Ватикан и границы экуменизма

"Истина всегда кому-то мешает", - считает кардинал Йозеф Ратцингер

Религия 
0
182
Время на чтение 6 минут

Из досье "НГР"
Кардинал Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. В 1951 г. рукоположен в сан священника. С 1959 по 1977 г. преподавал богословие в университетах Германии. Автор многочисленных трудов, один из которых "Введение в христианство" стал международным бестселлером. Ратцингер - активный участник Второго Ватиканского собора (1962-1965). Во времена Собора имел репутацию одного из самых "прогрессивных" теологов, лекции которого проходили в переполненных залах. Сегодня у него репутация одного из самых консервативных теологов Католической Церкви. С 1977 г. архиепископ Мюнхенский и кардинал. С 1981 г. префект Конгрегации вероучения Ватикана.

Декларация "Dominus Iesus", подготовленная Конгрегацией вероучения и опубликованная 4 сентября 2000 г., вызвала огромный интерес не только в католических кругах. Жесткая критика со стороны представителей различных вероисповеданий, теологов и светских СМИ доказывает актуальность поднятых проблем.
За дискуссией внимательно следили в Ватикане. На страницах "Оссерваторе Романо", инициативы которой, как правило, инспирированы Государственным секретариатом или конгрегациями, под общей шапкой "Размышления над декларацией "Dominus Iesus" опубликована целая серия статей. В практике "Оссерваторе Романо" редки случаи, чтобы документу, автором которого не является Папа Римский, было посвящено столько места. 8 октября эта газета опубликовала интервью, данное кардиналом Ратцингером немецкой газете "Франкфуртер Альгемайне цайтунг".

О реакции на документ и критике в его адрес

Бурная реакция СМИ совсем не радует кардинала Ратцингера. В ней, по его словам, отсутствует разговор по существу, ибо "все, что исходит из Рима, тотчас же рассматривается в политических категориях".
Показательна реакция на нее немецких епископов. Прежде всего они указали на недипломатический характер документа: в проповедях не следует забывать о том, "когда, как и где". И в случае с римским документом, по словам берлинского архиепископа, этого скорее всего нет. Нет возражений относительно содержания, а критикуются стиль и форма изложения.
Отвечая на критику, Ратцингер подчеркивает коллективное авторство документа, в составлении которого приняли участие (лично или прислали письменные замечания) председатель и секретарь Совета по Христианскому единству кардинал Кассиди и епископ Каспер, председатель Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Аринзе. Что касается стиля, то, по словам Ратцингера, "истина всегда кому-то мешает; она никогда не бывает выгодна. Слова Иисуса часто поразительно жестки и сформулированы без учета всякой дипломатичности. Епископ Вальтер Каспар совершенно справедливо утверждает, что при замешательстве вокруг "Dominus Iesus" мы имеем дело с проблемой коммуникации, ибо классический язык Учительского служения, какой был использован в нашем документе по примеру текстов Второго Ватиканского собора, совершенно иной, чем язык газет и СМИ. Но в таком случае следует этот текст изложить языком этих СМИ, а не дискредитировать его".

О цели декларации

Кардинал обращает внимание на слова из первого Послания к Коринфянам (12:3) - своего рода краткую формулу веры, которыми Декларация начинается и в которой апостол Павел кратко выразил суть христианства: "И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым". "Для Папы в этой декларации, за работой над которой он шаг за шагом очень внимательно следил, речь шла о том, чтобы в кульминационный момент Святого года принести большое торжественное исповедание веры в то, что Иисус Христос - Господь, и тем самым вопреки всем, всегда возможным упрощениям, какие могут проявиться в таких обстоятельствах, со всей силой поставить в центр то, что является самым существенным".
"Мы находимся в начале нового тысячелетия в ситуации, подобной той, какую описывает св. Иоанн в конце шестой главы своего Евангелия: возвещая установление Евхаристии, Иисус явно выразил свой божественный характер, а именно "С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин 6: 66). Сегодня существует опасность, что в общей болтовне вера в Христа подвергнется измельчанию и разбавлению водой в большем или меньшем половодье благочестивых слов. Поэтому Святой Отец, как наследник святого Петра, хотел вслед за апостолом Петром повторить: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго" (Ин 6:68). Декларация должна была быть обращенным ко всем христианам приглашением, чтобы заново приобщились к этому исповеданию и тем самым придали Юбилейному году большое, достигающее глубин значение".

