Чтобы не оскорблять чувства неверующих

Исход битвы Масленицы и Великого поста у нас в стране всегда предрешен в пользу первой

Пришел Великий пост. И следует начисто забыть о масленичных усладах и безумствах, о винопитии, о пряженцах и оладьях, о блинах с икрой паюсной и зернистой, с семгой и осетриной, сырах рокфор, пармезан и костромском, о самочинном катании с гор и организованном - на тройках с бубенцами, переодеваниях, каруселях и поцелуях на Прощеное воскресенье. Теперь целоваться с незнакомыми разрешено будет не скоро, лишь на Пасху, то есть христосоваться. А готовить шесть недель кряду следует лишь на растительном масле…
Некоторые кокетливые дамы искренне полагают, что любой пост учинен исключительно в целях временной диеты и поправления фигуры, то есть расценивают его как своего рода церковный шейпинг. Соответственно Великий пост устраивают для Великого похудания. Следует этих дам разочаровать - это не совсем так. То есть совсем не так. Вот что по этому поводу говорит Церковь: "Пост святой и великой Четыредесятницы как своею долговременностью, так и строгостью выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов - это духовное обновление нашей души"… Обновление души, заметьте, никак не фигуры.
В Великом посте есть одна загадка для робкого разума: отчего считается, что продолжается он сорок дней, тогда как продолжительность его всегда больше сорока дней? На случай столь глупых вопросов, продиктованных лишь поверхностной тягой к праздному исчислению, святой Симеон Солунский отвечал уверенно, хоть и несколько многословно и туманно: мол, речь не идет о календарных сорока днях, но - о десятой части жизни нашей. "Этот пост продолжается одинаковое число дней, как и пост Господа нашего, то есть сорок дней, а за ними одна седмица в память страстей Его". Короче, не нужно задаваться пустыми вопросами. Зарубите себе на носу: сам Господь постился, конечно, не для замаливания грехов, поскольку был безгрешен, но "сделал это, чтобы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное через невоздержание и чревонеистовство". И это последнее слово - замечательно, просто мороз по коже. Запомните его и твердите про себя, когда пойдете в другой раз в гастроном Елисеевский, а не в Елоховскую церковь…
Но читаем далее: "Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни". Вопросы есть? Отвечаю: последняя седмица - это, по-нашему, Страстная неделя, венчающая Великий пост, которую не причисляют к Четыредесятнице. Здесь еще некоторая путаница для человека невоцерковленного с Лазаревой субботой перед Страстной: хоть и постная неделя, а разрешается есть икру с постными блинами. Это скорее всего из христианского гуманизма: после поста можно и заболеть, если прямо так и впасть в чревонеистовство.
Вообще в русском пасхальном обряде сохранилось столько языческого, что разобраться неофиту затруднительно: где церковное, где народное. Скажем, та же икра, которую упорно едят с блинами. Скорее всего она символ зарождения новой жизни, поскольку весь пасхальный цикл связан с ожиданием весны и новых всходов. Кстати, то, что Великий пост - весенний, имеет и практическую сторону: у крестьян к этому времени было трудно с припасами, так что пост можно рассматривать как в некотором смысле предприятие экономическое.
Все, что касается диеты, - удивительно и даже загадочно в русском Великом посте. Не будучи чрезмерно изощренной (щи да каша - пища наша), русская национальная кухня именно в постные дни становится странно элегантной и изобретательной. Помнится, в одном мужском монастыре меня пригласили на общую трапезу. Шел пост. Подали что-то крайне похожее на голубцы, изумительно вкусное и питательное. В ответ на мое удивление монах, подававший пищу, улыбнулся и сказал, что все это сделано только из гречки - и ничего больше.
По-видимому, русское творчество и выдумка особенно разыгрываются на трезвую голову, ибо на пост не пьют, к тому ж Великий пост приходится на весну, как раз когда есть и хочется. Возможно, именно в мужских монастырях были придуманы эти несметные постные рецепты, из которых составляются увесистые поваренные книги. Да и воздержание, мы знаем, способствует творчеству и фантазии...
Но как быть неверующим? Чтобы не оскорблять их чувства, скажем, что даже прихожанам позволяются некие послабления в субботу и воскресенье. Можно и стопку выпить - и ничего вам не будет. Можно не поститься больным и путешествующим. А о заблудших душах, не нашедших дорогу в храм, и вовсе ничего не говорится ни в каких предписаниях Церкви: гуляй не хочу. Кстати, откройте свою записную книжку, и вы увидите, сколько дней рождений ваших знакомых выпадают на зиму: это значит, что многие неверующие вовсе не томили себя воздержанием в весенние месяцы, и - ничего, хорошие получились детки, взгляните хоть на январских Козерогов. Так что если неверующих в дни поста охватывает смутное томление, но сопровождается оно столь же смутным чувством своей греховности, - отбросьте сомнения. Бог - всеблаг: это естественное весеннее томление и слабости человеческие Господь понимает и извиняет.
Но если вы все-таки хоть иногда заглядываете в храм, а с аппетитом вам справиться невмоготу, - чем сидеть дома, отправляйтесь-ка лучше в путешествие. И где-нибудь в римской траттории закажите себе спагетти с пармезаном. И - бутылочку розового вина. Рекомендую что-нибудь прованское. И помяните тихим добрым словом свою далекую, все еще в снегу, грешную родину.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Н. Климонтович:
Московское отдохновение
На рыночном лотке оказались старинные русские обряды
04.06.2004
Летаем на метле
В годы либерального скептицизма веру в нечистую силу у нас сохранили немногие. Сегодня заметны положительные сдвиги
02.02.2004
Чтобы не оскорблять чувства неверующих
Исход битвы Масленицы и Великого поста у нас в стране всегда предрешен в пользу первой
18.03.2003
Школам нужен курс "религии России"
К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся на "Круглый стол" в редакции "КП"
17.03.2003
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы