всего было склонно доверяться чудесам (как не склонно
и на рубеже XX - XXI веков). Отрицать то, что на
Плащанице изображен распятый Иисус Христос, было
невозможно, но еще труднее им было признать то, что
это изображение является подлинным отпечатком Его
тела, оставленным чудом Воскресения. Перед учеными
встала та же проблема, что и перед клерикалами. От
них потребовали прямого ответа на тот же вопрос: что
такое Туринская Плащаница - чудо, икона или обман?
Как и клерикалы, ученые пошли по наиболее легкому
пути. Удобнее и безопаснее всего было предположить,
что Плащаница - произведение искусства. В конце
концов, версию о том, что Плащаница - создание рук
художника, под напором неопровержимых
доказательств, пришлось отвергнуть. Можно допустить,
что древние алхимики пользовались веществами, которых
мы не знаем, и обнаружить химическим путем пока не
можем. Но никакие алхимики не могли создать
негативное изображение человеческого тела. Это вообще
невозможно даже сейчас, когда эффект негатива
известен и изучен. Что же говорить о времени, когда о
нем не имели ни малейшего представления! Ни одному
имитатору и в голову не могла прийти мысль о подобном
изображении. Но если это не рисунок, то, может быть,
оттиск со статуи, с какой-то высокой матрицы?
Предположение крайне сомнительное, но все же и оно
выдвигалось в качестве одной из гипотез, но не нашло
своего подтверждения. Наконец, настал момент, когда
от всех гипотез о Плащанице как художественном
произведении пришлось отказаться. Исследовавшие
Плащаницу анатомы решительно отвергли все версии о
ней как о деле рук художника. По их мнению, не чем
иным, как только отпечатком тела, изображение на
Туринской Плащанице быть не может. Итак, тело. Но
чьЈ? На вопрос, чье же все-таки тело оставило
отпечаток на ткани? Получен ответ. Подлинное тело
Иисуса Христа. Хотелось бы видеть Иисуса именно
таким: с гармонически прекрасным лицом и идеально
сложенной фигурой около 180 см. роста. Достоверно и
очевидно то, что в льняное полотно было завернуто тело распятого
человека, с которым не позднее, чем на третий день по
погребении, (поскольку на ткани нет признаков
начавшегося разложения) случилось нечто необъяснимое.
Произошло удивительное событие, в результате которого
на погребальной пелене запечатлелось негативное
изображение тела, причем сгустки крови, присохшие к
материи, оказались нетронутыми, словно тело из пелены
просто испарилось(?). Все научные версии, пытающиеся
объяснить это явление, то ли окислением мочевины, то
ли действием благовонных масел, то ли разрядом молнии
и т. п., не нашли практического подтверждения.
Предположение о том, что в теле распятого произошел
мощный выход энергии, подобный чуть ли не
ядерному взрыву, было решительно отвергнуто мной и
остальным научным миром ХХ века, как слишком
неправдоподобное.
По существу, все сто лет прагматически
настроенные ученые искали и ищут подвоха, пытаясь
распознать, с помощью какого трюка, фокуса или приема
был получен на ткани этот удивительный отпечаток. В
том, что феномен Туринской Плащаницы должен иметь
чисто материалистическое объяснение, прагматики не
сомневаются; вопрос заключается лишь в том, каким
неведомым нам способом этот фокус был осуществлен.
Ниспровергателям чуда противостояли те, кто упорно
верил и хотел верить в то, что Туринская Плащаница -
подлинная погребальная пелена, достоверное
свидетельство чудесного Воскресения Иисуса Христа.
Решить вопрос о подлинности Плащаницы могла бы еЈ
точная датировка. И она была сделана. В спорах о
подлинности, казалось бы, была поставлена точка. На
единственно волнующий всех вопрос, Иисус это или нет,
был дан положительный ответ. Да, Иисус Христос! Кто и
как ее изготовил, по-прежнему оставалось непонятным,
хотя к распятию и Воскресению Иисуса Христа сие
изделие имело самое прямое отношение. Большинство
ученых (а может быть, и клерикалов) вздохнули с
облегчением: Слава Богу! Подлинная. Но отделаться
просто так от Плащаницы науке не удалось. От ученых
требовали объяснений, каким же все-таки образом
возникло изображение? Однако до сего времени, а
именно по состоянию на февраль 2001 года, этого
никто не смог объяснить. В конце февраля 2001 года
были получены интересные и феноменальные факты,
объясняющие природу возникновения изображения на
Плащанице! Широкой огласке они преданы только сейчас. Надо
напомнить еще ряд важных фактов. К XIII - XIV векам в
христианской традиции сложились устойчивые каноны
изображения Христа. Фигура на кресте никогда не
представлялась нагой, но всегда в набедренной
повязке; руки были пробиты в ладонях; терновый венец,
если и изображался (чаще не изображался), то
рисовался или изображался в виде обруча, подобия
королевской диадемы. На плащанице же распятый
обнажен, что согласно с римскими обычаями; руки
пробиты в запястьях, что опять - таки
соответствует исторической правде - ладони не
выдержали бы тяжести тела; терновый венец сплетен в
виде митры - царского венца Востока. В изображении на
Плащанице открылись такие исторические подробности, о
которых в XIII веке знать просто не могли. Анатомы
утверждают, что тело распятого было исполосовано
римским бичом с шипами - в XIII веке такой бич был не
известен. Самое, пожалуй, сенсационное: якобы на
глаза казненному при погребении были положены монеты,
чеканившиеся только в 30 - х годах новой эры в
Палестине. Это только версия. Одна из их - лепта
Пилата - содержит ошибку: в имени императора
TIBERIOU KAICAROC вместо К на Плащанице стоит С.
До публикации фотографии Плащаницы нумизматы не знали
об этой ошибке, но после публикации в разных
коллекциях обнаружилось пять таких монет. Анализ этих
фактов - и характер плетения ткани, и пыльца
растений, и соответствие римским обычаям казни на
кресте, и лепта Пилата - делают в своей
совокупности практически невозможной датировку
Плащаницы XIII веком. Все факты указывают на первый век христианской эры. А как же радиоуглеродный анализ? Наука пришла сама с собой в противоречие, которое ей же, науке, пришлось
разрешить. Для меня вопрос о подлинности Плащаницы
лежит совсем в иной плоскости. Для его решения
правильно были применены химические, биологические и
прочие научные анализы и исследования, ответить всем
на новые вопросы о том, что такое Туринская
Плащаница, может только философски - научное и
экспертно-криминалистическое исследование Плащаницы,
а также исследование новых, неизвестных пока науке
фактов. Они есть и к ним надо отнестись серьЈзно и с
пониманием, а не отвергать с порога. Прежде всего,
для меня совершенно очевидно, что Туринскую Плащаницу
ни в каком случае нельзя причислять к иконам, и
дело тут не только в заключениях патологоанатомов.
Иконы чина Спас Нерукотворный никто никогда не
выдавал за подлинный нерукотворный Лик Иисуса, никто
и не считал его таковым. Все знали, что перед ними не
сам Святой плат, а его художественное подобие,
созданное иконописцем, ни- каких споров и сомнений
на этот счет не возникало, и возникнуть не могло. С
Туринской Плащаницей дело обстоит совсем по-другому.
Это подлинная погребальная пелена, хранящая следы
крестных мук и чудесного Воскресения Иисуса Христа, а
не имитация такой пелены, а не ловкая подделка, а
стало быть, не является обманом. Мудрый раввин
Гамалиил в Деяниях апостолов говорил: Если это
дело - от человеков, то оно разрушится, а если от
Бога, то вы не можете его разрушить; берегитесь,
чтобы вам не оказаться богопротивниками. (Деян.,
5. 38 - 39.). Исследователи Плащаницы уверены в ее
подлинности. Они обратили свое внимание на том, что
способ плетения ткани, соответствовал тому, как ткали
полотно в Палестине на рубеже христианской эры; на
характере ранений и следов бичевания, совпадающих с
тем, как истязали и распинали осужденных в Римской
империи. Все это, безусловно, важно, как и
исследование пыльцы эндемичных растений, доказывающее
ближневосточное происхождение Плащаницы. Зная это
можно
ещЈ раз повторить слова евангельского сотника,
стоявшего у креста: Истинно Человек этот был Сын
Божий. (Мф. 27.54).
Быть может, самое неопровержимое, самое
интересное и чудесное то, что явило открытие Секондо
Пиа, - поразительная близость лика Туринской
Плащаницы с великим творениям Спаса Андрея Рублева и
Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае.
Удивительно, как повторяются в сотнях образов и
картин узнаваемые портретные черты Иисуса,
привычные настолько, что мы спокойно говорим про
кого-то: Он похож на Иисуса Христа, как если бы
речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам
достоверно известны. Правильное, с античными
пропорциями лицо: тонкий нос, волнистые,
распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи
волосы, короткая бородка - таков Иисус Джотто, таков
Спас Андрея Рублева, таким предстает Христос у
Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова,
таковы тысячи Его изображений во всех католических и
православных храмах мира. Как, каким образом возник
этот канонический образ Иисуса, принятый и Западной,
и Восточной Церковью? Еще одна загадка, на которую мы
получили ответ. Прототипами для них послужила
Плащаница. В раннехристианском искусстве Христа
представляли символически - в виде агнца, виноградной
лозы, Доброго пастыря, прекрасного ангелоподобного
юноши. И вдруг в какой-то момент все резко
изменилось. Почему? И какое изображение Христа стало
прототипом для всех последующих? Ответ нами получен
- Плащаница. В XVII веке первый исследователь
христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в
катакомбах святого Калликста фреску с очевидным
изображением Христа, совпадающим с каноническим
образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть
временем, когда теоретически еще могли быть живы
люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению,
фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио,
так что проверить его датировку практически
невозможно, а теоретически вполне. Но совершенно
поразительный образ Иисуса предстает перед нами в
иконе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он
не позднее, чем в VI веке. Сделанный в технике
энкаустики, реалистический и живой образ Иисуса
кажется уже просто портретным, в нем присутствуют
индивидуальные, неповторимо характерные черты:
удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и
запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные
глаза; хорошо видимые надбровные дуги; довольно
длинный нос, маленький рот; характерная линия волос
надо лбом+ Если сравнить негативную фотографию
Туринской Плащаницы с образом Христа из монастыря
святой Екатерины на Синае, то поражает абсолютное
сходство. Кто и что тут подтверждает: лик ли
Плащаницы свидетельствует о верности явленного нам
древними иконописцами человеческого облика Иисуса?
Икона ли подтверждает подлинность Плащаницы? Для меня
это подтверждение подлинности и синайского
Пантократора как реального портрета Иисуса Христа,
и Лика Туринской Плащаницы как запечатленного на
пелене чуда Воскресения. Но не только это. Лик
Туринской Плащаницы - свидетельство реальной правды
того, что изначала сущий Христос остается реально
сущим и по сей день. Христос Воскрес! За два года до
прихода грозного, поистине апокалипсического ХХ века
Он явился людям не древней иконой, обретенной
ребенком на пепелище, как Казанская Божия Матерь, не
другими чудесными видениями. Он предстал в виде
проявленной фотопластинки. Словно два тысячелетия
только и ждал открытия фотографии+ Отбросившее
религию как истасканную ветошь, преисполненное
атеизма и научного материализма, человечество
узрело фотопортрет Иисуса Христа - величайшего
философа и просветителя всех времЈн и народов! Он
вновь явил себя - теперь уже в преддверии XXI века,
почти невыносимым для нашей психики смещением всех
понятий, сбоем всех представлений о научном
прогрессе, о мировосприятии современного человека, о
слове Божьем. Как принять, как осмыслить такое
губительное для человечества развитие. Туринская
Плащаница должна всех остепенить. Взгляните на
этот поразительный образ, на Лик Туринской Плащаницы,
открывший нам глаза: спокойный, мудрый, отрешенный
от земных похотей и слепоты, несущий в себе Свет и
Просвещение для всего человечества, Иисус предстал
пред нами, словно вопрошает нас о чем-то, скорбит,
ждет отклика и хочет придти ко всем нам на помощь.
Нужно только позвать Его, нужно только поверить Ему!
Проходят тысячелетия, стираются грани времен; здесь и
сейчас, сегодня и всегда звучат обращенные к каждому
из нас слова Христа Я с вами во все дни до скончания
века. (Мф., 28, 20). Слова Веры, Надежды, Любви и
утешения, слова Спасительного напоминания, которое не
стоит забывать, а надо понять и осмыслить.