Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Зеленая поросль

Т.  Ермаков, Профиль, журнал

04.11.2002


Истоки радикального исламизма - не только в религии, но и в экономике, политике, демографии …

Накопленный - главным образом начиная с 70-х годов прошлого века - людской и экономический потенциал позволил исламскому миру (в первую очередь той его части, которая контролирует нефтяную ренту) существенно увеличить политический вес и влияние в мире.
Доля мусульманских регионов в мировой экономике не превышает 6-8%, но от них в значительной степени зависит мировой рынок энергоносителей. При этом некоторая часть финансовых ресурсов, образовавшаяся в нефтедобывающих странах, стала направляться в полулегальный и нелегальный бизнес: наркоторговлю, незаконную торговлю оружием, контрабанду. Таким - отчасти опосредованным - образом нефтедоллары создали подоснову для возникновения системы финансовых потоков, подпитывающих экстремистские исламистские организации.
Современный исламизм радикален по целям - его представители выступают за построение подлинно исламского общества и кардинальное переустройство мира. В то же время его практика разнообразна, включает в себя использование как мирных, пропагандистских, так и силовых, в том числе террористических, методов.
Было бы, кстати, неправильным сводить деятельность исламистов к борьбе с Западом и "золотым миллиардом" - наиболее преуспевающими государствами мира. Это лишь один из элементов "джихада", усилий, нацеленных на переустройство жизни. Сейчас в политике господствует преимущественно узкое понимание этой борьбы. Она сфокусировалась и направлена против американского диктата, политики США и их союзников. Мало того, попытка анализа ситуации через призму "утопического сражения" исламистских радикалов с "золотым миллиардом" уводит нас в сторону от понимания реальных процессов, переводя разговор в плоскость противостояния бедных и богатых.
На самом же деле, идет борьба разных элит, протекающая на двух уровнях - национальном и транснациональном. В первом случае новые национальные лидеры борются с находящимися у власти, во втором - объявляют войну западным "хозяевам жизни". Умеренный политический класс исламских государств, который состоит из консерваторов-традиционалистов и либералов-модернистов, не восстает против преобладания западного мира и США, хотя отдельные аспекты их международной политики вызывают несогласие и критику. Представители этого класса могут выражать недовольство, у них с Америкой и другими западными державами могут быть трения, и даже серьезные (одна из главных причин расхождения - палестино-израильский конфликт), но эти противоречия не выходят за определенные рамки.
Другое дело - радикалы, выступающие как своего рода "контрэлита", конкурирующая и с местными властями, и с наднациональными силами мирового порядка в борьбе за контроль над ресурсами и активно использующая при этом тот "горючий материал", который накопился в исламском мире. Охвативший его демографический взрыв (ныне каждый пятый житель планеты - мусульманин по рождению, в то время как в начале ХХ века таковым был только каждый десятый) привел к различным последствиям. Одно из них - появление так называемого молодежного горба: доля людей в возрасте от 15 до 24 лет во многих мусульманских странах возросла до 20% и более. Эта молодежь не находит себе применения на рынке труда и в правительственных структурах и пытается найти место под солнцем всеми доступными способами.
Впрочем, в радикальных течениях - повсюду, не только в исламском мире - реально участвует лишь незначительный процент населения. Поэтому, когда мы говорим о масштабах распространения исламского радикализма, мы имеем в виду не столько степень вовлеченности граждан в исламистские организации, сколько уровень влияния этих структур на общество. И не стоит забывать, что в исламском мире помимо радикалов существует значительный слой либерально настроенных людей. Эта часть мусульманского мира сильно встревожена наступлением радикализма. Особенно это касается лиц старшего поколения, которые когда-то были увлечены левыми идеями. Ведь сегодняшний радикализм, в отличие от вчерашнего - левого, стал выражаться главным образом в крайне правых - националистических и религиозно-шовинистических - формах.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме