Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Миссия: поиски спасения

Прочие периодические издания

17.04.2002


Гориченский Алексей …

Если миссионеры, то обязательно - зарубежные. Представить себе нашего традиционно осанистого и бородатого батюшку вкрадчиво пристающим к прохожим: "Вы читали Библию?" - как-то даже неприлично. Были православные миссионеры, но давно: просвещали чукчей, эскимосов на Аляске, служили прототипами рассказов Лескова. Сейчас просвещать вроде и некого, все грамотные, кто хочет - верит во что-нибудь, кто не хочет - с НЛО контактирует.
Впрочем, руководство Церкви (здесь и далее имеется в виду Русская Православная Церковь (РПЦ), Московский патриархат) смотрит на это иначе. В 1994 году вышло определение архиерейского собора РПЦ "О православной миссии в современном мире". Примерно в то же время в Петербургской духовной академии было создано отделение миссиологии и с благословения митрополита был открыт Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН). Во главе этих начинаний в Петербурге стоял протоиерей Владимир Федоров. Ему слово.
О. Владимир Федоров:
Традиционное понимание миссии - это проповедь нехристианам. Но в русском языке у этого слова есть еще одно значение - задача, роль. Оно для нас самое важное. Радостно, что в Церкви сегодня все больше и больше новых членов, но самое главное, чтобы Церковь была здорова, чтобы она была не просто организмом, а богочеловеческим организмом - тем самым кораблем спасения, той самой Церковью, о которой говорил Спаситель. Увы, еще для очень многих Церковь - просто административная структура, в которой есть духовенство, монашество, праздники, богослужения, обряды и т.п. И им неведома мистическая (то есть таинственная, невидимая) жизнь Церкви.
Даже отшельник, ушедший из мира для молитвы, молится за весь мир, он неотделим от Церкви, от ее членов. И каждый ответствен за то, чтобы дар веры и радости обретения пути был предложен и другим, ближним и дальним. И это наша миссия - делиться полученными дарами. То, что посылается нам, посылается через нас всем. Чтобы и другим открылась тайна спасения, нужно очень многое сделать. Для этого недостаточно мечтать о том, чтобы вернулось время до 1917 года, потому что тысячелетняя история христианства на Руси показывает, что были и взлеты, и если не падения, то очень тяжелые времена, и совсем не только после 1917 года начались в Церкви проблемы. Болезненные процессы, безусловно, имели место и раньше, иначе, наверное, не настал бы 1917 год.
А что же тогда достойно того, чтобы сказать - вот тот идеал, та Святая Русь, о которой мы мечтаем? И это часть нашей миссии - изучать прошлое. В наши задачи входит прежде всего изучение нашего наследия - осмотреться, решить вправе ли мы вообще этим наследием распоряжаться?
В понятие миссии входит свидетельство - свидетельство своей жизнью того, что человек исповедует христианство. И это не просто произнесение символа веры, но утверждение его в своих поступках.
Большинство из постоянных сотрудников ПИМЭНа - выпускники Русского христианского гуманитарного института - уникального учебного заведения, созданного в 1989 году. Учредителями стали Православная духовная академия, Пушкинский дом и Северо-Западное отделение Академии образования. Протоиерей Владимир Федоров по сей день является проректором института по религиозным программам.
Первоначально ПИМЭН развивался по модели исследовательского института при вузе. Изучали религиозную ситуацию в городе, в результате издали очень необычную книгу "Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга", где буквально все наши церкви, культы, секты, ашрамы и гуропоследователи свидетельствовали о себе сами. Издавали и другие хорошие книжки. В исследовательских программах стали сотрудничать с Социологическим институтом РАН, кафедрой религиоведения Педагогического университета им. Герцена. Вместе с последним сейчас осуществляют проект "Конфессии Петербурга - культурно-исторический атлас". Все проекты Института миссиологии осуществляются только на средства от грантов.
Со временем круг деятельности расширился. Заработал Центр социальных инициатив. Туда обратились молодые люди, покинувшие одну религиозную организацию, из тех, что принято называть тоталитарной сектой. Эти юноши и девушки искали возможности делать добрые дела и помогать людям. Специалисты ПИМЭНа, у которых не было опыта социального служения, обратились за помощью в католическую благотворительную организацию "Каритас", курирующую 11 детских домов в области. Сейчас институт в состоянии осуществлять уже собственные социальные программы. Например, помогать детскому дому N 23 на Петроградской стороне.
О. Владимир (Федоров):
- Миссионерское служение - это не просто какой-то один аспект жизни Церкви. Говорят, в православии главное - это молитва, богослужение. Конечно, это так, потому что молитва - это состояние общения с Богом, но это состояние ценно не ощущением тепла и блаженства, а тем, что подлинная молитва, подлинное общение с Богом преображает человека, он старается услышать, чего же от него ожидает Господь, совершает поступки, которые подсказывает ему его совесть. Несмотря на то что в православии большое внимание уделяется аскезе, чисто духовным, созерцательным сторонам жизни, мы найдем очень много примеров жертвенного служения ближним, и не только у тех, кого Церковь уже причислила к лику святых.
Поэтому мы говорим, что одна из потребностей миссии - изучение нашего духовного наследия и стремление помочь другим его освоить. И в этом смысле в понятие миссии входит все - и образование, и катехизация. Это и размышление о том, какое место занимает Церковь в политическом пространстве, какова политическая роль мирян. Политика не только не противопоказана, но наоборот - вера накладывает на человека ответственность за его политический выбор. Да, священнику запрещено заниматься политической деятельностью, но миряне своей активной позицией могут и должны служить делу торжества справедливости и добра. Может быть, не хватает нам искренних и верующих депутатов в Думе?..
Есть люди, которые зажглись и остыли, есть люди, которые искали и заблудились, а есть такие, что нашли и расцвели, в своей свободе став соработниками Богу, творческими личностями. Задача миссии помочь каждому члену Церкви - не только гениям духовным - помочь каждому обрести свободу и тот потенциал творчества, который дан человеку в творении. Это не просто красивые слова, они о самой что ни на есть реальной жизни, они о том, что от каждого, кто идет по пути спасения, требуется активная позиция. Он должен сделать шаг в реальную жизнь - здесь помочь, здесь не соврать, оказаться благородным, здесь смиренно претерпеть какие-то унижения и гонения, но сохранить себя от зла. И каждый наш шаг может быть освящен Солнцем Правды. Это замечательный образ Христа, и когда человек понял, что вот - есть солнце, то все остальное ему никогда уже не страшно.
Многие верующие люди ругаются словом "экуменист". Даже видные церковные публицисты в предисловиях к своим книжкам и в телевизионных выступлениях полемизируют примерно таким образом: "Тут господин Н. говорит, что я экуменист. Я экуменист? Да господин Н. сам экуменист! Он общается с экуменистами, с ними обедает, живет с ними на одной улице! Почему-то это воспринимается как синоним слова "предатель". Между тем экуменизм всего-навсего - это признание возможности диалога между разными христианскими конфессиями. Сам город наш всегда был историческим свидетельством диалога верующих. Невский проспект, или "перспектива" по-старинному, пространственно объединял приверженцев самых разных христианских конфессий.
С годами Институт миссиологии наладил контакты со многими светскими и религиозными организациями. В 1998 году ряд инициатив был организационно оформлен как межцерковное партнерство "Апостольский город - Невская перспектива". В руководящий орган - кураториум - этой организации входят представители Православной, Католической и Лютеранской духовных семинарий, католического колледжа св. Фомы, Армянской церкви, РХГИ, Университета им. Герцена. Главным организационным и аналитическим центром партнерства остается ПИМЭН.
Мое, то есть автора, личное мнение: все это удивительно, прекрасно, все это вселяет надежду. В то же время не покидает ощущение элитарности этого образования, его слабого влияния на реальную жизнь в церковных приходах города. Много общения с другими конфессиями, мало разговора со своими куда более закрытыми и ортодоксальными единоверцами. Вспоминается что-то из классики: "мало их, страшно далеки они от народа". Впрочем, независимо от того, прав я в своих ощущениях или нет, эти люди все равно будут выполнять свой христианский и человеческий долг.
О. Владимир (Федоров):
- Одна из задач миссии - нести мир. Мир - одно из имен Божьих. Где нет мира, там нет Христа. Как бы мы ни оправдывали себя защитой социальных, политических, национальных, религиозных ценностей, все-таки идеал - мир.
Мы должны вместе - люди разных убеждений и специальностей - говорить о проблемах, решать их. Только в диалоге, "полилоге" возможно реальное решение. Если мы подходим как материалисты, то мы будем говорить только о политике, дипломатии, экономике. Если мы подходим как верующие, то мы будем говорить, что все в руках Божиих, а это значит, что мы сами должны готовить себя к принятию идеалов мира и единства.
Часто говорят: что происходит в стране, куда смотрит Церковь? Говорят это, не понимая реальной ситуации. В большинстве ли Церковь? Нет, не в большинстве. Здоровое ли это меньшинство, достойны ли все мы называться христианами? Нет, выясняется, что не все мы достойны, хотя формально принадлежим Церкви через крещение. Мы говорим, что живем идеалами святых. Но действительно ли живем мы этими идеалами? Все эти размышления приводят нас к тому, что начинать нужно с малого.
И вот небольшая группа людей решила попытаться самим разобраться в том, что происходит, и в сотрудничестве с духовными школами, новыми негосударственными и государственными учебными заведениями осуществить программу "Невская перспектива". Такие размышления захватывают сейчас людей, не только профессионально за это отвечающих, но и работающих в образовании, науке и т. II. И мы надеемся все активнее привлекать людей к таким программам, ведь тут самое важное, чтобы каждый искал себя в том, что он может сделать, что нужно и что может.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме