- Одна из сложностей работы с недавно канонизированными святыми - и, к тому же, можно сказать нашими современниками, о жизни которых имеется подробные описания, портреты, - в том, что икона должна быть узнаваема. И лик Федора Ушакова, в данном случае, должен быть максимально близким к портретному сходству. Кроме того, икона святого Феодора Ушакова писалась с учетом исторических реалий того периода. То есть, например, мундир и награды адмирала должны соответствовать реальным мундиру и наградам того времени. Ведь икона не должна вызывать улыбок и замечаний об исторических ошибках, погрешностях и неточностях. Когда пишется фигура святого в условном облачении, то там могут быть разночтения, да и иконописец имеет определенную свободу движения. Здесь же, повторюсь, речь идет о человеке, жившем сравнительно недавно. Большую помощь в специально проведенном исследовании нам оказал научный комитет ВМФ России, который возглавляет контр-адмирал Лев Сидоренко. Мы разобрались с системой, например, наград: есть орден, есть знак ордена, как они сочетаются, как располагаются... Мы даже совместными усилиями обнаружили неточность на одном из прижизненных портретов адмирала. В итоге мы имеем реалистичность, но при этом икона святого Феодора Ушакова остается иконой.
Вообще, очень любопытно, в каких условиях рос будущий адмирал. Из книг известно, что решающее влияние на формирование его духовного мира оказал родной дядя, преподобный Феодор Ушаков, уроженец сельца Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, откуда и шел род Ушаковых. Он был лихим преображенским (гвардия императрицы) сержантом Иваном Ушаковым, не уклонявшимся от гвардейских попоек и кулачных боев. Но однажды он бежал из полка в северные леса в поисках пустынножительства. Через шесть лет был схвачен и привезен в Петербург. Императрица Елизавета Петровна была богомольна, чтила монахов и пустынников. Императрица проявила ласку к своему гвардейцу, одетому во власяницу, и предложила вернуться в полк. Ушаков твердо отказался и просил позволения "умереть монахом" (он, кстати, вызвал тогда живейшее любопытство всего петербургского общества). 13 августа 1748 года тридцатилетний Иван Ушаков был пострижен в монахи в присутствии императрицы и оставлен при Александро-Невской Лавре. Вскоре у него появилось много учеников и последователей, он стал известным. И эта слава вызывала ревность и даже злобу братии. В итоге Феодор Ушаков уехал в Саров, а еще через два года, в 1759 году переселился в пустынь у озера Санаксар в нескольких верстах от города Темникова (Мордовия). Там он навсегда и остался. Там же Феодор Ушаков возобновил Санаксарскую обитель, пришедшую к тому времени к крайнему запустению, и фактически создал один из самых значительных и прославленных монастырей России.
В 1763 году преподобный Феодор обратился к могущественному Алексею Орлову, бывшему своему товарищу по гвардии, с просьбой ходатайствовать у императрицы на пострижение в монахи одиннадцати учеников его из бывших гвардейцев. Алексей Орлов добился именного указа императрицы по этому поводу. Так Феодор Ушаков стал настоятелем единственного в России монастыря, большинство насельников которого были дворяне из русской гвардии. Санаксар прославился своей исключительной строгостью и мужественным смирением. Преподобный Феодор провел в монашестве 45 лет и умер в 1791 году. За Санаксаром и по сей день сохраняется традиция принимать в послушники офицеров. После отставки у стен монастыря поселился племянник преподобного Феодора адмирал Ушаков и стал усерднейшим прихожанином, там же в 1817 году он и умер. В 1906 году над его могилой поставили часовню, которую позже снесли коммунисты.
Но все это было потом. А в 1769 году начал Федор Ушаков морскую службу в Азовской флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. В 1775 году Ушаков командовал на Балтике фрегатом, затем императорской яхтой. Громкая слава пришла к нему в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Начал он ее командиром линейного корабля "Святой Павел" - лучшего на Черноморском флоте. Весь флот заговорил о молчаливом и отважном командире Ушакове, который в бою, искусно маневрируя, стремился подойти к противнику на короткую дистанцию картечного залпа. Победу у острова Федонисий русскому флоту принесла решимость Ушакова (1788 г.), где он командовал авангардом. За это сражение Федор Ушаков получил чин контр-адмирала. Князь Потемкин писал Екатерине II: "Благодаря Бога, и флот, и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник".
С начала 1790 года Федор Ушаков командует Черноморским флотом. В том же году он разбил превосходящий по численности флот Османской Порты около Керченского пролива, а вскоре нанес поражение туркам и у острова Тендры недалеко от Гаджибея (будущая Одесса). Турки имели подавляющее превосходство, но, распознав эскадру Ушакова, стали рубить канаты. Ушаков догнал их и, по обыкновению, подошел на дистанцию картечного выстрела к турецкому флагману и двум другим кораблям. Любимый корабль Ушакова "Рождество Христово" схватился сразу с тремя турецкими кораблями, вынудил их выйти из линии с повреждениями и заставил спустить флаг 74-пушечный турецкий флагман "Капудания", который вскоре, к ужасу турок, взлетел на воздух. В 1791 году султан собрал все силы, на какие был способен, и призвал из Алжира свирепого вожака пиратов Септ-Али. Последний обещал султану привести "Ушак-пашу" в Константинополь в цепях. Весь флот понимал, что их ждет главное морское сражение всей войны, которое и произошло 31 июля 1791 года у мыса Калиакрия. На своем флагмане "Рождество Христово" Ушаков погнался за кораблем алжирца Септ-Али, нанеся до этого ему повреждения. Только темнота спасла жалкие остатки турецкого флота, лишившегося двадцати восьми судов. Септ-Али добрался с трудом до Константинополя и стал тонуть на виду столицы, прося залпами помощи. "Великий! Твоего флота больше нет!" - услышал султан. 29 декабря 1791 года Оттоманская Порта поспешно подписала мир с Россией.
Эта победа закрепила престиж России как великого государства и утвердила ее интересы на Черном и Средиземном морях. Ушакова звали "морским Суворовым". И действительно, эти два великих человека - полководец и флотоводец - вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Черном море, надежные военно-морские крепости в Крыму, в Днепровском, Бугском и Днестровском лиманах. В 1798 году вице-адмирал Ушаков получил повеление Императора-рыцаря Павла I "тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции, яко буйного народа, истребившего не токмо в пределах своих веру и Богом установленное правительство и законы... но и у соседственных народов, которые по несчастию были им побеждены...". В апреле 1799 года армия Суворова появилась в Северной Италии. Он просил Ушакова поддержать его флотом с юга. Так началась беспримерная средиземноморская кампания Ушакова против французов-демократов. Ушаков показал Европе самые блистательные в истории действия русской морской пехоты. Кстати, имена кораблей придавали штурму литургический характер: "Рождество Христово", "Три святителя", "Святой Павел", "Покров Богородицы", "Святой Петр", "Троица", "Сошествие Святаго Духа", "Богоявление"...
19 февраля 1799 года Ушаков взял штурмом сильнейшую в Европе крепость на острове Корфу. То была вершина флотской и христианской службы Ушакова. Суворов откликнулся: "Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!". Император Павел I за Корфу произвел Ушакова в полные адмиралы. После Корфу Ушаков приказал своим кораблям блокировать Венецию и начать бомбардировку Генуи. В декабре 1806 года адмирал Ушаков подал Императору Александру I прошение об отставке: "Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением...". Отставка была принята. Адмирал поселился рядом с Санаксарской обителью, где долгие годы молился о нем родной дядя, преподобный Федор Ушаков. В 1812 году во время Отечественной войны адмирал Ушаков был избран Тамбовским дворянством начальником Тамбовского ополчения. Практически все свои средства адмирал Ушаков отдал бедным, на устройство госпиталей и церкви. Остаток дней своих он, по свидетельствам, провел "крайне воздержанно" и умер аскетом в 1817 году.
Известно, что из 43 морских сражений он не проиграл ни одного, ни один российский корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Однако Ушаков снискал славу не только как военный. Например, свою первую награду - орден Святого Владимира 4-й степени - он получил в 1783 году за умелые действия и за заботу о матросах во время борьбы с эпидемией чумы в Херсоне. В трудные годы войны 1941-1945 годов адмирал Ушаков был вновь "призван" на службу Отечеству. Были вспомнены его подвиги и учрежден орден его имени наряду с именами князей-воинов Александра Невского и Дмитрия Донского, а также адмирала Нахимова и генералиссимуса Суворова. Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова (и Нахимова) I и II степени и медалей Ушакова (и Нахимова) вышел 3 марта 1944 года. Всего за годы Великой Отечественной войны этими флотоводческими орденами было награждено: орденом Ушакова I степени 25 человек (36 награждений), орденом Ушакова II степени- 182 человека (194 награждения). Орденов Ушакова удостаивались также части и соединения ВМФ. Так, за заслуги в боевых действиях на море были награждены: орденом Ушакова I степени - 10, орденом Ушакова II степени - 5 частей и соединений. Среди первых соединений, удостоенных ордена Ушакова I степени, были Краснознаменная бригада подводных лодок Северного флота и 9-я штурмовая Ропшинская Краснознаменная авиационная дивизия; 51-й минно-торпедный авиационный Таллиннский Краснознаменный, орденов Ушакова и Нахимова полк удостоен морских наград дважды. Состоялось также более 14 тысяч награждений медалями Ушакова (и более 12 800 медалями Нахимова).
Сегодня святой адмирал Ушаков - прямой покровитель Черноморского флота и хранитель Севастополя, который он создавал вместе с Потемкиным-Таврическим и князем Суворовым. Надо сказать, что и флот помнит и чтит заслуги и подвиги адмирала. Более ста лета моря бороздили корабли имени адмирала (броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков" 1893-1905 годы, крейсер "Адмирал Ушаков" 1953-1987 годы). Последним таким кораблем стал тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" класса "Киров" (проект 1144) (в ВМФ России было четыре атомных крейсера этого проекта: три из них - "Адмирал Ушаков", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" - базируются на Северном флоте, и один - "Адмирал Лазарев" - на Тихоокеанском флоте). Корабль был построен в 1980 году под названием "Киров", в 1992 году, после распада СССР, получил имя великого российского адмирала, однако с тех пор стоит на приколе.