Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

НЕСТРОЕНИЯ У ЗАРУБЕЖНИКОВ

24.03.2001

Глубокие разногласия внутри РПЦЗ выявил прошлогодний Архиерейский Собор, на котором был принят ряд документов, вызвавших недовольство части паствы РПЦЗ, особенно в России. Ярким примером возникшей острой полемики является открытое письмо протоиерея Виктора Потапова в редакцию журнала "Вертоградъ-информ".

Уважаемая редакция!

Поскольку визит архиепископа Грузинской Православной Церкви Николая в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле состоялся по моей инициативе, считаю своим долгом ответить на заметку "Апостасия в Джорданвилле", опубликованную в качестве одного из материалов в 22-м выпуске Ваших новостей от 20 февраля 2001 г.
Мне искренне жаль автора, Константина Балашова, бывшего семинариста 4-го курса. Наверное, трудно его душе нести столько злобы, которая просто пылает на страницах его опуса. Монахи в Джорданвилле, к которым я питаю полное доверие, рассказывают, что во время похорон приснопамятного Западно-Американского и Сан-Францисского схиархиепископа Антония на братском кладбище монастыря он возмущался по поводу того, что в монастыре хоронят "епископа-экумениста" (экуменизм покойного владыки сводился к его доброму отношению к Сербской Православной Церкви, в лоне которой он начал свою монашескую жизнь).
12 февраля с. г., во время визита в Джорданвилле Преосвященного Архиепископа Бодбского Николая, К. Балашов позволил себе совершенно недопустимую в приличном обществе демонстрацию протеста. Выходка бывшего семинариста произошла в конце показа вл. Николаем своего первого фильма. Молодой поборник чистоты православия сильно толкнул стул, на котором сидел прямо у экрана, и с грохотом хлопнул дверью, чтобы выразить свое негодование видеолентой, посвященной празднованию в Грузии 2000-летия Рождества Христова. К. Балашов достаточно подробно описывает свое противоборство с апостасией в опубликованном в Вашем издании опусе.
Архиепископ Николай достойнейший иерарх, который сыграл не последнюю роль в решении Грузинской Православной Церкви не только выйти из ВСЦ, но соборно осудить экуменизм как ересь. Таких людей нужно поддерживать, а не швырять в них камнями и вступать с ними в противоборство.
Меня всегда удивляло то обстоятельство, что "не по разуму" ревнители веры любят произносить громкие слова за спиной своих оппонентов или устраивать драматические демонстрации протеста, но вступить с ними в диалог с глазу на глаз они почему-то не решаются. Отчего это? Не оттого ли, что они не уверены в своих позициях, от сознания своего догматического и канонического бессилия, или здесь кроется другое объяснение?
Отдельные штрихи в описании его борьбы с "апостасией в Джорданвилле" требуют некоторого пояснения.
Бывший семинарист 4-го курса утверждает, что вскоре после того, как владыка Николай начал свое выступление, "многие уже не выдержали и начали покидать зал через заднюю дверь". Я присутствовал на лекции владыки Николая и свидетельствую, что ничего подобного не происходило. Актовый зал семинарии был полон монахов, семинаристов и других людей, которые с большим вниманием смотрели оба фильма и слушали интереснейшие комментарии вл. Николая. Возможно единицы действительно незаметно вышли, но вряд ли в знак протеста; скорее всего из-за того, что должны были отправиться на послушание. После выступления вл. Николая благодарные монашествующие, семинаристы и богомольцы его обступили, извинялись за возмутительное поведение К. Балашова, задавали архипастырю массу вопросов и благодарили его за столь яркий рассказ о самоотверженном подвиге пастырей и монашествующих Грузинской Церкви, восстанавливающих ее древние храмы и обители. Особенно сильное впечатление на присутствующих произвели кадры второго фильма, в котором показывается жизнь двух групп монашествующих, которые живут в тяжелейших условиях в землянках, без воды и электричества, в окружении недоброжетельного населения, которое они пытаются просветить светом Христовым.
Многие лично мне выражали сожаление о поведении Балашова и благодарили за содействие в приезде в монастырь высокого гостя. Я не слышал ни одного порицательного слова в адрес вл. Николая и ни одного упрека мне за организацию приезда Его Высокопреосвященства.
К. Балашов далее пишет, что не мог смотреть кадры причащения детей, считая это профанацией таинства Евхаристии. Я тоже не сторонник съемок причащения богомольцев, но никак не могу назвать это профанацией. Профанация - это сознательное высмеивание святыни с целью унижения. Фильмы вл. Николая носят исключительно миссионерский характер.
