Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Танец из храма

Д.  Базыляк, День (Киев)

15.01.2002

В субботу вечером, когда все православные готовились к встрече старого Нового года, на сцене киевского Дома учителя совершали молитву индийским богам. Непосвященным она более напомнила па героев музыкальных фильмов Бомбейской киностудии. Танцовщица в ярких легких одеждах, позванивая колокольчиками на щиколотках, исполняла танец-молитву под музыку далекой страны. Но как бы ни далека была от нас эта страна, насколько бы ни мало известны были ее предания, все равно можно было понять, что движениями тела, жестами, сменой выражения лица танцовщица рассказывала истории чьей-то любви и ненависти. Публика, заполнившая чуть ли не весь зал бывшей Центральной Рады, внимала происходящему, и, судя по реакции, расшифровывала то, о чем языком танца рассказывала исполнительница. В ее танце шла речь о богине-матери Шакти, об истории любви Кришны к пастушке Радхе, о десяти воплощениях Вишну. Причем - из индийцев в публике был замечен только посол Индии и его дочь.
Пратибха Джена Сингх (на слух ее имя звучит, как "Пратиба") приехала в Киев по приглашению Андрея Лаппы, руководителя Всеукраинской федерации йоги, во второй раз. Впервые она побывала в Украине три года назад, когда провела семинар по Одисси (один из стилей индийского храмового танца). Поклонники индийской культуры на сей раз стали свидетелями высококлассного зрелища. Высококлассного - потому что стиль Одисси они увидели почти из первоисточника. Почему почти? Потому что Пратибха - верная и последовательная ученица своего отца, гуру Суренда Натх Джена, который проделал невероятную по объему работу, чтобы восстановить этот стиль танца на основе древних книг и... скульптур храма Солнца в Конараке, больше известного в мире своими скульптурами-иллюстрациями к "Кама-сутре". Стиль Одисси, распространенный в штате Орисси на восточном побережье Индии, на протяжении трех веков правления мусульман был запрещен для исполнения храмовыми жрицами ("девидаси"). Его удалось сохранить, обучая мальчиков этому танцу. Они исполняли его в женских одеждах уже не в храмах, а перед публикой. Естественно, что при этом многое было утеряно, форма танца стала более примитивной. Отец Пратибхи, который в детстве был обучен Одисси, с 1959-го года стал последовательно изучать этот стиль - и восстанавливать. Сейчас Суренда Натх Джена пользуется большим авторитетом как в Индии, так и за рубежом. Например, в субботу в зале среди зрителей были его ученики, в частности, госпожа Лианн Гийом (Французский культурный центр в Киеве). Она, кстати, принимала самое деятельное участие в организации приезда индийской танцовщицы.
Искусство традиционного храмового танца чрезвычайно популярно в самой Индии, особенно у молодежи. Рассказывая об этом "Дню" перед началом выступления Пратибхи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине господин Видья Бхушан Сони сказал:
- Искусство танца для нас так же важно, как все, что посвящено Богу. Миллионы наших молодых людей стремятся овладеть им в специальных школах. Моя дочь тоже танцует, правда, она владеет танцем южноиндийского стиля - и преподает его. Стиль же Одисси более распространен в восточной части нашей страны. Мне очень приятно, что сегодня выступает перед нами дочь уважаемого у нас гуру этого стиля. Мы счастливы, что в Украине столько людей интересуется индийской культурой, поэтому стремимся поддерживать все подобные представления.
Высочайшим достижением стиля Одисси считается способность передавать двойственное - эротическое и религиозное - содержание. Возрожденный танец соединил в себе традиции далекого прошлого, когда танец был формой поклонения богу Джаганатха, индийскую духовную поэзию, народный эпос и современные элементы. Считается, что Пратибха - одна из немногих танцовщиц, способных демонстрировать стиль своего учителя и отца очень тонко, с духовной чистотой и силой. На пресс-конференции Пратибха объясняла журналистам, что несмотря на то, что сейчас танец Одисси исполняется на сцене, его суть не изменилась. Он остается молитвой, и поэтому оттачивание танцевального мастерства исполнителем является формой духовного совершенствования. Пришедшие на концерт, к сожалению, не могли наблюдать то преображение, которое произошло с Пратибхой во время встречи с журналистами, когда она решила рассказать нам, что означают некоторые фигуры танца. Даже для того, чтобы подать эту, по сути формальную, информацию, танцовщица, извинившись, что ее движения будут несколько скованы сари, на несколько мгновений замерла, потом коснулась рукой того места на лбу, где находится "третий глаз", присела к полу, затем выпрямилась - и мы не узнали ее глаз. До того они излучали спокойную доброжелательность. А сейчас ее глаза словно зажглись, и несмотря на то, что Пратибха обращалась к нам, чувствовалось, что она пребывала где-то далеко, рядом со своим богом. Поэтому на концерте для многих может и не был понятен такой легкий переход от одного психического состояния на лице к другому: то Пратибха была грозным Шиву, который свел брови к переносице и широко раскрыл глаза, то прекрасной Кали, любующейся своим отражением в зеркале. Это было не актерствование, а состояние души.
Вот как изложил свое впечатление от увиденного театровед Вадим Дышкант, который уже много лет изучает восточную религию и философию: "Недавно одна газета предложила мне написать о кризисе современного театра, о котором говорят в последние десятилетия. Сегодня мы видели искусство и философию в танце, который не знает кризиса. Люди, создающие и исполняющие его, - тоже не знают кризиса. Они переживают - и мы были свидетелями того, как они переживали свои отношения с Абсолютом. Вроде бы жесты, движения одни и те же, но каждый день исполнитель наполняет их новыми эмоциями - "расой". Он воспринимает жизнь как радость, как блаженство общения с Богом. А мы превратили это блаженство в борьбу, поэтому мы постоянно переживаем кризис - в театре, политике, экономике".
Советник по культуре посольства Франции в Украине Оливье Гийом вместе с женой прожил в Индии десять лет и имел возможность много раз видеть Пратибху на ее родине. "Мне очень понравился сегодняшний спектакль, - сказал он "Дню". - И хотя понятно, что тут публика не та, которая "читает" смысл каждого движения, а кроме того, не было "живой" музыки, под которую она обычно выступает, Пратибха выложилась полностью - и вы могли видеть лучшие образцы этого стиля. Мне показалось, что киевской публике тоже понравилось".
На протяжении этой недели Пратибха проведет мастер-классы для желающих изучать этот прекрасный танец в спорткомплексе "Идеал" на Печерском спуске и обещает, если будет много желающих изучать данный стиль, приезжать в Киев каждые полгода для того, чтобы поддерживать деятельность подобных клубов.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме