяют интеллигенцию по всей Польше. Их задачи - сохранять устои церкви, заниматься просвещением. Центром такой деятельности является Белосток. Когда я был там епископом, я организовал такое братство. Появилось у нас и молодежное братство, очень активное.

- Есть вопросы, которые всегда интересуют читателей. Это промысел Божий, чудесно влияющий на человеческую жизнь. Было ли в вашей жизни настоящее чудо?

- Самое большое чудо в моей жизни - это то, что я живой и сейчас сижу перед вами. Ведь я родом из Холмского края, где особенно жестоко уничтожали и преследовали православных. И меня, ребенка, били просто за то, что я православный. А я дожил до шестидесяти пяти лет, многим не дано дожить до этого возраста.

Однако в жизни Церкви это очень короткий срок. Именно Церковь и время, в котором мы живем, формируют человека. Но ничего случайного у Бога нет. И мы живем не в каких-то случайно доставшихся нам временах. Наши времена выбраны для нас Богом. Бог через историю формирует наши характеры, посылает нас на выполнение Им Самим намеченных заданий.

Что же касается чудес, у нас в Польше в православных монастырях и храмах есть святые мощи и десятки чудотворных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, святого мученика младенца Гавриила, святой Анны и преподобного Онуфрия в Яблечней. Есть особые чудотворные места, где были и происходят исцеления. В Гайновской Пуще над святым источником стоит часовня, там от целительной воды люди получают исцеление от многочисленных болезней. Много больных и недужных людей приходят к святому источнику в Крыночке. Всем известна икона Спасителя в монастыре Грабарка, которая уцелела во время страшного пожара. ВсЈ вокруг сгорело, а она осталась. Там в монастыре тоже есть святой источник.

Господь сподобил, и в этом году мы провозгласили святыми мучениками тех, кто пострадал за православную веру в Холмско-Подляской земле. Спустя 60 лет после всех трудностей, гонений в Польше мы смогли провозгласить своих мучеников и святых.

- В России огромное значение имеет духовное водительство старцев, без них не решается ни один важный вопрос. Есть ли в Польше старцы?

- Старцев сейчас у нас нет. Когда я был в Сербии, в монастырях жаловались, что у них только старое поколение. А у меня - молодежь. Происходит активное возрождение монашества, в Польше сейчас около 80 монахов и монахинь. Для такой малой Церкви, как наша, это много. И конечно, молодежь должна иметь перед глазами пример старцев, а их нет. И это большая проблема нашей Церкви и монашества.

- Каковы отношения с другими Православными Церквами и с нашей Русской Православной Церковью?

- У меня евангельский принцип: "Аще се возможно, со всеми мир имей". И я стараюсь со всеми жить в мире. У нашей Церкви ни с кем нет войны. Нас уважают. Со всеми Православными Церквами отношения хорошие. А с Русской Православной Церковью - дружеские. Мы часто навещаем друг друга. Наши верующие ездят в паломничества в другие страны. Голос представителей Польской Православной Церкви слышен на всех конференциях, съездах и местных соборах. Мы поддерживаем активные контакты со всеми автокефальными Православными Церквами, участвуем в разрешении проблем, касающихся мирового православия, блага и мира всех людей.
№ 146
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий