Благодать оленевского старца

Религия 
0
712
Время на чтение 11 минут
Старец Иоанн Оленевский (Иван Васильевич Калинин) нес свое служение в Пензенской епархии, но еще при жизни был известен и почитаем далеко за пределами пензенской земли. Почти пять десятилетий после его смерти Православные из разных городов и весей притекали к могиле старца, находившейся сначала на кладбище его родного села Оленевки, а затем в ограде Троице-Сергиева храма села Соловцовка, в котором много лет служил батюшка. А теперь верующие со всей России устремляются в Соловцовку уже к раке с мощами священноисповедника Иоанна, прославленного Русской Православной Церковью три года назад. И никто не уходит отсюда неутешенным...
Ранним ноябрьским утром я приехала в Пензу, еще не имея ясного представления о том, где мне предстоит побывать в ближайшие дни, а уже через несколько часов старец Иоанн словно взял меня за руку и повел по тем местам, что навсегда остались связанными с его святым именем.

Живоносный Источник
Это незабываемое паломничество началось с села Большая Валяевка Пензенского района. Мой спутник - наместник Троице-Сергиевского храма Архиерейского подворья в селе Соловцовка священник Алексий Спирин - окормляет и приход в Большой Валяевке. Он рассказал, что старец Иоанн Оленевский когда-то служил дьяконом в этом селе. Еще недавно здесь проходили Богослужения в молитвенном доме. Но на праздник Преображения в этом году молитвенный дом подожгли. К счастью, подоспевший вовремя священник успел вынести антиминс. Однако пострадали иконы, в том числе и главная святыня храма - старинный список с чудотворной иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Сейчас икона находится на реставрации. А службы теперь проходят в часовне, расположенной рядом с двумя некогда величавыми, а затем разрушенными храмами, в которых, вероятно, и молился оленевский старец. Один из храмов - в честь Казанской иконы Богородицы - был построен в 1706 году, сейчас его начали восстанавливать. Во время войны в нем была пекарня, позднее - заправочная станция. И когда стали сваривать металлические арки над сводами храма, насквозь пропитанная мазутом земля горела...
Другой храм, в честь иконы "Живоносный Источник", стоящий буквально в двух десятках метров от Казанской церкви, встретил нас полным запустением. "Мы пока не в силах его восстановить", - сокрушается отец Алексий. Между тем на этом месте некогда явилась чудотворная икона Богородицы "Живоносный Источник" и забил родник. Вскоре после этого события здесь была построена деревянная церковь. А впоследствии помещик Валяев, в честь которого и переименовано село, называвшееся прежде Богородицким, стал возводить вместо деревянного кирпичный храм.
Отец Алексий Спирин рассказал:
- В 1932 году, когда закрыли этот храмовый комплекс, председатель сельсовета велел собрать все иконы и отнести к нему в сарай, чтобы сжечь. Иконами он топил печку. Одна благочестивая женщина пришла к председателю и попросила отдать ей любую икону за бутылку самогона. Он ответил: "Иди выбирай". Женщина взяла список с чудотворной иконы "Живоносный Источник" и унесла домой. За этой иконой потом долго охотились, чтобы вернуть председателю, но не могли найти. Уже в 50-е годы, после смерти этой благочестивой христианки, ее дети отдали икону в Митрофановский храм г. Пензы, а в августе 2000 года она была перенесена крестным ходом сюда, в Большую Валяевку.
В советское время пострадал и источник. Еще при строительстве храма родниковая вода из него была отведена в часовню. В селе шла молва, будто помещик Валяев проложил от церкви до часовни серебряные трубы, и кое-кому захотелось поживиться серебром. Эти люди вскрыли накопитель, выпустили всю воду, но, не найдя серебряных труб, поставили туда кольца и вокруг них все засыпали мусором. Сейчас кольца убраны, мусор вычищен, и приток воды в источнике увеличился в несколько раз. Вода очень целебная, в ней большие примеси серебра. Из-за этого, возможно, и возникли домыслы о серебряных трубах.
- Пока у вас еще нет колодца...
- Пока нет, но Владыка благословил сделать здесь, как в Сергиевом Посаде, часовенку с чашей, а в чаше крест, и из креста будет течь вода. По проекту должна быть и купальня.
Недалеко от часовни я заметила углубление в земле, которое было явно делом рук человеческих. Предупредив мой вопрос, отец Алексий пояснил:
- Сюда многие приезжают за глиной и лечатся ею. И в прошлые времена люди исцелялись, и сейчас исцеляются от разных болезней. Здешняя глина помогает при раке груди, щитовидной железы. У многих после лечения глиной улучшилось зрение. Да что далеко за примером ходить. У моего двоюродного брата Николая, который живет в Подмосковье, был рак кожи. Он лечился в разных московских клиниках, и врачи сказали, что случай безнадежный. Но сестры привезли Николая в Пензу, примерно 40 дней он накладывал на кожу маски из глины - и исцелился! С тех пор прошло шесть лет, к врачам он больше не обращался. В благодарность Николай подарил нашему молитвенному дому ковер, который постелили перед иконой Божьей Матери "Живоносный Источник".
Старец Иоанн Оленевский всегда говорил: "Не забывайте Божию Матерь, ходите, служите Ей молебен". И мы каждую пятницу служим в часовне молебен с акафистом иконе Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник".

Благоухающие мощи
Когда мы приехали в Троице-Сергиевский храм села Солонцовка, священник Виталий Спирин читал акафист священноисповеднику Иоанну Оленевскому. Рака с мощами святого была открыта, и по всему храму разливалось благоухание. Наместник отец Алексий рассказал, что благоухание от мощей старца началось в середине сентября. Это заметили прихожане. По воскресеньям после Литургии в храме проводится молебен, а после молебна священники открывают раку и разрешают прихожанам прикладываться к открытым мощам, находящимся под покровом. Поначалу кто-то ощущал благоухание, кто-то не ощущал, но вскоре оно усилилось и стало наполнять весь храм.
- Я доложил Епископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету о благоухании мощей, - продолжает отец Алексий. - Владыка приезжал сюда, приложился к мощам старца Иоанна и сказал: "Да, благоухание очень сильное". Мы, священники храма, не имеем права освидетельствовать святые мощи, это благословляется только специально назначенным иеромонахам. Поэтому мы ждем приезда в наш храм иеромонахов, которые должны отслужить Литургию, молебен, а затем осмотреть святые мощи - возможно, они мироточат.
Я приложилась к мощам священноисповедника Иоанна Оленевского, и еще долго меня не покидало трепетное ощущение того, что я прикоснулась к живой плоти...

Благословение детям
С августа этого года Богослужения в Троице-Сергиевском храме проходят ежедневно. И почти каждый день к раке с мощами священноисповедника Иоанна Оленевского приезжают паломники из Саратова, из Тамбова, из Санкт-Петербурга, даже из-за границы. Клирик храма священник Виталий Спирин сказал, что однажды в церковную кружку пожертвовали канадские доллары. Очень много сюда приезжает духовно страждущих людей. Привозят даже младенцев, уже одержимых нечистыми духами, прикладывают к мощам старца, и после двух-трех приездов у детей наступает улучшение.
Как отметил отец Виталий, батюшка Иоанн особенно покровительствует безплодным супругам и детям. Сам он был незаконнорожденным ребенком и за это претерпел вместе со своей матерью много унижений и притеснений. Его мать Ксения рано умерла, оставив мальчика сиротой, и он рос лишенным родительской любви и заботы. Видимо, поэтому старец так тепло относился к детям при земной жизни и помогает им и сейчас.
Валентина Яковлевна Пыжова, жительница села Оленевка, вспоминает:
- Я жила около старца, в соседях. Когда батюшка умирал, мне исполнилось ровно десять лет. Помню, что он был строг, малоразговорчив, все притчами предсказывал. Но нас, детей, очень любил: всегда встретит с улыбкой, по-отцовски, по головке погладит, гостинчика даст.
Отец Алексий Спирин рассказал, что перед началом учебного года в храм на молебен привозили детей из пензенской Православной гимназии. И во время молебна сперва замироточила икона Божией Матери "Достойно есть", а потом начали мироточить многие другие иконы, даже бумажные. Одновременно источали миро более двадцати икон.
- По всей видимости, старец проявил любовь к детям, - так объяснил это чудо отец Алексий.
А примерно за неделю до иракских событий в храме замироточило распятие Спасителя. Когда произошло нападение на Ирак, мироточение стало обильным.
Отец Виталий добавил:
- На проповеди мы часто говорим о том, что старец Иоанн помогает безплодным супругам, если искренно попросить его о рождении чада, помолиться и приложиться к раке с его мощами. И нередко бывает, что родители приносят крестить ребенка и говорят: мы дали обет, что, если у нас родится малыш, мы покрестим его именно в этом храме. Бывает, что женщина, страдавшая безплодием, рожает ребенка уже через девять месяцев после того, как побывала здесь.
Вот так счастливыми родителями стали Сергий и Фотиния. Два года назад у них родилась долгожданная дочка, которой в крещении дали монашеское имя Илария.

"Я буду захоронен дважды"
Одна родственница старца спрашивала его: "Сколько я проживу, батюшка?" А старец ей ответил: "Ты еще доживешь до того времени, когда меня дважды захоронят".
Пророчество сбылось. Эта женщина Наталья, по словам отца Алексия, до сих пор жива, но уже в очень преклонном возрасте. Иногда ее привозят из Пензы к мощам старца.
- Наверное, такова была воля старца Иоанна Оленевского, чтобы его могила находилась возле храма...
- Конечно. Случилось это так. Приснопамятный Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим любил приезжать на кладбище на могилу старца и служить там панихиду. Однажды вместе с ним приехали люди из Администрации Пензенской области. Отслужили панихиду, затушили все свечи, и вдруг у одного высокопоставленного лица сама собой загорелась свеча в руках. Тогда к этому отнеслись с недоверием. Но когда приехали в следующий раз, этот человек (или его заместитель) стал класть пучок свечей - и вновь вспыхнула одна свеча. Тогда поступило предложение перезахоронить старца в церковной ограде. И 6 августа 1996 года, в годовщину смерти Иоанна Оленевского, состоялось перезахоронение.
В тот день стояла страшная жара, облако закрыло солнце. Земля была утрамбована до такой степени, что мы с 12 часов дня (после того, как отслужили панихиду) до 7 часов вечера долбили грунт, чтобы вскрыть могилу. Когда мне пришлось опуститься в могилку для проверки сохранности гроба, я увидел, что он только с одной стороны - со стороны ног - чуть-чуть подгнил. Это обычный деревянный гроб, пролежавший в земле 45 лет! С трудом нам удалось оторвать гроб от земли, и в этот момент огненный столп поднялся в небо. Люди воскликнули: смотрите! Облако в небе растворилось, как будто его и не было; солнце начало играть, как на Пасху. Мы стали поднимать гроб, и в это время устремился ввысь второй огненный столп. Одни видели его малым, другие - более обширным, но видели все присутствовавшие, а их было больше тысячи человек. И когда уже почти подняли гроб, вверх поднялся третий столп.
Гроб с останками Иоанна Оленевского с кладбища понесли крестным ходом к Троице-Сергиевскому храму села Соловцовка. В это время над кельей старца в Оленевке образовались три белых воздушных креста, как бы из облаков сотканные. Это тоже многие видели.
Как только мы крестным ходом вышли из леса - нас встретил дождь. Но удивительно, что этот дождь ни на кого не капал, шел впереди нас. Священники, которые несли гроб с останками, и идущий за ними народ - все были как бы под зонтом. А дошли до озера - и дождь прекратился.
Когда останки старца перекладывали в новый гроб, я увидел, что его глава сохранилась почти нетленной вместе с бородой и волосами. А когда Владыка Серафим открыл покровец на лице отца Иоанна, по щеке скользнул солнечный луч, и она вдруг стала розовой, как у живого человека.
На следующий день после службы Владыка благословил разрубить первоначальный гроб Иоанна Оленевского, потому что многие верующие просили от него частичку. Мы рубили гроб в приделе храма, и от него шел такой смолистый запах, как от только что спиленной сосны.
Мне достался от старца сохранившийся кусочек его ризы. На нем было несколько бисеринок. А в 1997 году моя матушка Зинаида упала с чердака дома. Она сломала позвоночник в двух местах, разбила голову и раздробила кость правой руки на мелкие кусочки. Врачи предрекали, что матушка будет прикована к постели. После операции у нее на руке образовалась большая опухоль. Матушка взяла бисеринки с ризы старца Иоанна, нанизала на ниточку и привязала к руке. Вскоре опухоль прошла и больше никогда не появлялась. А на места переломов на позвоночнике она привязывала частицы от гроба отца Иоанна. Ну и молилась, конечно. Слава Богу, сейчас она жива-здорова, работает. По вере вашей да будет вам.

Чудесная помощь
О неисчислимых случаях чудесной помощи старца, об исцелениях по его молитве в этих местах может вспомнить почти любой. О них рассказывают по сей день. И до сих пор помнят о том, как старец благословил жителей Оленевки на сооружение плотины, которая была необходима для накопления воды. С тех пор она стоит, перегородив озеро, разделяющее два села.
- Проезд очень узкий, двум машинам не разъехаться. И до недавнего времени ничем не был огорожен. А посмотрите, какой там овраг: вниз поглядишь - страшно становится. И не раз в этот овраг люди падали на машинах, на тракторах, но никогда не было ни одного смертельного исхода, - заметил отец Виталий.

В келье старца
Мы добрались до Оленевки, когда уже смеркалось, но в келье старца Иоанна горел свет. Валентина Пыжова до сих пор живет по соседству и не оставляет батюшкин домик без присмотра.
Небольшая комнатка с печкой. "Вот здесь голландка стояла. Здесь был топчан", - показал отец Алексий.
А Валентина Яковлевна уточнила о топчане: "Три доски метра в полтора длиной". И добавила:
- В келье были одни иконы, больше ничего. Люди, бывало, зайдут к старцу, скажут: "Батюшка, какой ты бедный!" А он им отвечает: "Я всех богаче!"
Иоанн Оленевский прожил долгую жизнь, но никто не мог точно указать его возраст. Сам старец скрывал это, и даже в сохранившихся документах зафиксированы разные даты его рождения. По одним источникам, он прожил 97 лет, по другим - не менее ста. В сан диакона Иоанн Калинин был рукоположен уже около 65 лет. А священником он стал всего за пять лет до своей кончины. В священники отца Иоанна рукополагали в Троице-Сергиевском храме села Соловцовка. Он не принимал монашества (видимо, в те годы это было невозможно), хотя по духу своему и образу жизни, несомненно, являлся монахом.
- Владыка благословил близ кельи старца поставить часовню, а в самой келье создать епархиальный музей, - сказал отец Алексий Спирин. - И престол, у которого рукополагался в священники старец Иоанн, мы хотим поместить в этот музей.
Правда, никто точно не знает, в чьей собственности теперь находится домик, где жил старец, но верится, что со временем здесь будет организован уникальный музей, будет проложена и паломническая тропа. А маршрут паломничества отец Алексий уже продумал: от храма Святителя Николая в Пензе до Большой Валяевки, оттуда в Оленевку в келью старца, потом в Соловцовку к его мощам. И после ночевки и Литургии - в обратный путь.
Старец Иоанн всегда призывал людей ходить в церковь и говорил про соловцовский храм: "Здесь вам и Киев, и Иерусалим". Наверное, он провидел, что храм, где упокоятся его мощи, станет поистине святым местом.

Пензенский духовник
В Пензенской епархии уже более полувека служит митрофорный протоиерей Алексий Попков. Ныне он клирик Успенского кафедрального собора г. Пензы, духовник епархии. При жизни Иоанна Оленевского Леня Попков (так звали его в юности) был близким духовным чадом старца.
- Родители мои переехали на жительство в село Оленевку, где жил старец, - рассказывает батюшка. - Поселились мы на квартире в соседях у отца Иоанна. Мне было тогда лет 15-16. Однажды соседка пришла к старцу, а он ее спрашивает: "Что у вас там за мальчишка?" Женщина отвечает: "Да вот, батюшка, никуда он не ходит, такой застенчивый". А вскоре отец Иоанн призвал меня. Первая встреча у нас состоялась в сенях его кельи. Он дал мне тогда горсть бумажных денег и булочку. Этим он предсказал мой путь: станешь священником - у тебя и хлебушко будет, и денежки.
По благословению старца я пошел учиться в Саратовскую Духовную семинарию. Еще года за два-три до ее окончания отец Иоанн надел на меня свою епитрахиль. Я хотел пойти по монашескому пути и поэтому оттягивал принятие сана, но однажды к отцу Иоанну пришли люди, и он им говорит: "У Лени будет своя семья, свой монастырь будет". И потом я женился. У нас с матушкой родилось пятеро детей, тринадцать внуков.
Посетители шли к отцу Иоанну каждый день. Иногда придут, у двери встанут толпой, а Наташа (двоюродная сестра его) выйдет и скажет: "Батюшка принимать не будет, он заболел". Все разойдутся по усадьбе. А через некоторое время старец просит Наташу: позови таких-то людей. Он уже знал, кто и за чем пришел. Беседовал с этими людьми, а если ему немного полегчает, то и остальных примет. Святой водички даст, благословит.
Он был очень высокой праведной жизни, но его молитва и подвиги были сокрыты от посторонних глаз. Он мог сказать веское слово так, что запомнишь на всю жизнь. Порой сразу не поймешь смысла, а потом сердцем понимаешь. И все внушал своим взглядом, своей добротой...

"Никого не забуду..."
Старца Иоанна по величию его духа сравнивают с Серафимом Саровским. Как и Преподобный Серафим, он немало претерпел от людей. Его не раз избивали до полусмерти, привязывали к дереву в лесу, бросали в овраг, душили, а он только смиренно говорил про своих мучителей: "Бог с ними, Бог с ними..."
Рассказывали, что в годы гонений на Церковь власти решили расстрелять старца, а когда привели его на расстрел, пули чудесным образом отскакивали от отца Иоанна в разные стороны, не причиняя ему вреда.
В последние десятилетия жизни старца преследовали не только его самого, но и тех, кто давал ему пристанище, кто тайно или явно приходил к нему за советом и помощью.
И все равно протоптанная дорожка к его келье не зарастала.
Однажды к старцу привели бесноватого, который был без памяти и упирался изо всех сил. Когда несчастный пришел в чувство, то в изумлении воскликнул, что видел сейчас отца Иоанна рядом с Николаем Чудотворцем и Преподобным Серафимом, и все они были в одинаковых ризах.
Утром 6 августа 1951 года старец предсказал близким свою кончину. А в шестом часу вечера он умер, перед смертью завещав: "Никого не забуду; кто придет на могилку, тому буду помогать своими молитвами у Престола Царя Небесного". И уже многократно убеждались люди, прибегающие в своих скорбях и нуждах к священноисповеднику Иоанну, в непреложности этих слов.

5 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Гусельникова
Все статьи Татьяна Гусельникова
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 21:38
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
05.11.2024 20:26
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
05.11.2024 19:20
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.11.2024 18:56
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 18:25
Супероружие и дельта времени
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.11.2024 18:13