Блуждающий епископ

Религия 
0
783
Время на чтение 6 минут
В последние несколько лет в прессе прокатилась целая волна краеведческих публикаций о старообрядческих селах севера Молдовы, об уникальном женском монастыре в Куниче, о буднях и праздниках общественного движения "Русское духовное единство", бережно хранящего многие, в том числе старообрядческие, традиции русского народа. Увы, поводом для написания данной статьи стали события крайне тревожные:...


КАК известно, в мире существуют две старообрядческие митрополии - Московская, во главе с митрополитом Алимпием, и Белокриницкая (с центром в румынском городе Браила), возглавляемая митрополитом Леонтием. Староверы Молдовы всегда находились в каноническом подчинении Москвы. Туда и стали поступать жалобы из ряда сел республики на епископа Кишиневского и всея Молдовы Зосиму. Факты в них излагались столь тревожные, что 20 октября нынешнего года митрополит Алимпий направил в наши края специальную комиссию во главе с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. В нее, по решению митрополита, был включен и председатель "Русского духовного единства" Петр Донцов.

Проследовала она перво-наперво в село Покровка Дондюшанского района, где о заступничестве в своем письме в Москву молили более 300 человек. Шесть часов проработала комиссия, как нынче говорят, в режиме нон-стоп. Да не по старинке: на видеопленку были записаны откровения десятков мирян, буквально ошеломившие "ревизоров". Вот что рассказал член комиссии иерей Геннадий Чунин, настоятель старообрядческого храма в Санкт-Петербурге:

- Представить себе не мог, что епископ Зосима способен на такие деяния! Скажем, под невнятными предлогами он не шел к умирающему, а после его смерти отказывался отпеть погребение, мотивируя это тем, что умер человек без покаяния. По его вине некрещеным умер ребенок, которого епископ Зосима затем запретил хоронить на кладбище. Родители малыша таким отношением владыки были просто убиты. Без всяких объяснений мог вдруг запретить в одном из сел венчать молодых. При этом он не позволял священникам совершать требные действия за пределами своих приходов. Поэтому в каких-то крайних ситуациях люди не могли обратиться за помощью в другой приход. Все это можно назвать не иначе как духовным произволом. В свои 38 лет я не представлял, что подобное вообще возможно в нашей Церкви.

В том же ключе звучала и прочая информация, собранная комиссией. Оказалось, что службы в иных старообрядческих церквях совершаются крайне редко. За десять лет нахождения в Молдове епископ Зосима рукоположил лишь двух священников, при том, что в республике их всего шестеро на 14 приходов, двоим из них - за 80, одному - под 80.

Вместе с тем из 14 членов церковного совета Кишиневской общины четверо, занимающие основные руководящие должности, оказались родными братьями владыки. Один из них и преградил комиссии путь, закрыв перед ней ворота главного старообрядческого храма страны - кишиневской Мазаракиевской церкви.

ИЗВЕЩЕННЫЙ обо всем этом митрополит Алимпий 23 октября издал указ, гласящий: "Презрев свой долг послушания и смирения, епископ Зосима воздвиг препятствия в работе комиссии, сопровождая свои неканонические действия оскорбительными для меня и членов комиссии высказываниями, чем причинил мне сильнейшую обиду. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь 55 правилом Св. Апостолов,

1. Привлекаю епископа Зосиму к Церковному суду.

2. До суда запрещаю епископа Зосиму от всякого священнодействия и отстраняю от управления Кишиневской и всея Молдовы епархии.

3. Временно исполняющим обязанности епископа Кишиневского и всея Молдовы назначаю епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна".

Однако далее последовали события и вовсе невероятные, противоречащие незыблемым канонам древлеправославной веры. 25 октября владыка получил копию указа о запрещении в священнослужении под роспись, а 26... служил литургию в Мазаракиевской церкви.

На следующий день он оказался в Браиле, на Соборе, который, как не трудно догадаться, охотно принял "обиженного Москвой" епископа. После того однодневного визита в Румынию он и... заявил вдруг о своем подчинении Белокриницкой митрополии. Хотя священник, запрещенный в служении главой одной митрополии, ни при каких обстоятельствах не может перейти в другую. То есть, либо владыка обманул румынский епископат, не сообщив об указе митрополита Алимпия, либо Собор сознательно нарушил каноны Старой веры. Весьма красноречив и такой факт. 28 октября на собрании мирян в селе Кунича люди трижды с тревогой спросили епископа Зосиму: правда ли, что он перешел в румынскую митрополию. В ответ прозвучало: нет и еще раз нет! Напомним, что под решением Браильского Собора значится 27 октября...

ИЗ ТОГО же решения следует, что в церковное общение были с ходу приняты : еще шесть российских иереев, которые якобы возжелали последовать за епископом Зосимой. В связи с этим Собор, в частности, решил "создать из присоединившихся приходов временную Российскую епархию Белокриницкой митрополии до времени наведения в Московской митрополии канонического порядка и решения ее судьбы на Всеобщем Всестарообрядческом Освященном Соборе. Назначить правящим архиереем вновь созданной епархии преосвященного епископа Зосиму с нахождением в духовном подчинении Белокриницкой митрополии".

Кто же эти россияне, пожелавшие покинуть свою митрополию? Как сообщил в своем покаянном письме митрополиту Алимпию один из "перебежчиков" - иерей Иванов из города Клинцы Брянской области, подписать чистый лист бумаги его уговорили под всяческими предлогами. Потом на этом листе и оказалось прошение о переходе в Белокриницкую митрополию. "Для меня было громом среди ясного неба, - пишет он, - что образована новая епархия под руководством Зосимы, а наш приход оказался под румынами". Да уж, в одночасье оказаться "под румынами" староверы на брянщине едва ли мечтали.

Кто же так заморочил голову этому священнику, заполучив его подпись обманным путем? Вот тут и выходит на арену 36-летний Елисей Елисеев, бывший комсомольский вожак, потом "вожак" кришнаитов, а позже - иерей из бурятского города Улан-Удэ. Будучи 10 октября с.г. запрещенным в священно-служении митрополитом Алимпием за множество прегрешений, решил он искать защиты в румынской митрополии. Да не в гордом одиночестве. Кого и как вербовал он в российской глубинке, сейчас выясняет специальная комиссия. Стоит лишь заметить, что пятеро из той шестерки возглавляли сверхмалые приходы (по 10-15 человек) и ни один из них не был "коренным" старообрядцем.

Геннадий Чунин отозвался о Елисееве так: "Он из тех, кто мнит себя героем- правдолюбцем. Мастер писать и распространять листовки по поводу и без повода. А признания иерея Иванова говорят о том, что сколачивал Елисеев ту шестерку самыми авантюрными приемами. Можно предположить, что, оказавшись на пути в Румынию в Кишиневе, он без труда привлек в свою компанию и разобиженного епископа Зосиму. Ничего хорошего для себя от предстоящего церковного суда тот не ожидал. А страх, как известно, толкает и не на такие "подвиги". ТЕПЕРЬ епископ Зосима заявляет, что суду Московской митрополии он не доверяет и готов предстать лишь перед совместным судом обеих митрополий. Такой вот церковный раздор. В масштабах Молдовы его можно было бы окрестить коротко и хлестко: раскол. Но на раскол он явно "не тянет", поскольку речь тут - о метаниях проштрафившегося священника, пытающегося укрыться от наказания под крышей другой митрополии, а вовсе не об уходе туда прихожан из Молдовы. - Как горячо заверили нас письменно и устно на многочисленных собраниях в старообрядческих общинах на обоих берегах Днестра, - рассказал Геннадий Чунин, - переходить в Румынскую митрополию люди не стали бы ни при каких обстоятельствах.

И все же нет сомнений, что вся эта история с созданием "временной Российской епархии Белокриницкой митрополии" далека от завершения. Ключ же к ней стоит искать не только в политических уловках (нельзя забывать, что все румынские священники находятся на государственной службе!), но и в феноменальной молодости румынского епископата: из четырех духовных пастырей троим там нет и сорока лет. Как тут не "помахать шашкой", не похвалиться собственными ноу-хау вроде "временной епархии"? Правда, если вдуматься в это "историческое" решение, останется лишь недоуменно пожать плечами. Ведь в 32 румынских приходах насчитывается 40 тысяч старообрядцев, а в России только активно посещающих древлеправославные церкви - около двух миллионов человек. Не с руки как-то румынскому епископату грозить Московской митрополии пальцем...

Что же касается совместного Московско-Браильского суда, которому доверил бы решать свою судьбу епископ Зосима, и это, как говорится, из области воспаленного воображения. Ведь ему-то хорошо известно, что в 1996 году на Соборе обеих митрополий чья-то попытка поставить вопрос о выдвижении единого патриарха не увенчалась успехом. Было ясно, что к подобному сближению ни одна сторона не готова. О каком же совместном суде тут толковать?

Едва ли поможет дальнейшему братскому общению и эта история. На газетном языке - сенсационная. А в общем-то - весьма грустная, сотворенная вовсе не дьявольским наваждением.

Кстати, сегодня неутомимый гастролер Елисеев нашел приют в Кишиневе. Как выяснилось, приход в Бурятии он возглавлял крохотный. За последние десять лет возникло таких немало - "на ровном месте", без сдобренной вековыми традициями почвы. Вот и стал он культивировать свои "традиции", к религии не относящиеся. Чем будет он сдабривать нашу почву - догадаться не сложно. Безоговорочное покровительство, столь спешно обещанное ему в Браиле, отрабатывать нужно на полную катушку.

Р.S.

Когда верстался номер, редакции стало известно постановление совещания правящих архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви: "Признать правильным отстранение от управления Кишиневской и всея Молдавии епархией до Церковного суда епископа Зосимы. Преосвященному епископу Силуяну исполнять обязанности правящего Архиерея Кишиневского и всея Молдавии епархии до того времени, пока Освященный Собор Церкви не примет решения о том, кому быть постоянным Кишиневским и всея Молдавии епископом".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08