ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЕ

0
312
Время на чтение 9 минут
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Заяузье, "что в Гонной", находится на Николоямской улице, названной так по находившейся здесь и разрушенной в советское время церкви св. Николая Чудотворца в Ямах. В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались "гоньбой", исполняя тем самым государеву повинность. Отсюда происходят эти старинные названия местности.
Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск. А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной (в советское время площадь Ильича, ныне - Рогожская застава). В 1740-х годах здесь прошла линия "таможенной границы" Москвы - Камер-Коллежского вала, и это сохранилось в старинном названии улицы Рогожский вал - одной из немногих здешних улиц, не переименованных в советское время, только было убрано "Каммер-Коллежский".
На месте ее пересечения с площадью начиналась Владимирка, здесь же на площади находился полицейский пересыльный пункт, откуда арестантов отправляли в Сибирь. Происхождение столь нелепого и кощунственного советского названия легенды связывают с шуткой Сталина. Якобы сказал он как-то о Владимирке: вот, Шоссе Энтузиастов, а подумали, что вождь сам придумал новое название улицы. И назвали так официально, в честь революционеров, отправленным царем в сибирскую ссылку. Наконец, главная улица Рогожской слободы, ныне носящая имя Сергия Радонежского и ведущая к Сергиевской церкви, прежде называлась Вороньей, по маленькой слободке, а в 1922 году была переименована в Тулинскую, по раннему псевдониму Ленина - одна из первых старинных улиц в Москве, названных в честь вождя и при его жизни.
Рогожская слобода издавна была старообрядческим поселением, одним из немногочисленных московских островков старой веры. В 1784 году при Екатерине Великой на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы. Все городские кладбища были закрыты, и императрица пожаловала старообрядцам за их мужество во время эпидемии территорию за пределами Рогожской слободы, чтобы они похоронили здесь умерших от чумы своих собратьев по вере. И с тех пор старообрядцы стали селиться в Рогожской слободе.
В крепких нравах старообрядческого купечества Рогожская слобода сильно превосходила Замоскворечье. Жили строго, благопристойно. Купеческие дочери целыми днями сидели за занавешенными окнами, вышивали и пряли, а если и читали, то только часослов - читать книги, напечатанные гражданским шрифтом, считалось греховным занятием. По субботам в этом самом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню (а семьи здесь, как правило, были очень большими), а потом устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром. Рогожская слобода побивала все рекорды московского чаепития по количеству выпиваемого чая. Она потребляла 30 фунтов в месяц по сравнению, например, с богатым Пречистенским районом, где за то же время выпивали всего 7 фунтов. Впрочем, остались интереснейшие воспоминания одного рогожского старожила, описавшего знаменитые в старое время "рогожские плантации" чая, или попросту, распространенное здесь местное мошенничество, до того прибыльное, что около него кормилось множество народу. Называлось это "делать китайский чай": спитой чай вытряхивали из чайников и хорошо просушивали, в жаркое время года - прямо на крышах домов, сараев, погребов. Таких "чаеделов" называли "китайцами". Часто спитой чай "рогожские китайцы" получали прямо из трактиров, собирали его в корзины и после просушки куда-то реализовывали. А куда - было, видимо, строжайшей коммерческой тайной, потому что это так и осталось неизвестным истории.
Сергиевская церковь появилась тут еще в начале XVII века, перестраивалась при Павле I. В 1812 году была разграблена французами (сохранилась только утварь, зарытая землю) и полностью сожжена.
Нынешнее здание построено в 1818 году на средства статского советника Г.Смольянского, который отдал на нее почти все свое состояние. Колокольня появилась в 1864 году. Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а престол во имя преподобного Сергия освящен в приделе. Храм исстари, как и сейчас, был окрашен в голубой цвет. Стараясь вернуть рогожских раскольников в лоно Православной Церкви, храмы вокруг Рогожской слободы обставлялись древними образами и утварью, чтобы хоть как-то приблизить старообрядцев к православию. В храме преп. Сергия была замечательная коллекция старинных икон, и говорили, что по своему богатству он мог сравниться даже с кремлевскими соборами.
В ноябре 1861 года в Рогожской слободе в семье православного купца родился русский живописец Константин Коровин, внук валдайского ямщика, переселившегося в Москву на Рогожку. Будущий художник был крещен в Сергиевской церкви, а воспреемником позвали обыкновенного ямщика Рогожской слободы Александра Ершова.
Здесь, в Рогожской, прошли его детские годы. Часто в дом Коровиных захаживал их дальний родственник, сын калужского купца И.М.Прянишников, знаменитый русский художник. Он приехал в Москву наниматься "в люди" и в 12 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, однако работая "в услужении" у московского чаеторговца Волкова, только четыре года спустя получил возможность заниматься систематически.
В доме на Рогожской молодой Прянишников играл с маленькими братьями Коровиными. Любимой забавой мальчишек был "Фрегат "Паллада" - переворачивали большой круглый стол и накрывали скатертью. Самая известная картина Прянишникова, "Шутники", в то время уже была создана, а потом появятся "Калики перехожие", "В 1812 году", "Спасов день на Севере". Может быть, художнику помогали образы Рогожской слободы. И именно Прянишников посоветовал молодому Коровину, когда его семья разорилась, поступать в Московское училище живописи, где был тогда преподавателем.
А сам Коровин в 1897 году работал декоратором у Саввы Мамонтова - в то время в его Частной русской опере готовилась к постановке впервые на сцене "Хованщина" М.П.Мусоргского. По совету Апполинария Васнецова он отправился в Рогожскую слободу к старообрядцам за "натурой" для создания типов и костюмов.
В ноябре 1899 года при Сергиевской церкви была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов - в храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты.
В 1922 году сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия в 1938 году, а потом попала в Подмосковье в частные руки.
Во время закрытия храма старожилы особенно запомнили одну женщину, ревностно уничтожавшую убранство храма. Топором она неистово колола старинные иконы в щепки и жгла их в костре вместе с церковными книгами. В огонь полетели и бесценные ноты для незрячих, хотя слепые, окружившие женщину, молили ее не губить их. Помещение церкви использовали под мастерские и склад. Говорили, что в центральной части храма был даже устроен душ. На куполах и крышах храма росли маленькие деревца, а все здание было в глубоких трещинах.
В 1985 году храм был передан музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, расположенному рядом с Сергиевской церковью, в Спасо-Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Предполагалось внутри устроить экспозицию древнерусского церковного искусства и там собирались выставлять даже фрагменты росписи храма Христа Спасителя. Но церковь успели вернуть верующим. 4 декабря 1991 года она была освящена, ныне действует: прекрасно отреставрированы два придела, и ведутся работы по восстановлению огромного центрального храма с высокой лестницей перед алтарем и грандиозным куполом.
Долгое время в этом отдаленном Заяузском районе Москвы с вечера до утра было тихо, как в старину. Иногда, когда все смолкало, едва различался стук колес железнодорожных поездов Курского вокзала. И вдруг однажды утром жители Рогожки услышали какое-то подобие колокольного звона, долетавшего со стороны центра. Господи, радость-то какая! Кто звонит? Иван Великий? Кремль? Наверно, Спасо-Андроников монастырь, но ведь его раньше не было так слышно. То звонила Сергиевская церковь, со своей высокой колокольни, и ныне возвышающейся и над старинной застройкой и среди современных многоэтажных зданий. И сейчас по праздникам, в тихие здесь вечера и ранним утром на всю округу старой Рогожской слободы раздается чудесный, торжественный, а порой строгий и тихий колокольный звон.
А в конце XIV века преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Спасский монастырь навестить своего ученика. Братия проводила преподобного Сергия за пределы монастыря, и на том месте, где он простился с монахами, потом была поставлена часовня- "проща" - от слова "прощаться", "прощать". Часовня эта появилась на одной из доживших до наших дней улиц Рогожской слободы - Вороньей и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена "когда неведомо". В 1889-1890 г.г. один купец, Василий Александров, живший в Рогожской слободе, пожертвовал средства для строительства нового здания часовни, которое возвел архитектор А.Латков - с прекрасным островерхим шатром.
В своем ходатайстве Синоду о дозволении строить часовню рогожский купец Александров просил поместить в ней две хоругви в память "Чудесного избавления царской семьи от грозившей ей в 1888 году опасности" - крушения царского поезда под Харьковом. Император Александр III, человек богатырского телосложения, встал тогда под покореженную крышу вагона, в котором находились люди и его семья, подпер ее своими плечами и так держал, не давая опускаться дальше, пока другие выбирались из поезда. Из-за этого государь получил впоследствии тяжелое заболевание почек, от которого умер в 1894 году.
В 1892 году в празднование 500-летия памяти преп. Сергия, от монастыря к часовне был учрежден торжественный крестный ход, который совершался до революции.
В 1929 году часовню закрыли и отдали Союзу безбожников завода "Серп и молот"(бывш. Гужона). М.И.Калинин лично отклонил протест верующих, и иконы были переведены в Сергиевскую церковь вместе со штатом часовни.
Вскоре шатер снесли, а в самом здании устроили сначала винный магазин, а потом часовую мастерскую. Сейчас часовня, вновь переданная в ведение Спасо-Андроникова монастыря, почти полностью восстановлена.
Возможно, ее построили и потому, что в нескольких десятках метров от нее начинался Владимирский тракт, откуда люди на ямщиках или в повозках на несколько человек просто уезжали в другие города, как сейчас с вокзалов, или в свои имения, и провожавшие их прощались с ними у Рогожской заставы. Это место описано в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы": отсюда на "дележане" один из его героев уехал в родовое имение во Владимирскую губернию. Достаточно детально и интересно описана картина этого путешествия - сколько часов ехали, как отдыхали лошади, как кормили людей, как ночевали в дороге. Видимо, сам Щедрин не раз пользовался этим маршрутом.
Конец рогожским ямщикам и их дальним странствиям пришел в 1862 году, когда строилась железная дорога в Нижний Новгород с Курского вокзала, и первейшая потребность в них отпала. Многие из них тогда разорились, в их числе и дед Коровина.
Постройка железной дороги взорвала жизнь старой Рогожки. Сотни людей ушли прокладывать рельсы, остальные бросились приспосабливать дома для сдачи квартир в наем, строить трактиры, торговые лавки, новые здания. Многие коренные "рогожцы" оделись в "немецкое" платье вместо обычной поддевки и пошли на службу на железную дорогу - так хотелось жить по-новому: "Наконец раздался первый свист паровоза и огласил нашу сторонку. Европа ворвалась к нам, словно хлестнула нас огненной вожжой, и азиатская Рогожская пала," - вспоминал местный старожил. Купеческие девицы сделались барышнями, сменили скромные платочки на шляпки с перьями, защеголяли по тротуарам на французских каблучках. Вместо обычной музыки на гребенке стали слушать игру на фортепиано, появившихся тогда в Рогожке, петь чувствительные романсы, читать "Юрия Милославского". "Потом добрались до Тургенева, до Гоголя, а эти уж совсем вывернули в другую сторону рогожские мозги".
Кто знает Рогожку как историческую часть города, как самобытный мир старой Москвы, да и России, может быть, с мрачной исторической славой, но со своим самостоятельным характером, со своим лицом, со своим ароматом - как например, Бронники или Маросейка, как Лефортово, по иронии судьбы - через железнодорожные пути от Рогожки. А ведь Рогожская слобода, одна из самых старинных в центральной Москве, заслуживает к себе не меньше внимания, чем Замоскворечье - хотя бы для бытописания, не говоря уже о философии московской старины. Но у Рогожки почему-то не было своего Островского.
В нескольких десятках метров от Сергиевской церкви, на Б.Алексеевской улице, ведущей в Таганку, стоит дом купцов Алексеевых, в котором родился К.С.Станиславский, происходивший из этой очень известной и богатой семьи. Угловой дом N1 на улице Сергия Радонежского, полностью "реконструированный" в наши дни, был построен Матвеем Казаковым. Дом на Николоямской улице, где стоит Сергиевская церковь, с известной музыкальной школой N30, которую кончал Филипп Киркоров, построен на личные средства знаменитого московского городского головы Н.Алексеева. Изумительные палаты Федора Птицына на той же улице, всего в нескольких метрах от Сергиевской церкви - работы архитектора Д.Ухтомского, построившего колокольню в Троице-Сергиевой Лавре. А монастыри! А храмы!
В конце 80-х годов среди жителей ходили слухи о том, что район Рогожской слободы объявят заповедной зоной, а одну из старинных улиц, почти полностью сохранившуюся, Школьную (бывш. 1-ую Рогожскую, или Тележную) сделают пешеходной - "Вторым Арбатом", как тогда говорили. В старину стекались сюда за товарами с Макарьевской ярмарки, да и те, кто в Нижний Новгород собирался ехать сам. Отсюда произошло ее название Тележная - вся запруженная телегами. А еще на масленицу здесь устраивалось ямщицкое гуляние - по улице катались на празднично украшенных лошадях.
В 1919 году произошло памятное событие - на 1-Рогожской была открыта учебная школа, в честь которой улицу переименовали. Так она и называется до сих пор.
Здесь действительно закрыли автомобильное движение, дома отреставрировали и даже поставили деревянные фонари с круглыми стеклянными шарами, которые тут же разбили подростки. А о самой улице, как и о Рогожке, до сих знают лишь те, кто поблизости живет или работает, да любители московской старины.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лебедева
Все статьи Елена Лебедева
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27