За что десять лет назад расстреляли Баку

Ованесян Вардан

Политика 
0
98
Время на чтение 4 минуты

На территорию Армении в 1064 году ворвались полчища сельджукского султана Мухаммеда Ибн Дауда Алп-Арслана. В одном из городов его солдаты взяли в плен человека по имени Анания. На вопрос турок, чем он занимается, Анания ответил, что он астроном и занимается изучением звезд. Тогда солдаты спросили, какая польза от того, что он изучает. Анания ответил, что в результате своих исследований он определил, что Земля круглая, как шар. Солдаты начали смеяться, издеваться, а один из них спросил, как он узнал об этом. Ученый показал какие-то непонятные солдату линии и цифры, начертанные на песке. Турок засомневался, что с помощью этих линий и цифр можно определить форму Земли, и, пожелав похвастаться своими познаниями, спросил Ананию, мол, знает ли он, сколько крови в теле человека. Ученый признался, что это ему неизвестно. Тогда солдат с гордостью объявил, что в человеческом теле пять бурдюков крови. На вопрос Анании, откуда у него такие сведения, солдат ответил: "Мой повелитель приказал мне повесить вниз головой тело одного из неверных, отрубить ему голову и подождать, пока вся кровь соберется в бурдюке". Так он узнал, что в человеческом теле пять бурдюков крови.
Сегодня некоторые слои азербайджанского общества, подталкиваемые определенными заинтересованными кругами, клеймят Аяза Муталибова за то, что он в те роковые для этой страны дни (январь 1990 года) просил центральные власти ввести в Баку войска, понимая, к чему может привести кровавый шабаш разнузданных молодчиков, которые устроили погром армян в этом "интернациональном" городе. Муталибов как истинный патриот своего народа понимал, что это будет поводом для репрессий со стороны Центра. Так и случилось. Армянские погромы в столице Азербайджанской ССР стали поводом, но отнюдь не причиной ввода советских войск. А ответ на вопрос, за что расстреляли Баку, дал министр обороны Язов: "Войска в Баку спасли советскую власть". И зря думает господин Агамалиев, первый секретарь посольства АР в РФ, что "эта фраза ровным счетом ничего не проясняет". Как раз наоборот. Этим все сказано. Шел процесс развала империи, и в агонии своей, пытаясь оттянуть погибель, империя расстреливала все и всех, кто своими действиями содействовал этому процессу. И при чем тут армяне, тем более бакинские или карабахские, которые, к сожалению, не сделав соответствующих выводов из исторического опыта "совместной" жизни с тюрками-азербайджанцами, еще надеялись на свои "шоколадные" отношения с их руководством, думая, что они усмирят погромщиков.
У азербайджанцев бытует мнение, что армяне появились на территории Нагорного Карабаха (Арцах) только в XIX веке в результате переселения их из Персии под патронажем Российской империи. Да, это факт, что много армян переселилось на территорию Восточной Армении именно после Туркманчайского договора 1828 года, когда эти земли были присоединены к России. Отмечая этот факт, азербайджанцы почему-то забывают, что эти возвращенцы являются прямыми потомками тех армян, которые были выселены со своих земель еще в XVI веке в результате войны между Турцией и Ираном. Именно на этой земле впоследствии поселились потомки туркменских племен (термин "азербайджанец" тогда еще не был придуман) ак-коюнлу (белый баран) и кара-коюнлу (черный баран). Вот почему в XIX веке армяне, переселяясь из Ирана, де-факто возвращались на свою историческую Родину.
Каждый раз, когда начинается разговор о событиях в Арцахе (Нагорном Карабахе), наши азербайджанские оппоненты с большой ревностью подчеркивают тот факт, что карабахские армяне не рискнули бы выступать против азербайджанских турок, если бы не почувствовали за собой поддержки России. Думается, что можно попробовать раз и навсегда закрыть этот вопрос, подчеркнув, что руководители национально-освободительного движения армян начиная с XVIII и особенно с конца XIX века, после русско-турецкой войны 1877-1878 годов и Берлинского конгресса 1878 года, когда армянский вопрос стал предметом дипломатических отношений и международного права, однозначно связывали судьбу армянского народа с Россией, несмотря на переменчивость политики русских, считая, что только северное христианское государство может защищать армян от беспрецедентной политики геноцида, которую проводили тюрки по отношению к населению Армении.
С 1988 по 1993 год, работая в Йемене в качестве переводчика арабского языка, автор этих строк общался со своими коллегами азербайджанцами, с которыми часто обсуждались события тех дней. Помнятся слова одного из них - Султана, который, получив письмо из Баку, рассказывал, как его отец жалуется, что после изгнания армян из города он не может отремонтировать телевизор, так как мастеров уже нет.
И тогда мне, историку, вспомнились свидетельства очевидцев погромов в Баку в 1918 году, которые писали о трудностях в нефтяной промышленности, так как специалисты и рабочие на промыслах, в основном армяне и русские, были вырезаны или изгнаны из Баку. Картина будет неполной без упоминания аналогичных действий мусаватистов в Шуше, Гандзаке (Гянджа) и народофронтовцев в Сумгаите и Кировабаде (тот же Гандзак) в конце ХХ века. На этом фоне, мягко говоря, кажется некорректным вспоминать о бахчевых культурах и фруктах на российских столах, а также о нефти, отданной на общую Победу в Великой Отечественной войне (можно подумать, что могли бы не отдать).
Несколько слов о религии. Армяне приняли христианство в 301 году, и оно стало официальной религией армянского государства еще до того, как византийский царь Константин издал знаменитый Миланский вердикт. Халкедонский Собор имел место в 451 году в пригороде Константинополя в Халкедоне. Это был очередной, четвертый Собор, где продолжались дебаты по устройству христианского мировоззрения, и здесь потерпела поражение идеология так называемого восточного христианства (армяне, ассирийцы, египтяне не отреклись от монофизитского толка христианства). Победило западное христианство (Константинополь и Рим), которое объявило недействительным решение Эфесского Собора (449 г.), где взяли верх как раз монофизиты. Как считают специалисты, раскол в христианстве на Халкедонском Соборе стал причиной ослабления христиан на Востоке и создал условия для возникновения ислама.
Армяне не участвовали в Соборе по причине отказа со стороны Византии оказать им помощь в борьбе с персами. Армянская Апостольская Церковь не признала решения Халкедонского Собора и осталась монофизитской.
Что касается того, "что именно монофизитство, обособившее армян от прочих Церквей, способствовало возникновению и развитию в них чувства покинутости, изгойства, той самой "многострадальности", когда армянский этнос противопоставил себя чуть ли не всему миру", то надо полагать, что такое мнение - результат невежества и искажения исторических фактов. Этносу, которому пришлось с первых дней своего возникновения воевать за свое самосохранение пришлось обособиться, чтобы выжить.
Возвращаясь к риторическому вопросу, "за что расстреляли Баку 20 января 1990 года", можно ответить: Баку расстреляли за то, что, как уже отмечалось выше, шел исторический процесс развала советской империи и в течение этого процесса были расстреляны и Вильнюс, и Тбилиси, и Душанбе, и Баку тоже.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии