В Украине удельный вес ислама среди других религий сегодня относительно невысок. Согласно последним данным Государственного комитета по делам религий, в числе более чем 26 тысяч религиозных общин в стране насчитывается 450 мусульманских, большинство которых (329) находится в Крыму. Но из года в год число общин и верующих ислама заметно растет, в том числе за счет мусульман-украинцев. Это реальность нашей жизни, с которой невозможно не считаться. Если, конечно, мир и взаимопонимание между гражданами Украины разных религий и конфессий находятся среди наших приоритетов. Сейчас и в будущем.
Сегодня, как известно, ислам - очень актуальная тема в СМИ всего мира. Если попытаться отвлечься от чистой политики и политического терроризма, то на поверхность выступает глубинная причина конфликтов - неприятие "другого", "других" такими, какими они есть. По ироническим словам Оскара Уайльда, "другие" - это, вообще, кошмарная публика". Тем более, что мы о них почти ничего не знаем. Что, впрочем, не удивительно, если вспомнить, что история мирных, нормальных отношений христиан-европейцев с мусульманами довольно "молодая" (не учитывая эпоху колонизации мусульманских народов). Иллюстрацией может служить такая маленькая история. В ХVIII веке в Париж приехал знаменитый на Востоке персидский ученый, поэт, полиглот, аристократ и красавец; он совершенно очаровал высший свет, но неизменно провоцировал вопрос: "Как это можно быть персиянином?!".
Мы надеемся, что "круглый стол" газеты "День", который собирает наших читателей, внесет некоторую толику в познание "другого".
- Сегодня все еще популярна теория американского политолога Сэмюела Хантингтона о конфликте цивилизаций. Как бы вы прокомментировали эту теорию, особенно сейчас, в свете событий вокруг Ирака?
- Необходимо различать конфликт цивилизаций и конфликт религий. На протяжении всей истории человечества имели место контакты разных цивилизаций, а представители разных религий сосуществовали в пределах одной цивилизации. Так, на Востоке буддисты, мусульмане, индуисты строили одно общество. Запад - новая культура, новая цивилизация, построенная по-другому, менее открытая, чем восточный мир. Поэтому и возникают сейчас разные толкования о существующем трении. Вспомним также, что в Европе на протяжении столетий имели место ожесточенные конфликты между представителями только одной религии - христианства. Ислам - это религия не для одной эпохи, не для одной цивилизации или одного народа. В Австралии, Северной Америке, Европе, Африке есть мусульмане. В Африке вместе живут и христиане, и мусульмане; разве можем говорить, что там борьба цивилизаций? И в Европе, и в Америке живут мусульмане. Так что понятие борьбы цивилизаций неверно.
- Как вы оцениваете готовящуюся войну в Ираке?
- Сегодня весь мир волнуется - как те, которые готовятся к войне, так и те, кто не хочет войны. Мы желаем, чтобы не было ни кровопролития, ни разрушений. Мир прошел через много войн, и какая из этих войн не имела страшных последствий?
Когда речь идет о политике, духовные лица не могут ничего сделать - мы можем только молиться. Желаем, чтобы мудрость восторжествовала и сохранился мир.
- Некоторые политики стремятся - ради завоевания электората - опереться на духовенство. Так, президент Путин встречался с духовными лицами ислама, очевидно, ради того, чтобы сгладить напряженность, источником которой является мусульманская Чечня. Как вы к этому относитесь?
- Россия - это особый вопрос. Когда там шла война между народом, который боролся за независимость, и целым государством - Российской Федерацией, тогда духовные лица как бы не имели к этому отношения. А когда стало понятно, что идет борьба против экстремизма, терроризма и ваххабизма, которые разрушили чеченское общество, тут понадобились духовные лица. Ибо экстремисты пользуются религиозными лозунгами, - необходимо защищать общество в целом, а также показать, что ислам не имеет отношения к терроризму. Это уже другой вид войны. И тут очень велика роль духовного лица.
- Уважаемый шейх, в нашей стране слышны голоса тех российских политиков, которые пугают Украину ростом исламского фактора в Крыму и, соответственно, увеличением влияния Турции. Поэтому они советуют поддержать позицию России в Чечне и объявить всех боевиков экстремистами. Какую позицию вы здесь занимаете?
- Каждый имеет свой взгляд на существующее положение. Наша задача - никому не дать использовать ислам для достижения своих политических целей. Тех, кто использует лозунги ислама ради того, чтобы установить и свой порядок, и свой ислам (такой, как ваххабизм, например), мы, конечно, никогда не поддерживали; мы всегда против этого.
- Ощущают ли украинские мусульмане какие-либо проявления недоброжелательности со стороны власти или общества? Как вы оцениваете уровень религиозной толерантности украинского общества?