Первый фильм документально демонстрирует хронику юбилейных торжеств по случаю 2000-летия Рождества Христова. Он повествует о том, как две многочисленные группы православных паломников, во главе с архипастырями и пастырями совершили молитвенный поход через всю Грузию - одна, следуя маршруту св. Апостола Андрея Первозванного, а другая, - по стопам св. Равноапостольной Нины. Юбилейный поход двух групп продолжался два месяца, и в течение всего этого времени участники просвещали множество народа, останавливаясь в самых глухих местностях, где выступали с проповедями, совершали литургии и приобщали людей Святых Таин. Сотни людей принимали Святое Крещение. В конце этого удвительного во всех отношениях юбилейного паломничества замvроточили две большие иконы Св. Андрея Первозванного и Св. Нины, которые сопровождали паломников.
Если в день показа фильмов и случилась профанация, она исходила от бывшего семинариста К. Балашова, который не стерпел лицезреть столь яркое свидетельство веры.
Следует напомнить К. Балашову и его сторонникам, что в 1994 году, во время прославления Святителя Иоанна (Максимовича) по всему собору в Сан-Франциско были расставлены кинокамеры, которые записывали все богослужения и одновременно транслировали их на огромном экране на улице перед храмом для тех, кто из-за многолюдства не смог войти в храм. Впоследствии видеозапись торжества прославления была размножена и широко распространена.
К. Балашов утверждает, что фильм вл. Николая - "чистая патриархийно-экуменическая пропаганда". Я не раз смотрел этот фильм и не заметил в нем ни одного священнослужителя протестантского, римо-католического или других исповеданий, кроме православных. Фильм вл. Николая - это одна сплошная жизнеутверждающая православная проповедь. Один из самых сильных моментов в фильме встречается в начале. Открывая Юбилейный год, Патриарх-Католикос Илья II в кафедральном соборе во Мцхете, в присутствии многочисленных богомольцев, провел потрясающую по силе общенациональную исповедь. Святейший Патриарх назвал главные грехи, которые грузины совершили на протяжении всей своей многовековой христианской истории и затем прочел разрешительную молитву. Какой пример для всех нас!
К. Балашова возмутило обливательное крещение человека, который в течение 12 дней поднимался на гору Кизмет, чтобы добраться до Вифлеемской пещеры, расположенной на высоте 4000 метров над уровнем моря (В 19-м и 20-м веке в этой пещере подвизались отшельники и по преданию в ней хранились ясли Христовы и палатка праотца Авраама.). Сей раб Божий на спине нес на гору воду для собственного крещения. Вместо того, чтобы радоваться такому подвигу, К. Балашов реагирует на него по-фарисейски: суббота для него важнее человека.
Далее в своей заметке К. Балашов с высоты своей фарисейской праведности принимается открыто осуждать личные грехи отдельных иноков Свято-Троицкого монастыря, называя их по имени, при этом заявляя "...я не осуждаю личности, а только их дела". Слава Богу, что к этой своей реплике он не добавил, вслед за евангельским фарисеем "благодарю Тебя , Господи, что я не таков, как прочие грешники".
Балашов мне вменяет в грех "взаимную христианскую любовь к архипастырю". Как печально, что, учась на 4-м курсе семинарии, он не усвоил ту основополагающую истину, что наша христианская вера зиждется на любви и что подвиг любви к Богу и людям должен выражаться в желании, чтобы каждый без исключения человек пришел бы к Богу, к истине и спасению. Согласно Балашову, нам следует замыкаться в себе.
Апостол Павел предлагает немногословные правила подлинной христианской жизни, подлинных христианских взаимоотношений, в свете которых хорошо и уместно нам проверить себя и свои отношения к ближним в эти дни церковной смуты. "Облекитесь", говорит нам Апостол, "в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" (Кол. 3: 12). В нередко жестокие дни нашей современности эти апостольские нормы отношений наших к ближним так легко ускользают от нас. Вместо того, чтобы "облекаться" в них, так легко ограждать себя ризами равнодушия - вместо милосердия, ризами жестокости - вместо благости, гордыни - вместо смиренномудрия, озлобления - вместо кротости, нетерпимости - вместо долготерпения. Тем самым лишать себя того "образа неизреченные славы", по которому сотворил нас Бог. И - ввергать себя в бездну отчаяния, одиночества, тоски.
Каждому здравомыслящему читателю опуса "Апостасия в Джорданвилле" станет ясно, в каком духовно нездоровом состоянии находится несчастная душа автора. Жаль его и прискорбно, что в дни Великого Поста, во время которого каждый день мы словами преп. Ефрема Сирина просим Господа помощи "не осуждати брата моего" и "зрети моя прегрешения", Ваш журнал распространяет яд и этим самым утверждает бывшего семинариста 4-го курса К. Балашова в его жестоковыйности. В этом я вижу настоящую апостасию.
Боже милостив, буди нам грешным!
Прот. Виктор Потапов, vpotapov@voa.gov



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме