V КОРНИЛИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ДИСКУССИИ И ВЫВОДЫ

0
117
Время на чтение 6 минут
27 февраля - 1 марта в городе Печеры Псковской области состоялись ставшие уже традиционными Православные образовательные Чтения, посвященные памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Уже в пятый раз они проводятся по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырем в сотрудничестве с Печорским Православным педагогическим обществом и Печерским районным отделом образования. В этом году на Корнилиевские чтения, посвященные теме "Православная культура и современная школа", собралось более ста пятидесяти педагогов, ученых, психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пскова и Псковской области, города Печеры и Печерского района.
Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником - архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества. Ко времени проведения Чтений вышел в свет восьмой номер издаваемого этим обществом иллюстрированного журнала "Глагол". В отдельном классе - кабинете духовной культуры Печерской гимназии, - вниманию гостей была представлена современная история монастыря в фотографиях, созданных известными московскими фотохудожниками - священником Иоанном Сиротой, Виктором Корнюшиным, а также насельником монастыря иеромонахом Августином (Заярным).
В ходе первого пленарного заседания прозвучало сообщение архимандрита Тихона (Секретарева) о предстоящей 1 апреля 2003 года канонизации насельника Псково-Печерской обители иеросхимонаха Симеона (Желнина). Шестьдесят четыре года подвизался он в монастыре, более тридцати лет нес послушание духовника братии и паломников. Господь наградил своего избранника долголетием - старец Симеон почил о Господе 18 января 1960 года на 92 году жизни. Его имя окружено благоговейным почитанием, в монастыре хранится немало свидетельств о благодатной помощи, полученной его духовными чадами по молитвам подвижника. Как подчеркнул архимандрит Тихон, многое духовно роднит старца Симеона с Серафимом Саровским, которого он очень чтил, именно поэтому, несомненно, промыслительно, что его прославление совершается в год столетия канонизации преподобного Серафима. "По образу и подобию" - так был озаглавлен доклад духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тавриона, затронувшего многие аспекты христианской антропологии. Главный вывод, сделанный отцом Таврионом: целью человеческой жизни является достижение Богоподобия, из этого и должны исходить педагоги в своей работе.
Проблемам духовного обновления школы посвятила свое выступление директор Печерской гимназии О.М. Тумановская. Своей главной задачей учителя Печорских школ считают воспитание ребенка, как свободной мыслящей личности, поскольку, по мнению Тумановской: "Бога может постичь только личность". "Цель российской школы, - подчеркнула она, - не только вооружить ребенка знаниями, но и научить пользоваться ими в интересах правды и добра". Этому во многом препятствует деятельность СМИ, которые, по ее признанию "сделали очень многое для внедрения ложного идеала свободы в сознание наших детей". Приоритетным направлением воспитательной работы в школе, отметила директор Печерской гимназии, должно стать приобщение к традиционным для России православным ценностям не только самих детей, но и их семей.
Особенностям духовно-нравственного развития современного ребенка посвятила свое выступление доктор психологических наук, професор Московского городского психолого-педагогического университета В.В.Абраменкова. Она, в частности, обратила внимание на негативные последствия, которые наносят формированию личности ребенка новые игрушки: трансформеры, "черепашки-ниндзя", "телепузики", покемоны, популярность которых является следствием воздействия на детскую психику телевизионной суб-культуры. Восприятие как игрушек этих уродливых человекообразных существ, происхождение которых имеет отчетливо демоническую подоплеку, - подчеркнула специалист-психолог, - разрушает в душе ребенка этические и нравственные ориентиры.
Доктор философских наук, профессор Московского Государственного медицинского университета И.В. Силуянова обнародовала данные статистического опроса, проведенного среди студентов МГМУ. 70,7% будущих медиков заявили, что считают себя православными, при этом у 45,3% студентов религия занимает значительное место в жизни. Вместе с тем, 40% опрошенных поддерживают аборты, более 60% одобряют эвтаназию и новые методы фетальной терапии, основанной на использовании плаценты. В противоречивой позиции молодежи, по мнению Ирины Силуяновой, виновата интеллектуальная среда, в которой выросло новое поколение жителей России, а также либеральная идеология, навязываемая ему средствами массовой информации. Во многом вина за это лежит на атеистические штампах, которыми наполнены школьные и вузовские учебники. Одним из самых опасных штампов является утверждение о равенстве всех религий. Как отметила Ирина Васильевна, естественное равенство их представителей перед законом искусно подменяется идеей равноправия всех конфессий в России с ее 1000-летней христианской историей, причем эта позиция находит поддержку на уровне законодательной власти. Вопиющим примером ложного понимания конфессионального равноправия является возведение мечетей в древних русских городах, население которых веками исповедывало Православие. Силуянова, в частности, призвала участников Корнилиевских чтений выразить поддержку властям Сергиева Посада, выступающим категорически против попыток строительства мечети в их городе.
Пленарное заседание первого дня работы Чтений завершилось выступлением президента Межрегиональной общественной организации "Родители, педагоги и ученые за нравственную традиционную Российскую школу" Ф.Н. Савельевой. По ее мнению, центром воспитательной системы школы должно стать формирование в душах и сердцах детей христианского нравственного идеала.
В рамках Чтений в Печерской гимназии прошло несколько открытых уроков. Значительный интерес педагогов и методистов вызвало факультативное занятие по "Основам духовной русской культуры", которое проводил в 10 "А" катехизатор Псково-Печерского монастыря иеромонах Августин. "Евангельские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - так была обозначена тема этого урока, но перечень проблем, обсуждавшихся на нем старшеклассниками, оказался гораздо шире, затронув такие основополагающие понятия, как совесть, любовь, христианское самопожертвование.
Факультативные занятия по "Основам духовной русской культуры" проходят в Печерской гимназии уже несколько лет. Сначала читаются вводные лекции, где школьники узнают о том, что такое храм, икона, как молиться, как ставить свечи. Несколько уроков посвящены античности, мифологии и культуре Древнего мира, а затем переходят к изучению истории Церкви, начиная с первых веков христианства. Непосредственно работа над текстами для школьников начинается со "Слова о Законе и Благодати" митрополита Киевского Иллариона, а заканчивается "Мастером и Маргаритой" М. Булгакова.
В ходе Корнилиевских чтений в Печерской гимназии действовали областные целевые курсы "Воспитание на традициях Православия в современной школе". Состоялись заседания секций: естественнонаучной, историко-филологической, православной педагогики и дошкольного воспитания, а также тематической секции "Пушкин и православие". Участники историко-филологической секции поддержали позицию московского гостя - профессора Института Русского языка им.А.С.Пушкина В.И. Аннушкина, который высказался в пользу принятия Закона о языке. Речь, - по его мнению, - это инструмент управления обществом и общественными процессами, а сегодняшнее состояние речевой культуры - катастрофично. Владимир Аннушкин также напомнил, что учащиеся дореволюционной школы специально осваивали речевой этикет, правила публичных приветствий, выступлений и переписки, владение этими навыками являлось отличительной чертой образованного человека. По мнению, высказанному профессором-филологом, этот подход необходимо возродить в современной школе.
Широкий резонанс вызвало выступление секретаря правления Союза писателей России С.В Перевезенцева, который подверг резкой критике концепцию преподавания истории Отечества в современной школе. По его мнению, сегодня необходимо разрабатывать православную методологию образования, в основе которой будет лежать восприятие истории, как действия Божественного Промысла. К сожалению, сегодня истории русской Церкви в курсе истории Отечества уделяется ничтожное внимание: школьникам рассказывают только о трех фактах: о Крещении Руси, расцвете монастырской культуры XIV столетия и расколе. Составленные столичными специалистами образования Методические указания преподавателям истории, содержат концепцию, согласно которой существующие цивилизации поделены на три уровня: "общемировые" - преимущественно цивилизации Запада, "незначительные" - цивилизации стран "третьего мира" и "периферийные", к которым отнесена и Россия. Эту точку зрения предлагается внедрять в умы десяти-одиннадцатиклассников. Теми же методическими указаниями предписывается изучать "мифы древних славян", хотя славянская культура создавала сказки и былины, но не знала мифов. Основным "учебным пособием", на которое призваны опираться педагоги, является т.н. Велесова книга, которая, как доказано специалистами, является не древним источником, а подделкой XVIII века. Вместе с тем, отметил Сергей Перевезенцев, эта книга сейчас является настольной для идеологов современных неоязыческих культов.
По итогам работы участники V Корнилиевских православных образовательных Чтений составили рекомендации по реформированию отечественного образования. По их мнению, главное сегодня - создать единую систему образования и воспитания, в основе которой будут лежать духовно-нравственные традиции русской культуры и отечественной педагогики, а реализация этой цели возможна только при объединении усилий государственной школы и Православной Церкви.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кирьянова
Все статьи Ольга Кирьянова
Последние комментарии
Толпы мигрантов штурмуют миграционные службы Нижнего Новгорода
Новый комментарий от Советский недобиток
08.05.2024 14:12
Институт диаконисс в Древней Церкви
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 13:36
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир Ст.
08.05.2024 13:26
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
08.05.2024 13:26
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
08.05.2024 12:37
Монастыри, как очаги просвещения – миссия выполнима!
Новый комментарий от учитель
08.05.2024 12:05