Уважаемый Владыко! Как известно, Госкомстат России отказался включить в анкету переписи населения 2002 года графу о религиозной принадлежности граждан. Как Русская православная церковь комментирует это решение?
А. Аношин (Санкт-Петербург).
- Позиция Госкомстата не представляет для Церкви проблему. В нашей стране никогда не существовало религиозной статистики. Ее не было при государе императоре, ее не было при советской власти, ее нет и сейчас. Отсутствие такой статистики никак не сковывает нашу пастырскую активность. Мы имеем представление о примерном количестве верующих, а также о проценте людей, которые доверяют Церкви. Мы знаем о количестве людей, которые приходят в храм каждое воскресенье, по праздникам или один-два раза в жизни. В нашей стране проводятся независимые социологические исследования, поэтому Церковь и общество обладают соответствующими цифрами. Если государство считает, что в соответствии c Конституцией и принципом отделения Церкви от государства не следует проводить при переписи населения опрос относительно религиозной принадлежности, то у Церкви возражений нет.
Бог в душе или Бог в храме? Я знаю людей умных, добрых, милосердных, честных, обладающих всеми христианскими добродетелями, которые не торопятся в Церковь. То есть они веруют в Бога, но считают, что обращаться к Нему можно без формул (молитв) и без похода в определенное место (церковь). Как вы считаете, соблюдение ритуалов и посещение храма обязательны для верующего человека?
Л. Безродная, Московская область.
- Задача Церкви - не делать людей просто "хорошими", а вводить их в иной, горний мир, учить жить по его законам, еще будучи в этом мире. Нравственное поведение является обязательным, но, если можно так сказать, побочным плодом этого духовного восхождения. Православные христиане убеждены, что в Церкви сохраняется вера, открытая людям Самим Господом. Человек, находящийся вне Церкви, обрекает себя на одинокий путь в поисках Бога, отстраняясь от Его откровения. Добрые дела или страдания, с православной точки зрения, сами по себе не способны привести человека к духовному совершенству и к вечной жизни. Человек вообще не способен этого достичь самостоятельно, без Бога, без Его благодати, подаваемой в Таинствах и богослужениях истинной Церкви.
Владыко, как вы относитесь к православным сайтам типа "молебен он-лайн" и т.п.?
Г. Костенко, Ростовская область.
- Отношусь хорошо, если, конечно, эти сайты действительно созданы храмами или монастырями. Важно, чтобы жертва на молебен или на поминовение доходила по назначению. Ведь если в ответ на эту жертву не совершается молитва, а средства идут нечестным людям - грех совершают не только эти люди, но и сам жертвователь. Прежде чем совершать пожертвование, совсем нелишне узнать, действительно ли сайт и счет принадлежат указанному храму или монастырю. То же касается и разного рода объявлений в газетах. А пользоваться "услугами индивидуальных священников" вообще не советую, поскольку среди таких много раскольников, самосвятов, лиц, лишенных сана или запрещенных в служении. Все их священнодействия безблагодатны, лишены какой-либо силы.
Патриарх призвал государство вернуть часть земель монастырям. Каким образом это можно сделать по закону?
Д. Полтавская, Костромская область.
- Закон пока не позволяет передавать сельскохозяйственную землю в собственность, но возможно, по крайней мере, возвратить в пользование часть земель, принадлежавших Русской церкви до революции. Речь идет прежде всего о землях, которые необходимы для нормальной жизни монашеских обителей, для их самообеспечения, для того, чтобы они могли вести благотворительную деятельность: кормить голодных, помогать больным и сиротам.
В нашей истории есть положительные примеры того, как монастыри использовали земельные угодья. Из древнерусских патериков мы знаем, что церковные земли часто кормили не только монахов, но также многочисленных паломников и крестьян. Сегодня земли, которые может обрабатывать монастырь, вполне разумно ему вернуть, особенно если учесть, что многие поля заброшены. Некоторые земли уже предоставлены монастырям. На них активно трудятся иноки, инокини и монастырские рабочие, возрождая лучшие традиции отечественного сельского хозяйства. В результате обители кормят тысячи неимущих граждан.