Борьба за Патриархат

Украинские греко-католики стремятся вырваться из "галицийского закоулка"

Религия 
0
137
Время на чтение 7 минут
Из досье "НГР"
Иосиф Слипый (1892-1984) - кардинал, Верховный архиепископ Львовский, митрополит Галицкий, глава Украинской Греко-Католической Церкви с 1944 по 1984 г., доктор богословия. В 1946 г. был арестован органами НКВД, был заключенным советских лагерей. Освобожден по просьбе Ватикана в 1963 г. В 1965-м возведен в сан кардинала. Скончался в Риме. Любомир Гузар - кардинал, архиепископ Львовский, нынешний глава Украинской Греко-Католической Церкви. Родился в 1933 г. во Львове. В 1949 г. его семья перебралась в США. Учился в духовной семинарии, в католическом университете в Вашингтоне и в Фордгамском университете Нью-Йорка. В сан священника посвящен в 1948 г. в Стэнфорде (США). В 1969 г. переехал в Рим. В 1977 г. рукоположен Патриархом УКГЦ Иосифом Слипым в сан епископа. Вернулся на Украину в 1994 г. и основал в Тернополе монастырь монахов-студитов. В том же году избран главой новосозданного Киево-Вышгородского архиепископского экзархата. В 2000 г. избран главой УКГЦ. Галиция - историческое название территории западных украинских земель (современной Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей), которая к концу XVIII - началу XX вв. относилось и к части польских земель.
Об авторе: Виктор Евгеньевич Еленский - кандидат философских наук. Старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Украины, главный редактор журнала "Людина i свiт".
Июльский Синод епископов Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), впервые более чем за 200 лет собравшийся в Киеве, вновь поставил перед Римской курией вопрос о патриаршем устройстве УГКЦ.
Напомним, что, выйдя из катакомб и начав церковное возрождение, иерархия УГКЦ уже неоднократно ставила перед Ватиканом вопрос о признании за их Церковью статуса Патриархата. В свое время борьба за патриарший статус УГКЦ сыграла серьезную роль в консолидации украинской диаспоры (по крайней мере ее католического большинства) после Второй мировой войны, углублении ее национального и религиозного сознания. Предложение поднять статус УГКЦ до уровня Патриархата тогдашний глава Церкви кардинал Иосиф Слипый внес еще на второй сессии Второго Ватиканского Собора 11 октября 1963 г. С этого момента начинается сложная церковно-политическая интрига, в которой Апостольская Столица ведет тонкое позиционное состязание с первоиерархом УГКЦ, стараясь максимально ограничить автономию Церкви при проявлении глубокого уважения к бывшему многолетнему узнику советского режима.
Идея Патриархата встречает не только хорошо организованное противодействие Конгрегации Восточных Церквей Римской курии, но и некоторых греко-католических епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов. Наконец, в 1975 г. кардинал Иосиф Слипый подписывает пасхальное послание как Патриарх Украинской Католической Церкви. В том же году во время литургии его именуют Патриархом Киево-Галицким и всея Руси. Апостольская Столица не признавала самопровозглашенного патриаршего статуса УГКЦ, но проявляла корректность и терпение. С другой стороны, лозунг Патриархата стал важным инструментом мобилизации украинской диаспоры и всей Католической Церкви на Украине. Ватикан указывал тогда на отсутствие территории поместной Церкви как на препятствие для учреждения Патриархата. После провозглашения независимости Украины и переезда иерархии УГКЦ из Рима во Львов это препятствие перестало существовать. Поэтому первый после 1946 г. Синод епископов во Львове (16-31 мая 1992 г.) направил Иоанну Павлу II петицию с просьбой окончательно признать Украинский Патриархат. Это право может принадлежать УГКЦ согласно декрету Второго Ватиканского Собора "О Восточных Католических Церквах", признавшего патриаршее устройство приемлемым для Восточных Церквей.
Специалисты по каноническому праву в УГКЦ говорят о канонических основах своей Церкви как Церкви Восточной, отличной от Римско-Католической, хотя это подчас выводит некоторых из них за рамки католической экклезиологии и догматики.
Естественно, что УГКЦ - самая многочисленная среди Восточных Католических Церквей - настойчиво стремится к патриаршему статусу. Однако Апостольский Престол летом 1993 г. утвердил лишь некоторые решения первого после легализации Синода УГКЦ на Украине (май 1992 г.): создание четырех новых епархий, а также отдельной Курии Верховного архиепископа. Дальнейшие решения Апостольской Столицы относительно канонического устройства УГКЦ, ее юрисдикции и границ позволяют сделать вывод о том, что Ватикан не склонен расширять полномочия Церкви вне Галиции, что обусловлено, несомненно, стремлением не обострять отношения с Московским Патриархатом и другими Православными Церквами.
Неуступчивость Рима в вопросе предоставления УГКЦ патриаршего устройства, с одной стороны, и наличие реально более острых проблем внутреннего развития Церкви - с другой, заставили греко-католическую иерархию не педалировать вопрос о Патриархате, а сфокусировать свои усилия на решении наиболее насущных внутрицерковных вопросов.
Такая стратегия церковного священноначалия рассматривается одной частью духовенства и мирян как оправданная и дальновидная, тогда как довольно многочисленная группа греко-католической интеллигенции считает ее близорукой и губительной для будущего Церкви. Эта группа усматривает в Церкви прежде всего мощный фактор этнополитической мобилизации, инструмент интеграции разрозненных элементов украинского общества и преодоления кризиса его идентичности. Эта группа подвергает резкой критике иерархию за недостаток долгосрочной перспективы и не может признать реальность, в которой, кажется, уже отдает себе отчет священноначалие УГКЦ: Церковь более не является синонимом украинства. Государственность Украины, общественно-политическая и социокультурная дифференциация требуют от УГКЦ другой, отличной от начала ХХ века философии социального служения и реализации гражданской позиции.
Со временем упреки в адрес греко-католической иерархии со стороны галицийской интеллигенции, обвинение ее в чрезмерной уступчивости требованиям апостольской столицы, отсутствии видения стратегической перспективы развития Церкви, невнимании к делам собственно украинства и т.п. стали традиционными и достигли кульминации накануне Синода епископов УГКЦ в январе 2001 г., который собрался для избрания своего нового первоиерарха. Однако новоизбранный Верховный архиепископ Любомир Гузар сразу после церемонии вручения кардинальских знаков отличия в Риме подчеркнул в интервью "Нью-Йорк таймс", что признание патриаршего устройства остается для УГКЦ и для него лично очень важной задачей.
Он отметил, что титул Патриарха позволит ему вести диалог с православными на равных и что УГКЦ старается убедить Рим в том, что его аргументы относительно непризнания патриаршего устройства не являются убедительными. Ранее Любомир Гузар также говорил, что "Апостольская Столица в церковной политике не имеет какого-то дара непогрешимости". Он подчеркивал стремление УГКЦ к большей автономии: "Например, в Риме требуют, чтобы мы с ними консультировались во всем. Мы считаем, что можем справляться сами. Рим имеет свое видение того, как жить с православными, а мы - свое. И мы хотим делать по-своему. Действует система, которую нам надо было бы изменить".
В целом анализ ситуации, сложившейся в связи с промедлением Римского Понтифика в вопросе патриаршества, сосредоточивается вокруг обоснования следующих точек зрения. Первая - это чрезвычайно сложная и кропотливая в плане экклезиологии и канонического права подготовительная работа, которая должна предшествовать окончательному признанию Патриархата. Например, остается открытым вопрос территории: греко-католические богословы считают, что территория УГКЦ должна совпадать с государственными границами Украины. Однако Апостольская Столица хочет более подробного обоснования этого тезиса, указывая на нецелесообразность постановки вопроса в современном экуменическом, а затем и политическом контекстах. Выступая на Синоде епископов УГКЦ в феврале 1994 г., апостольский нунций на Украине архиепископ А.Франко прямо спрашивал иерархов: "Можно ли при современном положении дел адекватно обосновать возобновление претензий на Киевскую митрополию? Какие, кроме исторических реалий, имеются причины канонического, душепастырского и экуменического порядка, которые могли бы оправдать такие мероприятия?"
В публичных выступлениях и официальных публикациях руководство УГКЦ подчеркивает, что подготовительная работа ведется постоянно и настойчиво, а поспешность может лишь повредить делу.
Вторая точка зрения - это унификационная политика Ватикана, направленная на смягчение национально-церковных движений, способных приобретать весьма масштабные, а следовательно, и неконтролируемые Римом формы. В Ватикане осознают опасность, исходящую от агрессивного национализма, который порой мешает реально оценивать ситуацию, сложившуюся в некоторых посткоммунистических странах, где отмечаются вспышки националистических проявлений.
Третья - сосредотачивает внимание на том, что в своей восточной политике Папа Иоанн Павел II опирается прежде всего на Римо-Католическую Церковь Польши и действует преимущественно в ее интересах. Особенно болезненно было воспринято украинской общественностью в стране и за ее рубежами переподчинение в 1992 г. Перемышльской епархии, которая исторически всегда принадлежала к Львовской митрополии.
Четвертая точка зрения - это политика двойного стандарта, применяемая Ватиканом к Восточным Церквам. В аналогичной с УГКЦ ситуации находится Сиро-Малабарская Церковь Индии - вторая по численности Восточная Католическая Церковь, чья активность искусственно ограничивается территорией штата Керал, в то время как миссионеры латинского обряда работают по всей стране.
И, наконец, пятое - Ватикан медлит с окончательным признанием Патриархата (хотя и не отрицает такой возможности) из-за нежелательности разрыва отношений с Московской Патриархией, которая, в свою очередь, усматривает для себя угрозу в утверждении на Украине канонического Патриархата под эгидой Рима.
Не вызывает сомнений, что провозглашение Патриархата "Киево-Галицкого и всей Украины" для УГКЦ вызовет предельно жесткую реакцию РПЦ и Украинской Православной Церкви, находящейся в единстве с Московским Патриархатом. В отличие от новых греко-католических экзархатов и римско-католических епархий, основанных на востоке и юге Украины после визита туда Иоанна Павла II, этот Патриархат будет составлять реальную угрозу позициям православных. Идея Патриархата довольно популярна на Украине, а мечта о Киевской Церкви, где соединятся православные и греко-католики, определенным кругам украинской интеллигенции не кажется фантастической. В публичных выступлениях греко-католической иерархии и активных мирян старательно обходится проблема возможного перераспределения в пользу УГКЦ паствы Украинских Православных Церквей, не признанных православной полнотой, в случае провозглашения Патриархата. В 1990 г. митрополит Киевский Филарет (Денисенко) мотивировал просьбу о предоставлении УПЦ самостоятельности в управлении именно необходимостью остановить унию.
Пока же УГКЦ стремится вырваться из своего "галицийского закоулка": в Киеве уже выделен земельный участок под строительство патриаршего собора и церковно-административного центра. В Галиции уже давно стало тесно. В первом полугодии 2002 г. в галицийских областях было зарегистрировано 36 новых религиозных общин - всего 4% всех новообразованных за этот период религиозных общин Украины. На восток стремятся и галицийские предприниматели, и интеллигенция. Даже первая украинская независимая деловая газета "Галицкие контракты" два года назад переехала из Львова в Киев. Собственно, идеология этого движения была заложена еще в самом начале создания современной украинской нации: Галиция, которая в относительно либеральных условиях Австро-Венгерской империи проснулась для национального строительства, поняла, что Украиной она может стать, только перейдя через реку Збруч, то есть через границу между Восточной и Западной Украиной.
Киев
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Еленский
Новые епархии и старые споры
Католики уже не надеются улучшить отношения с Московским Патриархатом
21.08.2002
Все статьи В. Еленский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55