"Новации" и традиции в отечественном образовании

Основы православной культуры 
0
263
Время на чтение 16 минут
Основная проблема, связанная с переходом на новую систему образования - задать цели, исходя из которых можно выстраивать программы, делать стандарты и вводить требования. Именно на уровне целей, как правило, и возникает большинство дискуссий, порой неразрешимых. Стоит ли вводить курс по "основам православной культуры", и если да, то как определить границы между свободой вероисповедания и необходимостью знать историю культуры страны? Что требовать от школьника в качестве результата учебного процесса - знание фактов или умение мыслить? И если последнее, то как именно нужно мыслить? Конкретные, "технические" задачи - унификация образования, организация ЕГЭ, трансформация устаревшей институциональной системы образования и другие - немедленно упираются в глобальные вопросы, каким именно должно быть общество в следующем поколении. Сегодня "Полит.ру" публикует статью доктора социологических наук, профессора кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ, редактора отдела журнала "Человек" Виктора Шамшурина "Новации и традиции в отечественном образовании", посвященную традиции российского православного образования.

Известно и признано, что образование (особенно высшее) в России - это то немногое, что еще остается вопреки всему конкурентоспособной отраслью и становится все более востребованным. Упреки отечественному образованию в том, что оно "дает знания, но не учит навыкам", звучат по меньшей мере странно. О каких "навыках" может идти речь в эпоху обработки и получения информации, т.е. знания? Здесь, видимо, не различаются фундаментально-классические, вырабатывающее творческие способности разума, и профессионально-прикладные, культивирующие специальные данные памяти, виды образования. Подобного рода противопоставления фундаментального образования и науки прикладным дисциплинам носят мнимый характер. Но мимезис и анамнезис не отменяют, а взаимодополняют друг друга. Между тем, высшее образование в России сочетает широчайшую доступность с элитарностью и определяется тем, что при обучении первенство отдается развитию и совершенствованию именно свободных индивидуальных творческих навыков мышления, но на основе определенной устойчивой традиции работы со словом, сочетающей свободу с жестким следованием определенным канонам.

Однако в последнее время большинство нынешних образовательных структур (особенно коммерческих) делает ставку совершенно на другом, отличном от действительных собственных достижений - не на решении проблемных задач, а на тренировке памяти с помощью тестов, запоминании фактов, формул, аксиом, занимательных сюжетов. Именно "навыков"! Учитель при этом уже не наставник-преподаватель, знающий хотя бы чуть-чуть больше студента (teacher); и даже не посредник-опекун или репетитор, советующий обучаемому обратить внимание на те или иные области знания (tutor). Это скорее уже лаборант, который максимально облегчает путь студента к усвоению материала, практически полностью устраняется как личность из учебного процесса и сводит свою роль к рекомендациям методических материалов и демонстрации видеосюжетов, таблиц, графиков и т.д. (facilitator). За основу берется не эвристическое, эпистемологическое, а утилитарно-прагматическое начало. Это "практические навыки", которые "полезны" и "могут пригодиться в жизни" - в труде и во время отдыха.

Но вот в чем фокус - никто доподлинно не знает, что может пригодиться. Главным навыком всегда была, есть и будет способность ответа на неожиданную ситуацию - идет ли речь о спасении жизни телесной, душевной или духовной. А это - навык творчества, последствием которого и является полезный опыт. Нужно и "факел зажечь", и "сундук наполнить". Эти подходы взаимодополняют друг друга. Между тем наметились опасные симптомы в образовании, обратные достижениям отечественной культуры, когда пытливый поиск ума, "умственную схолию" (схолия - творческая работа разума) в который раз пытаются заменить пассивным усвоением информации - чаще всего развлекательной; туристическими прогулками по электронным залам Музея Интернет-памяти. В нем "уже есть все". Ничего не надо придумывать самому - нужно обладать знанием определенного алгоритма, программы поиска уже нужного готового знания-инструмента. И все!

При этом очень часто информационное авторство и юридическая ответственность в этом отношении за помещаемые сведения не имеют личного начала, адресата. Только формальная инстанция, электронный адрес, код в виде аббревиатуры. Насколько это опасно для выработки университетско-академического стиля работы ученого с достоверными источниками в науке и образовании - дело не только личного выбора, поскольку утрачиваются сами критерии разделения источников на достоверные и недостоверные. Это - теория. А вот в медицине "мировая паутина" может привести к самым практическим и плачевным результатам самолечения[1].

Что касается образования, то сегодня в мире все чаще предлагаются сомнительные "общеобразовательные программы" по подготовке разного рода "технологов", в соответствии с которыми проблемно-фундаментальное образование и творческое самообразование сокращается, а пассивное усвоение сведений, натаскивание на "известный и состоявшийся на практике прецедент", а также обучение, ориентированное на "сферу услуг в виде культа развлечений и туризма" увеличиваются! Но способен ли такой специалист-технолог к самостоятельной переподготовке, если его знание устарело? Такими далеко идущими, "стратегическими" вопросами чаще всего не задаются. Однако стратегия-перспекция неотделима от истории-ретроспекции. Каковы в этом отношении наработки в отечественной культуре?

В формировании образования в России особое место принадлежит Православной Церкви. Вот что об этом писал А.В. Карташев: "Самое специфическое, самое прямое и в то же время универсальное влияние Церкви, конечно, относится к области просвещения и воспитания народного мировоззрения, т.е. к самой душе культуры. Вера и культ требовали минимальной грамотности, книжности и искусства, и притом в широких общенародных масштабах. Школа книги и наука были столетиями почти исключительно церковными. И все литературное и умственное творчество или было прямо церковным, или проникнуто церковным духом"[2]. Эта оценка видного богослова совпадает с выводом известного русского педагога П.Ф.Каптерева (1849-1922). Последний выделял в русском образовании три главных периода: церковный, государственный и общественный[3]. При этом, как совершенно справедливо отмечает М.Н.Костикова, речь идет именно о культурно-мировоззренческой, а не институциональной сфере образования. В этом ключе "церковность" не означает принадлежности к церкви - общественному институту, - а выявляет глубинные основания, пронизывающие и структурировавшие пространство менталитета России: "Возражением пониманию периодов как сменяющих друг друга этапов от якобы менее просвещенного и примитивного - церковного - к все более высоким ступеням и уровням - государственному, затем общественному - может служить еще и глубокое и мудрое замечание самого П.Ф. Каптерева: "каждый из этих деятелей (церковь, государство, общество) способен к бесконечному развитию""[4].

Полагаю, что в самом общем виде особенности русской образовательной традиции[5] можно выразить следующим образом:

Свобода и открытость педагогической деятельности Русской Православной Церкви.
Учительство-старчество[6] - научение нравственным образцом совершенства с помощью любви и радости как бесконечной благодати.
Особая художественно-поэтическая, фабулаторная, эмоционально-сердечная (кардиогностическая) традиция духовной словесности.

Особая традиция слова в виде полногласия и акрофонии в образовании, когда имена букв составляют связные речения, выстраивающиеся в целостно-полногласную познавательную концепцию-мировоззрение с поучительным смыслом. Как показал А.С.Хомяков, церковнославянская азбука - это уже удивительный учебник, содержащий определенную объяснительную картину мира и человека. В нем поразительнейшим образом, на мой взгляд, сочетаются и традиция, и свобода. С одной стороны, - перед нами всеобщий метод хранения информации; с другой, - развитие способности передачи накопленного знания в виде целостного мировоззрения, последовательно отражаемого ключевыми буквами-понятиями.

Связь с патристикой и вообще греческой культурой, с одной стороны, через теорию духовной словесности и с помощью постоянных переводов. С другой, с помощью особого и филолого-энциклопедического[7], и богословско-экзегетического метода - схедографии, перенесенного с греческого алфавита на русский и предполагавшего знание 200 - 400 стихов на каждую букву алфавита.

На эту традицию, сочетающую в себе максимальную творческую свободу в работе со смыслами с детальнейшими регламентациями в технике и правилах оформления, т.е. сохранения этих смыслов при работе со словами-понятиями, не повлияли впоследствии ни "бесшкольные" великороссы Москвы, отрицавшие, подчас, пользу любого образования вообще (на нас, мол, и так "православная благодать"); ни даже латинствующие и иезуитствующие малороссы Киева. Так, П.Ф. Знаменский, говоря о Киево-Могилянской академии, подчеркивал: остается только удивляться, как люди этой школы еще держались православия! Именно не благодаря, а вопреки латинизированным богословам вроде Иннокентия Гизела - руководителя Киевской коллегии, архиепископа Черниговского Лазаря Барановича и др., вопреки запретам и даже наказаниям за не то что преподавание, а просто разговор на русском (а не латинском языке). Греческий язык и патристику в школе Петра Могилы, как известно, преподавали очень слабо. В основном - латинская версия Аристотеля, учения Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Латынь - и в аудиториях, и в повседневной жизни. А кто "проговаривался" по-русски - листок в ящичке на шее у семинариста для последующих наказаний. И это до второй половины Х века - весь курс был целиком и полностью направлен к возвеличиванию Римской Церкви.

Свобода и открытость образования Церкви, по крайней мере, в "земский", т.е. "до-московский" (по М.Ф. Владимирскому-Буданову) и, добавим, в "до-Киево-Могилянский" периоды связана, прежде всего, с приоритетным направлением ее деятельности - духовное окормление паствы. Образование ни в коем случае не было результатом (прямым или косвенным) имущественных споров епископата со светскими властителями по поводу движимости или недвижимости. Это - принципиальная черта русского образования - образование не входило в зону юридической ответственности Церкви как социального института.

Ни в церковном уставе Владимира или в "Русской правде" Ярослава Мудрого, ни в одном из семи ярлыков, данных татаро-монгольскими ханами русскому духовенству, и ни в одной из грамот, впоследствии жалованных князьями духовным властям и монастырям, - нигде нет никаких сведений о школах или училищах, об учителях или учениках[8]. В то же время в каждом из упомянутых законодательных актах подробно прописаны все лица, хоть как-то причастные к составу церковного суда и управления: от нищих и больных до крестьян и мастеров. Видимо, сюда не входили никакие училища с принадлежащими им лицами. И не входили потому, что не составляли предмета церковного управления, образуя порой лишь чисто светские и вполне народные (с издержками свободы, по П.В. Знаменскому, вплоть до язычества) мирские установления, не имевшие права на ханские привилегии или княжеские льготы и существовавшие и действовавшие самостоятельно, по силе внутренней жизни гражданского общества.

Второй период образования в России, по П.Ф. Каптереву, - государственный - до эпохи Александра II. А в политическом смысле - до отмены крепостного права. В это время "заведывание делом народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь не только на второй, но даже и на третий план"[9]. В этом плане любопытна точка зрения К.Д. Ушинского, приводимая П.Ф. Каптеревым: "После февральской революции (подразумевается освобождение крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.) наши сановитые педагоги не шутя поговаривали о том, как бы оставить одни технические заведения в России, готовить инженеров, моряков, офицеров и даже астрономов, потому что и астрономия может придать нам ученый блеск за границей, и вовсе не приготовлять политиков, философствующих юристов, публицистов и тому подобных ненужных и беспокойных людей". Известно, как министр народного просвещения князь П.А. Ширинский-Шихматов мотивировал запрет на преподавание философии в Московском университете: "Польза сомнительна, а вред очевиден". Преобладающая государственность в сфере образования приводила, по оценке П.Ф.Каптерева, в качестве своего логического продолжения к отсутствию общеобразовательной направленности школы.

Однако, по мнению М.Н.Костиковой, этот период русского образования вряд ли столь однороден и бесцветен, как характеризует его П.Ф.Каптерев[10]. По ее мнению, в 30-е годы XIX в. концептуально оформляется дальнейшая идеология русского образования, сохранившая свое значение до 1917 г. и выраженная известной триадой "самодержавие, православие, народность". Неоднократно критикуемая за реакционность, предложенная другим министром народного просвещения С.С. Уваровым концептуальная формула имела важнейшее значение как для развития русского образования, так и для укрепления русской государственности. Вот суть аргументации С.С. Уварова, без упрощений и тенденциозности, предложенная в отчете Его Императорскому Величеству за 1837 год. На самом деле все сводится к подчеркиванию совершенно определенного приоритета в духе святоотеческой христианской традиции: упор делается на первенстве именно нравственного воспитания в деле образования и более ничего. Уваров пишет об "оживлении" всех умственных сил, прежде всего как об "охранении", т.е. именно либерально-консервативно! По крайней мере, та политическая составляющая, на которую обычно обращают внимание, имеет в виду: "При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного - мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими, исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и к иноземному, распространяя в юных умах разумное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемерного просвещения к нашему народному духу может принесть истинные плоды всем и каждому"[11].

Роль духовенства в сфере духовности образования в этот период (как, впрочем, и в любой другой), сводилась, как известно, советскими историками к сугубо "охранительно-надзорным" функциям. Но главное в русском образовании было другое - душепопечительство, душеустроительство. Именно об этом свидетельствуют сохранившиеся и сохраняющиеся достоверные источники и примеры русской культуры, по которым (по вершинам, а не по пропастям) предлагал судить о сути культуры Д.С. Лихачев. В этом смысле учительство проявлялось в виде любви и осуществленного идеала-образа нравственного совершенства. Здесь и Антоний и Феодосий Печерские, и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и Иоанн Кронштадтский, и многие другие. Фактическое влияние на народ оказывали и оказывают именно искренние проповедники, учащие не только искренне, но и в соответствие с внутренним опытом и жизненной практикой. Прежде это были "учительствующие монахи", старцы, к которым обращались за жизненным советом люди всех возрастов и званий. Серафим Саровский, как известно, принимал каждого, а свой совет предварял приветствием "Радость моя!". Отмечу, что эта культурная традиция как своего рода народный дух и потребность-обычай в нынешних условиях проявляется весьма своеобразно. Конечно, было бы натяжкой проводить прямые сравнения и говорить о том, что в нынешних условиях, как и прежде, можно обнаружить все то же "душепопечительство" и "окормление духовных чад" уроками об идеалах нравственного совершенства. Однако значимость живого общения в диалогическом режиме до сих пор не подлежит сомнению.

Ряд исследователей подметил очень важный факт. В последнее время в некоторых социологических исследованиях и на практике политологических консультаций, в процессе выработки социально значимых технологий (правда очень немногих -А.Д. Андреев, А.Д. Щербинин, Н.Г. Щербинина, П.Е. Бойко, А.Ю. Шутов и др.) анализ трансформационных процессов в России 90-х - начала 2000-х гг. показал следующее. Гражданское общество России самостоятельно, независимо от "зависимых и независимых" электронных средств массовой информации и от государства (несмотря на их амбиции) устанавливает для себя ориентиры деятельности и конституирует смысловое поле, в котором осуществляется выбор стратегии личностной самореализации, и с которым должен считаться каждый здравомыслящий политик, рассчитывающий на эффект "обратной связи". Именно из миллионов связанных между собой таким единством-традицией самых простых повседневных действий, в конце концов, и формируются мощные социальные потоки, создающие явления исторического и политического порядка. Налицо интереснейший и поразительнейший факт, хотя и косвенной, а не прямой (если бы!), но взаимосвязи политики с высокой культурой в виде фундаментальной науки и высшей школы. Речь идет о довольно устойчивом тренде реального формирования общественного мнения с продуктивным и предсказуемым результатом в электоральной сфере не через средства массовой информации (даже электронные!), т.е. анонимно, а напрямую, с помощью преподавателей кафедр вузов и ученых из исследовательских центров! Другими словами, в режиме непосредственного речевого общения, если хотите - с помощью "проповедничества". Роль Русской Православной церкви, я думаю, не меньшая, но, к сожалению, в этом плане совершенно не изучена. Хотя именно в последнее время в данном направлении предпринимаются самые интенсивные усилия[12].

В прошлом же, особенно в самом начале принятия христианства, по мнению П.В.Знаменского, к "учительствующим монахам", при поголовной почти неспособности приходского духовенства к народному учительству, охотно стекались новопросвещенные русские люди. Здесь и Авраамий Смоленский, Никита Затворник Печерский и др. Если же считать вслед за некоторыми специалистами, что на ранних этапах в России не было никакого образования, то как объяснить мгновенное появление (вслед за принятием христианства) блестящих памятников русской словесности? Например, таких, как "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" Илариона Киевского, произведений "русского Златоуста" Кирилла Туровского и многих других. По мнению А.В. Карташева, основное здесь - это глубочайшее знание русскими домонгольскими авторами глубин христианства, патристики. Вообще - греческой культуры.

Так, в открытом в 1892 г. памятнике - в посланиях митрополита Климента Смолятича к смоленскому пресвитеру Фоме и Фомы Клименту содержатся следующие любопытные вещи. Фома в духе "антиохийского" направления в патристике упрекал Климента в приверженности к аллегорическому методу толкования писания, которое, как известно, было свойственно "александрийскому" направлению. Он видел в этом ненужное философское тщеславие, а сам стоял за буквальное, простое понимание и изложение богословских истин и ссылался в свидетельство своей правоты на авторитет известного Клименту образованного смоленского инока Григория.

Климент признает нравственный авторитет Григория, признает его знакомство со школьной греческой мудростью, но говорит, что и за его спиной стоит целое школьное греческое направление и целая группа киевских книжников, знающих греческий язык. "Поминаю же, - пишет он Фоме, - пакы реченнаго тобою учителя Григория, его же и свята рекл не стыжуся, но, не судя его хощу рещи, но истиньствуя. Григорий знал альфу, якоже и ты, и виту, подобно и всю словес грамоту, а слышищи ты ю у мене мужи имже есмь самовидец, иже может един рещи альфу, не реку на сто или двести или триста или четыреста, а виту тако-же". Это знание альфы, виты на 100, на 200 и т.д., по Карташеву, свидетельство о знании русскими греческого языка. Но речь идет не только о греческом лексиконе или каких-нибудь алфавитных сборников изречений, но и о сборниках богословских и философских, исполнявших у тогдашних книжников роль наших энциклопедий. И вот что прежде всего имеется в виду.

У греков в образовательно-школьной практике к ХI веку сложился высший курс грамматики под именем СХЕДОГРАФИИ (от греческого "раскалываю" - т.е. грамматический разбор слов). В объем схедографии включались две серии языкового материала. Одна серия состояла из записи грамматического разбора слов того или иного книжного текста. Это, так сказать, ученическая серия, включавшая записи в тетрадках классных объяснений учителя. Другая же серия - курс знаний греческого классического языка, включала тонкости, которые уже не даны были в непосредственном живом разговорном языке поздних греков и нуждались в регистрации и анализе. Сюда относились: 1) древние непонятные новогреку слова; к ним нужны были глоссарии; 2) слова, имевшие синонимы и омонимы; нужно было точное определение их смысла и по сравнению друг с другом и сравнительно с поздним разговорным употреблением, 3) слова с сомнительным, колеблющемся в произношении ударением, сбивчивым правописанием, меняющимся, неустойчивым, противоречивым смыслом. Вот эта образовательная школа, да еще и на материале изучения святоотеческого наследия, патристики оказалась для культуры России исключительно плодотворной. Кирилл Туровский прошел эту школу "духовной словесности" с особым тщанием. Что касается Западной Европы, то, как отмечает Карташев, во Франции схедографический лексикон синонимических слов ХI в. издан Буасонадом в Париже в 1832 г. При этом А.В. Карташев делает следующий вывод: "Вместо исключения, таким образом, пред нами естественный исторический факт, объясняемый тем, что усилия св. Владимира по водворению у нас настоящего греческого просвещения, хотя и не увенчались полным успехом, но не исчезли бесплодно и дали свой естественный результат, свой отголосок на протяжении почти всего до-монгольского периода.

