Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Полковник И.К.Новожилов: "Законодателям было бы целесообразно, используя мировую практику, рассмотреть возможность введения православных священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур"

Православная газета г. Екатеринбург

18.04.2003


Выступление на конференции "Человек, религия, право: история и современность" …

В 1996 году, 30 августа, между Министерством внутренних дел и Русской Православной Церковью Московского Патриархата было подписано соглашение о сотрудничестве. 10 мая 1997 года подписано соглашение между епархиями Уральского региона и Уральским округом внутренних войск; 10 сентября 1997 года соглашение о сотрудничестве было подписано между ГУВД Свердловской области и Екатеринбургской епархией; 11 февраля 2000 года подписано соглашение о сотрудничестве между Среднеуральским управлением внутренних дел на транспорте МВД России и Екатеринбургской епархией.
В рамках подписанных соглашений 171 священник Екатеринбургской епархии духовно окормляет 393 подразделения силовых структур на территории Свердловской области. Из них подразделений Министерства внутренних дел: юридический институт МВД РФ - 1; войсковых частей Уральского округа внутренних войск - 14; подразделений ГУВД Свердловской области - 81; подразделений СУВДТ - 10.
Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. Воспитание воинов в этом контексте является целенаправленным процессом формирования у военнослужащих необходимых идеологических убеждений, качеств личности, необходимых для боя и службы.
Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность православного воина, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкрепленных ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.
Для российского воинства на протяжении почти 10-ти веков обязательным было благословение священника и духовное напутствие его на защиту своего Отечества. Следуя историческим традициям и желанию военнослужащих и сегодня 12-й отряд специального назначения Уральского округа внутренних войск, выполняющий служебно-боевые задачи на территории Чеченской республики, духовно окормляется православным священником, который выполняет задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. Походный воинский храм - палатка во имя св. Александра Невского, который сопровождает воинскую часть с 1997 года, является тем местом единения с Богом, где духовник воинской части совершает богослужения и Таинства, которые поднимают боевой дух, воинскую дисциплину, укрепляют их духовно в экстремальных ситуациях. Священник, пребывая на территории Чеченской республики в качестве духовника 12-го отряда специального назначения, также выполнял свою духовную миссию и среди милиционеров подразделений ГУВД Свердловской области, СУВДТ МВД РФ. Ротация священников происходит через каждые 2 месяца.
Общение екатеринбургских милиционеров и солдат Уральского округа ВВ с православными священниками в экстремальных ситуациях еще раз подтверждает мысль о том, что на войне атеистов не бывает. По мнению командующего войсками Уральского Округа внутренних войск МВД РФ, участие православных священников в духовно-нравственном воспитании воинов частей УрО ВВ, дислоцирующихся на канонической территории Екатеринбургской епархии, снизило случаи суицида в 10 раз. По данным анкетирования, проведенного Екатеринбургской епархией в 2001-2002гг среди военнослужащих, в частях УрО ВВ считают себя православными 84% опрошенных, 85,3% желают, чтобы их дети исповедывали православную религию. В подразделениях ГУВД и СУВДТ среди сотрудников православными считают себя 84 %, желаемую исповедываемую религию для своих детей - православие предпочитают 86,9 %. В юридическом институте МВД эти цифры равняются соответственно 79,4 % и 81,4%. По мнению большинства респондентов, статус священника в воинской части, подразделении должен быть определен, как священника штатного. Удовлетворенность деятельностью священника в работе по профилактике наркомании и суицида в учебных заведениях составляет 54,4 %. В УрО ВВ, ГУВД, СУВДТ - 71,2 %. Перспективы развития взаимоотношений церкви и силовых структур должны расширяться и укрепляться по мнению 64% респондентов Юридического института. Отношение к пребыванию священников в горячих точках положительное у 84,1% опрошенных в частях и подразделениях УрО ВВ. Только в 2002 году на канонической территории Екатеринбургской епархии в воинских частях и подразделениях силовых структур приняли Таинство Крещения 1426 человек, исповедовались - 2198 человек, причастились Святых Христовых Тайн - 1698 человек.
Екатеринбургской епархией разработано и действует положение о стипендии Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии обучающимся в 4-х учебных заведениях Министерства Обороны, Министерства Внутренних Дел, Министерства по Чрезвычайным Ситуациям РФ, согласно которому один курсант, слушатель, суворовец по представлению командования учебного заведения и ходатайству духовника по результатам учебы и воинской дисциплины, награждается стипендией в размере 1000 рублей, грамотой и ценным подарком.
Было бы целесообразно, используя мировую практику, законодателям совместно с духовенством и руководителями силовых министерств и ведомств рассмотреть возможность введения православных священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур на основе законодательных актов, учитывая опыт департамента военно-морского духовенства дореволюционной России, а не отвергать эту идею, ссылаясь на многоконфессиональность в армейских коллективах. Практически во всех армиях мира существуют институты капелланов, несмотря на многоконфессиональность, имеющую место в этих странах. Военных священников в армиях иностранных государств приравняли к офицерскому составу и присвоили воинские звания, т.к. постоянное нахождение капелланов в армейской среде, их жизнь по воинскому распорядку и участие в боевой подготовке рассматривается руководством службы как важное звено в деле установления взаимопонимания между священниками и военнослужащими.
Наглядным примером сегодняшней действительности является активное участие капелланов в составе коалиции войск США и Великобритании в агрессии против Ирака. Главная же задача института военных капелланов вытекает из приоритетов, которые установлены его руководством и заключены в следующей формуле: "Для капеллана каждый солдат - это, прежде всего, человек, затем - профессионал и уж потом прихожанин".
Отсутствие законодательной базы в этом вопросе является серьезным препятствием на пути духовно-нравственного возрождения Российской армии. Все, что делается и дает результаты, происходит только благодаря личным взаимоотношениям и энтузиазму, как представителей епархии, в первую очередь Правящего архиерея, так и командиров соединений, частей, подразделений и первых лиц силовых структур.
Нравственность и вера - понятия исторически неразделимые, тесно переплетающиеся между собой. Наша нравственность тесно связана с религией как основою, почему и может быть только нравственностью религиозной. Хороший, религиозный человек, по воззрениям Н. И. Ильминского, должен быть таковым не в одних лишь мыслях и понятиях, не только на словах, но на деле, в жизни, перед Богом и своею совестью.
На моральный дух российской армии отрицательно действуют не только средства массовой информации, постоянно очерняющие нашу армию и милицию, но и представители тоталитарных сект с их центрами на Западе, проповедующими насилие, секс и искажающие понятие истинных ценностей. А.С.Пушкин говорил, что "Историю русскую должно преподавать по Карамзину. Россия слишком мало известна русским".
Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что народ и его культура создали идеал человека, который нужно создавать в воспитании, а также доказывать, что в народе и его культуре есть все, чтобы воплотить в жизни такой идеал. "Напрасно мы хотим выдумать воспитание: оно существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ", - писал он.
Православная газета



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме