Воскресение Христово: празднуем вместе или порознь

Католики и православные в этом году отмечают Пасху в один день

Религия 
0
175
Время на чтение 3 минуты

Светлый праздник Воскресения Христова в нашем году западные и восточные христиане отмечают в один день. Последний раз такое было 11 лет назад. Впрочем, в ближайшие годы православная и "западная" (католическая и протестантская) Пасхи будут "встречаться" в один день достаточно часто: в 2004, 2007, 2010, 2011, 2014, 2017 гг. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, "всякий раз, когда христиане вместе празднуют Святую Пасху, у них возникает чувство сожаления, что на следующий год этого не будет".
Поэтому закономерен вопрос: а почему бы христианам Востока и Запада не праздновать Пасху в один день? Плюсы очевидны: появится еще одна возможность для взаимопонимания между клириками и прихожанами Церквей, не состоящих друг с другом в молитвенно-каноническом общении. Верующие, которым часто нет дела до догматических различий (особенно такой плюрализм свойственен Западу, вступившему в эру глобализации), получат возможность радоваться Воскресению Христа вместе, а не порознь. Само противопоставление "православной" и "католической" Пасх кажется нелепым - не воскресал же Христос в самом деле дважды, сама мысль об этом для верующего человека является кощунственной.
Пока что из православных только Финская церковь отмечает Пасху по григорианскому календарю, принятому на Западе. Большинство поместных Православных церквей (в том числе 3 из 4 старейших восточных Патриархатов - Константинопольский, Александрийский и Антиохийский), перейдя на григорианский стиль в первой половине XX века, все же сделали для Пасхи исключение и празднуют Воскресение Христово одновременно с русскими, грузинами, сербами и Иерусалимским патриархатом, хранящими верность юлианскому календарю.
Казалось бы, проблема решается просто: первый шаг сделан - меньшинство присоединится к большинству, и все будут праздновать Пасху по "новому стилю". Тем более что среди иерархов Церквей, придерживающихся "старого стиля", есть и сторонники перехода к григорианскому календарю, которые к тому же решаются публично отстаивать необходимость календарной реформы. Так, в 1997 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) в одной из проповедей предложил рассмотреть этот вопрос - правда, большинство членов Священного Синода его не поддержали. Тем более что юлианский календарь (названный в честь язычника Юлия Цезаря) не принадлежит к числу церковных догматов, представляет собой такое же создание человеческой мысли, как и григорианский, и в принципе, по мнению многих богословов, от него можно и отказаться без ущерба для чистоты православия.
Но похоже, что православные исчерпали свой "лимит" календарных уступок. Известно, что переход Элладской (греческой) церкви на григорианский календарь привел к возникновению в 1930-е годы "старостильнического" движения - многие верующие, подобно русским старообрядцам XVII века, отказались подчиняться своему священноначалию. "Старостильники" не примирились с Элладской церковью и поныне, их организации насчитывают в своих рядах несколько сот тысяч верующих. В России ситуация была еще более сложной. Патриарх Тихон в 1923 году под давлением со стороны большевиков ввел было в Русской церкви "новый стиль", но спустя несколько дней был вынужден отменить свое решение: многие священники и миряне сразу же отказались подчиняться распоряжению глубоко уважаемого ими святителя. Правда, лично Патриарху этот факт в вину не ставят (недаром он несколько лет назад причислен к лику святых), но все же без особой нужды в церкви стараются о кратковременном "новостильничестве" не вспоминать. Зато современные русские православные богословы часто приводят в пример обновленцев, тесно сотрудничавших с большевиками и при этом служивших по "новому стилю". Разумеется, пример крайне негативный.
Причина, которая вызывает упорное отстаивание юлианского календаря, названа в определении Священного Синода РПЦ: "В нашей церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей". А против традиции, исповедуемой миллионами людей, идти крайне сложно - можно оказаться перед лицом нового раскола.
Однако не исключено, что добрую волю проявят католики. В нынешнем годы распространилась пока что неофициальная информация о том, что о переносе Пасхи размышляет Папа Иоанн Павел II. "Информационным поводом", разумеется, стало завтрашнее совместное празднование. Кроме того, римский первосвященник собирается в нынешнем году посетить Украину и Сирию (где расположена резиденция Патриарха Антиохийского). Такой жест католиков мог бы способствовать нахождению новых "точек соприкосновения" между западными и восточными христианами, оживить угасающий в последние году экуменический диалог. "Технически" католикам пойти на такой решительный шаг куда легче, чем их собратьям с Востока, в первую очередь русским. В XX веке Католическая церковь совершила подлинную революцию, перейдя к богослужениям на национальных языках, существенно сократив и упростив литургию. В результате подавляющее большинство католиков приняло эти решения, освященные Вторым Ватиканским собором и точкой зрения Папы Римского, непогрешимого, как гласит один из католических догматов, в вопросах вероучения.
Другое дело, что переход на совместное празднование Пасхи, даже если он и произойдет, не отменит массы других "наслоений" в отношениях между христианами Запада и Востока. Хотя и недооценивать значение этого события не стоит: любая возможность для диалога и взаимопонимания между людьми, верящими в одного и того же Христа, не может быть упущена.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

О. Пашкова
Цель империи - Константинополь
Геополитические планы России: от Екатерины II до Иосифа Сталина
01.05.2002
Религия в эмиграции: от века XX к веку XXI
"Патриархийщики", "зарубежники", "евлогианцы", "американцы"
30.04.2002
Жандармский генерал на страже престижа монархии
Владимир Джунковский не боялся говорить правду Николаю II
15.04.2002
Все статьи О. Пашкова
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59