Если принять все это во внимание и поставить рядом такие выдающиеся литературные произведения, как "Слово" Илариона, "Слово о полку Игореве", Слова Кирилла Туровского, подобных которым не было во всей московской литературе, то приходится признать, что в домонгольское время у нас была не одна грамотность, а и настоящая школьная образованность, правда не расцветавшая, но постепенно угасавшая"[13]. Надо сказать, что живучесть этой образовательной традиции, основанной на изучении патристики, оказалась поразительной, поскольку остается только удивляться самому факту существования не только православия в России, но и России в православии, несмотря на те испытания, которые с лихвой были отпущены и православию, и России. Тот же Карташев отмечает, что именно высочайший уровень богословского творчества позволял выходить из испытаний с честью. Не только это, но и неразрывное единство слова и дела, симфония духа и жизни в соответствии с духом.

1. С.В. Бондаренко делает вывод, справедливый не только для медицины, о том, что авторитет ученого в медицине нарабатывается годами, а вот создать "дутый" авторитет псевдо-медицинского (как, впрочем, и любого другого!) светила можно, благодаря сети Интернет, буквально в считанные дни. В России, к примеру, нет, не только ни одного закона, в котором упоминается Интернет, но и нет практики противодействия распространения социально (не говоря уже экзистенциально!) опасной информации "двойного назначения", Например, о запрещенных к применению наркотических препаратах. "Даже в США широко распространено мнение о слабой защищенности циркулирующей по сети информации, а также вообще к обеспечению тайны при размещении конфиденциальной медицинской информации в электронных базах данных" (Бондаренко С.В. Размещение медицинской информации в сети Интернет // Медицина, этика, религия и право. М., 2000. С. 230).

2. Карташев А.В. Святой Великий Князь Владимир - отец русской культуры // Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996. С. 130.

3. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. С. 258-269.

4. Там же, с. 21.

5. Подробнее об этом см.: Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996; Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. М., 1992; Знаменский П.В. Духовное образование в России до реформы 1808 г. СПб., 2001; Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. М., 1997; Смолич И.К. История Русской Церкви. Т. 1-2. М., 1997; особо отметим юридическую и социально-политическую трактовку русского образования в "истории права образования" М.Ф.Владимирского-Буданова. См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995; Владимирмский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России с ХУП в. до учреждения Министерств. СПб., 1874.

6. По удачному выражению Е.В.Зимаковой, старчество является инвариантным свойством не только религиозной культуры, но и всего человеческого общества (Подробнее см.: Зимакова Е.В. Старчество как феномен культуры. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата культурологии. М., 2000).

7. В последнее время, после долгого периода затишья в России наблюдается буквально таки расцвет издательско-энциклопедического дела. Выпускается огромное количество словарей, справочников и, что самое главное, - энциклопедий, диапазон которых очень широк. Здесь и популярные, детские энциклопедии очень высокого качества, сочетающие глубину подачи материала, с занимательностью и доходчивостью. И специально-профессиональные. Одна из таких энциклопедий прямо-таки показательна: в ней в самом прямом смысле присутствуют и энциклопедизм-схедография и поэтика: Словарь языка русской поэзии ХХ века. Т.1: А-В / Сост.: Григорьев В.П. (отв. Ред.), Шестакова Л.Л., Бакеркина В.В., Гик А.В., Колодяжная Л.И., Реутт Т.Е., Фатеева Н.А.. М.: Языки славянской культуры, 2001.

8. Памятники русского права. Вып. 1-7. М., 1955; Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1-9. М., 1985.

9. Каптерев П.Ф.Общий ход. С. 262.

10. Костикова М.Н. Об историческом месте религии и Церкви в развитии отечественного образования // История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия: В 2-х ч. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. С. 20.

11. Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по Министерству Народного Просвещения за 1837 год. СП б., 1838, с.146.

12. См., например: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ("Круглый стол") // Социологические исследования. . 8. 2001.

13. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х т. М.: Изд. Центр "Терра", 1992. Т. 1. С. 254.

Опубликовано в Полит.Ру 15.08.2003
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06