О церкви и христианском единстве

Теолог Эберхард Юнгель обвиняет авторов декларации в том, что они проглядели тот факт, что все Церкви "каждая присущим именно ей способом хотят быть тем, чем они фактически являются, а "именно единой, святой, католической и апостольской Церковью". Собеседник Ратцингера не согласен, что Католическая Церковь только одна имеет право на этот "фирменный знак".
Ратцингер опровергает этот тезис, напоминая, что все эти Церкви противоречат друг другу. Если все они являются Церковью "присущим именно ей способом", то такая Церковь полна противоречий и неспособна что-либо ясно рекомендовать человеку.
Но не вытекает ли из этой нормативной невозможности также и фактическая невозможность единства?
"Использование понимания Церкви в таком значении по отношению ко всем существующим церковным сообществам противоречит их собственному самопознанию. Лютер не считал, что Церковь в теологическом и духовном понимании была реализована в огромном институциональном теле Католической Церкви, которую он рассматривал скорее как орудие антихриста.
У него Церковь выступает всегда там, где Слово Божье собирает и объединяет людей. Соответственно основанная Лютером церковная традиция полагает, что Церковь существует там, где надлежащим образом проповедуется Слово и присутствуют таинства. Сам Лютер не смог бы увидеть Церкви в подчиненных князьям национальных Церквах, основанных потом: это были искусственные вспомогательные конструкции. Но ведь это не Церковь в духовном смысле. И кто хотел бы сегодня просто утверждать, что эти институты, выросшие в случайных исторических обстоятельствах, скажем, Церковь Гессен-Вальдек или Шаумбург-Липпе, являются в этом самом смысле Церковью, какой является в соответствии со своим убеждением Католическая Церковь? Ведь Единая Евангелическо-Лютеранская церковь Германии и Евангелическая церковь в Германии совершенно явно не хотят быть единой Церковью. Следовательно, трезвый взгляд показывает, что реальность, какой является Церковь, для протестантов расположена где-то в другом месте, а не в институтах, называемых национальными Церквами".
Лютеране считают оскорбительным, когда их называют "церковными общинами". Но Ратцингеру их обиды кажутся совершенно абсурдными. Мы никого не оскорбляем, когда говорим, что евангелические церковные сообщества фактически не являются Церковью в том самом значении, в каком мы считаем, что ею является Католическая Церковь, да они и сами этого не говорят. Настоящий спор наступил бы, по мнению кардинала, только тогда, когда "наши друзья евангелисты сказали бы нам: мы видим Церковь иначе, более духовно, а не в форме столь институциональной, даже не в апостольском преемстве".
В результате раскола в представлении многих наших современников Церковь уже не существует: существуют только ее фрагменты, в связи с чем некоторые теологи призывают найти в каждом из них то, что является самым ценным. Если бы это было так, то это означало бы канонизацию субъективизма: тогда каждый должен был сам составлять из отдельных элементов свое представление о христианстве, и в результате все решил бы индивидуальный вкус.
Такой подход не является проявлением присущей христианам свободы, как думают некоторые. И Католическая, и Православная Церкви убеждены, утверждает кардинал, что такая концепция противоречит обещаниям Христа. "Реально существует Церковь Христова, а не только ее лоскутья. Церковь не недостижимая утопия. Она очень конкретна. Господь гарантирует ее существование вопреки всем нашим грехам и ошибкам, какие без сомнения в Католической Церкви явно выступают... Бытие Церкви как таковой простирается намного дальше, чем Католическая Церковь, но в ней она особым образом обладает характером самобытного субъекта".
Дискуссия над декларацией вновь поставила вопрос о принципиальной возможности и границах экуменизма. Уже 15 лет назад кардинал Ратцингер предостерегал о понимании экуменизма как дипломатической задачи в политических категориях и критиковал переговорный экуменизм послесоборного периода. По его мнению, следует отличать диалог теологический от переговоров политического или экономического характера. В теологическом диалоге не идет речь о поисках того, что каждая из сторон может еще принять и что само по себе выгодно для обеих сторон. Необходимо освободиться от исторической враждебности и обратить наше внимание на то, что является самым важным. Мы должны обратиться к истокам наших дискуссий.
В качестве решающего критерия для определения статуса Церкви-сестры для Католической Церкви в декларации называется "апостольское преемство". Для части протестантов это неприемлемо, так как не имеет основания в Библии. Для Юнгеля наследниками апостолов являются не епископы, а библейский канон. В апостольском преемстве находится просто тот, кто живет в согласии со Священным Писанием. Для Ратцингера епископальная структура существовала во всей древней Церкви и существует сейчас у Католической и Православных Церквей. Уже это должно заставить задуматься критиков апостольского преемства. Что же касается предлагаемого Юнгелем критерия, то, по мнению Ратцингера, возникает вопрос, кто же определяет то, что является соответствующим Священному Писанию, и кто живет в согласии с Писанием? "Если серьезно относиться к таким высказываниям, то Церковь вообще не существует... Я не понимаю этой логики", - подытоживает кардинал.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Филиппов
Не все, что технически возможно, морально допустимо
Незаконченный рассказ о том, как Католическая Церковь пыталась отвечать на вызовы времени
10.04.2002
Конец эпохи экуменизма
Последние вероучительные документы Католической Церкви напоминают о временах Средневековья
09.04.2002
Все статьи Борис Филиппов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04