Кого причислить к лику святых, решает синодальный отдел по канонизации Русской православной церкви, который уже 15 лет возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). С отделом тесно сотрудничает Свято-Тихоновский богословский институт, созданный при МГУ. Преподаватели института готовят материалы и выдвигают "кандидатуры" будущих российских святых. А его ректор Владимир Воробьев - личность весьма интересная. Может, например, сказать в речи по торжественному случаю: "Церковь может гордиться сотрудничеством с органами государственной безопасности".
Такие интересные личности и поставили на повестку дня причисление к лику святых в чине мученика г-на Распутина. Один из идеологов канонизации пишет: "В лице Григория Ефимовича Распутина-Новых мы имеем дело с выдающимся русским мыслителем, вождем духовных христиан, реформатором Русской православной церкви, Российского государства. Он пал жертвой не только тупого непонимания, жестокого консерватизма, но и страшного лицемерия, эгоизма и борьбы разных сил".
Второй кандидат в святые - самодержец Иван Грозный. Оказывается, он "великий молитвеник и кормчий Святой Руси, бесов во плоти - жидов - изгнавый". Кроме того, именно Иван Грозный (об этом канонизаторы не упоминают) открыл первый кабак в Москве, на Балчуге, где торговали водкой. Так сказать, стал первопроходцем и ввел государственную монополию на спиртное. А еще уничтожил больше 10 тысяч россиян (тогдашнее население Руси едва ли составляло 10 миллионов), убил собственного сына, приказал убить митрополита Филиппа, семь раз женился, и жены как-то странно умирали - порой через две недели после свадьбы. Да, еще одна мелочь - Грозный бездарно проиграл несколько войн и посему даже предлагал Папе Римскому ввести католичество на Руси...
На первый взгляд, канонизация Распутина и Грозного ни при каких обстоятельствах невозможна. Но это только на первый взгляд. Смог же упомянутый владыка Поярков добиться канонизации Архиерейским собором расстрелянной большевиками семьи Николая Второго, чья роль в истории России, мягко сказать, неоднозначна.
Теперь недолго и до того, чтобы потребовать причисления к лику святых Иосифа Сталина. Как-никак учился в семинарии, а после войны прозрел и даже покровительствовал Русской церкви.