СВЯТЫНИ СТАРОЙ МОСКВЫ

ЦЕРКОВЬ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

0
90
Время на чтение 4 минуты
Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище.
Ранее придел, освященный во имя апостола Андрея, находился в одноименной церкви Андреевского монастыря, освященной в честь св. Андрея Стратилата и давшей название обители.
Андреевский придел находился и в Алексеевской церкви уничтоженного большевиками кремлевского Чудова монастыря в Кремле. Во имя апостола Андрея еще была освящена домовая церковь в знаменитой усадьбе графа А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе, где в пожаре 1812 года сгорела хранившаяся там древняя рукопись "Слова о Полку Игореве".
Ныне придел во имя св. апостола Андрея Первозванного имеет Тихвинская церковь в Сущеве.
Местность "Новые Ваганьки", где была возведена ныне действующая Андреевская церковь, доподлинно известна примерно со второй половины XVII века. Ее название до сих пор не имеет единого точно установленного объяснения, и существует множество истолкований слова "ваганьки".
Достоверно лишь то, что в далекую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или "Старое Ваганьково", сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространенной версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили.
В.И. Даль относил происхождение этого слова к вологодскому наречию и толковал его как "забавлять, играть, шутить, баловаться". Иногда считается, что ваганами назывались царские псари, жившие тут на Государевом Псаревом Дворе, который и был позднее переведен в район Пресни. Еще одна малораспространенная теория выводит слово ваганы от "воган" или "вожан" - от переселенных в Москву жителей Важской области.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от "ваганного" денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось "ваганцем". Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.
Есть еще одно полулегендарное истолкование имени этой местности. "Ваганами" в старину назывались еще выдолбленные из колоды деревянные корыта, из которых украинцы и казаки ели свой знаменитый кулеш. Ваганы использовались только в качестве тарелок для кулеша, потому что готовилось это кушанье в железной посуде на огне. Приезжая в Москву, малороссы останавливались поначалу близ Воздвиженки и дали название этой старомосковской местности. (Из таких ваганов-корыт и жившие там царские псари могли кормить своих подопечных собак.)
Так или иначе, это старомосковское поселение ваганов, село Ваганьково, было переведено во второй половине 17 века за Никитские ворота и далее в район пресненских Трех гор, - на отдаленную окраину города, которая и получила название Нового Ваганькова. По местности стало называться московское загородное кладбище - Ваганьково.
Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве, косившей москвичей тысячами. К тому же нельзя было погребать умерших от заразной болезни людей в черте города, как раньше - на церковных погостах и в самих городских церквях.
Да и саму старинную практику таких захоронений начали запрещать еще первые Романовы, при которых перестали погребать покойников в Кремле. А Петр I своим указом от 10 октября 1723 года запретил погребать умерших уже во многих городских церквях центральной Москвы. В 1748 году императрица Елизавета велела освободить от существовавших захоронений весь путь от Кремля в Головинский дворец на Яузе в Лефортове, все кладбища по протяженности пути уничтожить и впредь никого там не хоронить. А для погребения умерших прихожан местных церквей государыня приказала отвести особое место за пределами города и выстроить там ее коштом церковь.
Для этого первого в Москве кладбища сразу же стали искать место. Поначалу предложили Напрудное с уже существовавшей там с глубокой древности Трифоновской церковью. Когда это место сочли неудобным для устроения там отдельного кладбища, то выбор пал на Марьину Рощу. Там еще с 1744 года находился погост для погребения умерших насильственной смертью и что-то вроде морга при нем для проведения опознания и судебного следствия. Отметим, что тела убитых и казненных отправляли в убогий дом, а для самоубийц устраивали отдельные погосты, один из которых находился близ будущего Ваганьковского кладбища.
Уже в 1750 году была выстроена и освящена Лазаревская церковь, и в Москве появилось первое в городе Лазаревское кладбище. В большинстве же своем московские кладбища, в том числе Ваганьковское, Калитниковское, Рогожское, появились во время эпидемии чумы и находились за пределами тогдашней крайней границы Москвы - Каммер-Коллежского вала.
Устройство кладбища на Ваганьках сочли удобным потому, что здесь были обнаружены старинные каменные надгробные плиты, свидетельствующие о прежде уже существовавших здесь захоронениях.
В 1773 году освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого, предположительно уже стоявшую в этой местности ранее.
А в 1824 году архитектор А. Григорьев, построивший знаменитый храм "Большое Вознесение", возвел здесь ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого. На месте же, где стояла первая одноименная церковь, поставили красивый памятник в виде ротонды.
Этот же зодчий в 1822-1824 г.г. построил и два небольших флигеля поблизости от входа на кладбище. В юго-западном, слева от входа, в 1822 году стараниями бывшего московского обер-полицмейстера Шульгина и на средства потомственной почетной гражданки Мазуриной была устроена богадельня. В правом же северо-восточном флигеле была поначалу устроена кладбищенская часовня, а потом и церковно-приходская школа.
Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм для отпевания усопших и заказных литургий на завещанные средства благотворителя А.С. Лонгинова. Под ним устроили новую часовню для покойников, привозимых сюда, на Ваганьковское кладбище для отпевания и погребения. Новая, очень скромная кладбищенская церковь вмещала в себя до 350 богомольцев, икона в него была пожертвована обществом трезвости. Храм освятили уже в мае 1916 года.
Однако действующей новоустроенная Андреевская церковь была недолго. На следующий год грянула революция, и уже в 1918 г. храм был закрыт и крест с него снят. Какое-то время в этом помещении было общежитие, потом различные кладбищенские службы, магазин похоронных принадлежностей.
Главный Воскресенский храм поначалу захватили обновленцы, и именно он первым вернулся в лоно Православной Церкви в 1944 году. Северный и южный флигели в советское время поставили на государственную охрану. И в 1980 году прямо напротив бывшей Андреевской церкви похоронили В.С. Высоцкого.
Уже в июне 1989 года было принято решение вернуть здание Церкви. На его реставрацию прихожане Ваганьковского храма собрали более ста тысяч рублей. Работы по его восстановлению продолжались всего три месяца. 21 октября того же года храм был освящен, и на следующий год при нем открылась воскресная школа. В настоящее время церковь действует.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лебедева
Все статьи Елена Лебедева
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45