- Государство в целом не мешает нам развивать свою деятельность, воспитывать мусульман в духе ислама, обеспечивать соблюдение религиозных ритуалов. Конечно, есть некоторые регионы, где сотрудники некоторых структур еще не совсем понимают, как работать с мусульманами. К тому же, кроме официального подхода, имеет место и другое отношение к исламу, в том числе со стороны СМИ или других структур, в частности, искажение информации об исламе. Дезинформация в мышлении некоторых сотрудников государственных структур приводит к тому, что иногда бывают задержки в решении весьма важных для нас вопросов. Но в целом, украинское государство дает нам полную возможность нормально работать и удовлетворять наши религиозные потребности. На уровне Президента, Администрации Президента, правительства или Верховной Рады у нас нет проблем.
Такое отношение объясняется, возможно, тем, что украинское общество издавна имело контакты с исламским миром. Во времена СССР многие арабские - исламские - государства напрямую контактировали с украинскими предприятиями; украинские специалисты бывали в Египте, Алжире, Сирии, Ираке или других странах, а также в Средней Азии. Многие выходцы с Востока женились в Украине на украинских или русских девушках. Сейчас отношениям и знакомствам помогают развиваться туристические поездки и мелкий бизнес. Важно то, что по характеру граждане Украины открыты, просты, любят дружить со всеми, поэтому в целом никаких затруднений в развитии наших отношений не ощущается. Правда, отдельные СМИ иногда раздувают какие- либо проблемы, связанные с мусульманами. И мы тем более благодарны газете "День" за объективное и глубокое освещение вопросов, связанных с жизнью мусульман Украины.
- Сегодня в Украине существует Духовное управление мусульман Украины, главой которого вы являетесь, Духовное управление мусульман Крыма и религиозно-политическое мусульманское образование в Донбассе. Нормальна ли эта ситуация для ислама, или же это отображение некого периода становления одной мусульманской общины? Каковы ваши отношения с мусульманами Донбасса и Крыма?
- Мы живем по законам Украины, которые предусматривают возможность регистрации каких-либо юридических лиц, в том числе и общественно-религиозных объединений. Между тем, принято, чтобы в каждом государстве религия имела одну юридическую организацию, одно духовное лицо во главе, чтобы верующие понимали, вокруг чего они объединяются, знали, куда они могут обратиться. Однако, в некоторых странах СНГ, в том числе в Украине, и особенно в России регистрировалось множество духовных центров. К сожалению, среди их основателей были и далекие от знания религии люди. Хотелось бы, чтобы те, кто принимает решения о регистрации религиозных объединений, задумывались о возможных последствиях.
Глава ДУМУ называется "муфтий". Это не простое слово, оно налагает обязательства; в первую очередь - знание Ислама, способность давать ответы на вопросы верующих. Мы не ограничиваем свою работу членами нашей общины. Наш духовный центр функционирует на всей территории Украины, находится в контакте со всеми - с общинами, и с имамами ("имам" - духовный руководитель мусульманской общины), посылаем литературу, принимаем имамов или студентов на учебу.
Подчеркну, что деятельность ДУМУ не связана с какой-либо политикой. Мы против смешения религии и чьих-либо национальных или политических интересов. В частности, всегда предупреждаем о сомнительных намерениях (опасности экстремизма, терроризма) делегаций, которые собираются приехать в Украину.
- Сколько действующих мечетей на территории Украины, в частности, как идет строительство мечети в Киеве?
- Конечно, в Украине существуют районы компактного проживания мусульман и там издавна были мечети, молельные дома, мусульманские кладбища. Очень важно то, что сегодня мы строим первую в истории Киева мечеть. Вначале нам разрешили построить лишь молельный дом, что значит - без минарета. И хотя градостроительный совет дал добро на строительство настоящей мечети, до сих пор имеются административные сложности. Однако, мы надеемся, что город в конце концов даст разрешение возвести минарет, так как это с давних времен принято во всем мире. Тем более, что мы имеем полную поддержку со стороны властей. Ведь мечеть в столице - это лицо страны перед исламским миром. Отмечу, что сегодня во всех европейских странах имеются мечети.
- Много вопросов к вам возникает в связи с тем, что в нашем многоконфессиональном обществе все еще недостаточно знаний об обычаях людей разных религий. Вот, например, положение женщин, исповедующих ислам. В исламском государстве - это одна ситуация. А как быть в полинациональном украинском обществе, например, с таким правилом шариата - мужчина не должен прикасаться к чужой женщине (даже для рукопожатия). Что случается, например, в больнице, в каких-либо мастерских, магазинах и др.? И как может соблюдать законы ислама человек, работающий на предприятии среди немусульман?
- В любой среде есть соблюдающий законы человек и есть не соблюдающий. Бывают также обстоятельства, когда верующий человек, помимо его воли, не может вести себя соответствующим образом. Человек сам решает - блюсти ему законы шариата или нет. Однако при всех обстоятельствах мусульманин имеет возможность соблюдать пост, молиться, соблюдать праздники; женщина - носить платок. Думаю, что если директор или хозяин фирмы (не мусульманин) понимает, что у его подчиненных - религиозный праздник, он не будет запрещать им его отмечать.
- Известно, что имамы, а тем более - муфтий часто помогают верующим советами при решении сложных жизненных вопросов. Это действительно так?
- Конечно; и по многим вопросам: как назвать ребенка, как сохранить семью, как заключать денежные и другие договора. Советую, чтобы человек жил честно, чтобы не совершал ошибочных поступков. Обращаются к нам также при магии или сглазе. Или по вопросам воспитания детей.
- К переводам Корана существует особенно бережное отношение. Есть ли перевод Корана на украинский язык?
- Как на русском, так и на украинском языке нет переводов, которые были бы корректными. К сожалению, многие люди, ставя перед собой чисто коммерческие цели, очень спешили опередить других, а не достигнуть верности оригиналу. Это очень непростой вопрос, и мы готовимся к этой работе.
Духовное управление мусульман Украины сейчас выпускает достаточно литературы, которая дает правильное представление о содержании Корана - толкования вопросов социальной жизни, семьи, здоровья и медицины, наследства, выполнения религиозных ритуалов и т.д.
- Известный украинский ученый востоковед Агатангел Крымский, внесший большой вклад в украинскую культуру, предлагал рассматривать священные книги не только как религиозное, а и как культурное явление. Поэтому русский язык - это хорошо только для тех, кто не знает украинский. Мы же заинтересованы в том, чтобы тексты Корана можно было бы читать и на украинском.
- Мы тоже в этом заинтересованы, но нельзя забывать о том, что большинство мусульман Украины - это представители национальных меньшинств, которые в большинстве даже свой родной язык забыли. Они вынуждены говорить на том языке, который понимает большинство. Но все-таки у нас есть сильное желание обогатить украинскую культуру и библиотеки переводом Корана. Но неправильные переводы - это хуже, чем их отсутствие. Например, в одном учебнике на русском языке, которым пользуются в вузах, дается совершенно искаженное представление об исламе. В результате - у людей других религий создается не только неправильное представление об исламе, но также - неприятие мусульманина. Такие переводы не развивают нормальные отношения между мусульманином и немусульманином. Надеемся, что Академия наук Украины, Институт философии, Министерство образования и науки и др. будут развивать с нами контакты. Общая работа, достоверная информация об исламе будут способствовать развитию нормальных отношений между членами нашего общества.
- Уважаемый шейх, думаю, что нашим читателям было бы интересно узнать, откуда ваши родители, где вы получали образование.
- Родители мои из Ливана. Я родился в Бейруте и свое религиозное образование начал с детства - учился в религиозной школе. После этого я учился в Украине - закончил КПИ по специальности "вычислительная техника-, системотехника". Был оставлен в аспирантуре для работы, связанной с локальными сетями для микропроцессорных систем.
Моя семья - жена и пятеро детей. Меньшей - три месяца, старшей - 14 лет. Жена - ливанка. Четверо детей родились здесь, в Киеве, они тут живут и учатся. И хорошо, без ошибок говорят по-украински - он для них почти как арабский.
Контакты в СССР с преподавателями исторического материализма и других подобных дисциплин дали мне толчок глубже изучать учение ислама, стремление глубже понимать религию. Поэтому учился в одном из известных в мире духовных университетов Ливана; имею несколько дипломов разных стран по разным направлениям ислама.
Но мой диплом по вычислительной технике и сетям также служит мне хорошую службу - я иногда сам участвую в ремонте нашей офисной техники, разбираюсь в программировании. Это сейчас мое хобби.
- Можно ли не приходить к вам за советом, а отправить свой вопрос по электронной почте и получить ответ?
- Почему нет? Можно. Так же, как по телефону.
- Уважаемый шейх! Прошу принять на память книгу "Укра§на-Incognita", составленную по материалам газеты "День".
- Будем рады использовать материалы вашей книги для студентов Исламского университета, который действует в Киеве. Это - единственный университет на территории СНГ, который имеет аккредитацию дипломов в известном в мире ислама египетском университете. Кстати, слушатели нашего университета изучают историю Украины. Спасибо за приглашение и за подарок.
Должен отметить, что ваша газета всегда производит хорошее впечатление - она способствует развитию нормальных взаимоотношений между представителями разных религий в Украине, это газета - для интеллигенции.