Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Василий Львович Величко

Анатолий  Степанов, Вестник Русской линии

Воинство Святого Георгия / 15.01.2001


Из книги "Черная сотня" …

Василий Величко родился 2 июля 1860 г. в городке Прилуки Полтавской губернии в дворянской семье. Род Величко происходил от известного запорожского казака-летописца, автора "Летописи событий в Юго-Западной России в XVII веке" Самуила Величко. Детские годы будущего поэта и общественного деятеля прошли в родовом хуторе Вернигоровщине. Его ближайшие предки были дружны с крупными деятелями российской культуры Николаем Гоголем и Тарасом Шевченко, Михаилом Глинкой и Николаем Костомаровым, которые часто бывали в Вернигоровщине.
В 1870 году Величко был определен для обучения в киевский пансионат Даниэля. В 1883 году окончил курс элитного Императорского Училища правоведения, которое было своего рода "кузницей чиновничьих кадров" Российской Империи.
В биографии Василия Величко отчетливо просматриваются два периода. До 1896 года он - преуспевающий поэт, имя которого можно было часто встретить на страницах многих журналов. Первое стихотворение Величко появилось в 1880 году в "Живописном обозрении". А вскоре его стихи уже печатали "Свет", "Русская мысль", "Новое время", "Вестник Европы", "Русский вестник", "Северный вестник", "Нива", "Неделя" и другие мало-мальски известные тогдашние периодические издания. В 1890 году вышел первый сборник его стихотворений, в 1894 году - второй. Кроме того, Величко был автором нескольких драматических произведений, одно из которых, комедия "Первая муха", было даже удостоено Грибоедовской премии.
Василий Львович был душой литературного кружка, который существовал в конце 80-х - начале 90-х годов в Петербурге и собирался у его родственницы Марии Муретовой. В этот кружок входили крупнейшие деятели русской культуры: друг Величко известный русский философ Владимир Соловьев, писатели Николай Лесков и Даниил Мордовцев, художники Илья Репин и Николай Каразин, профессора университета Александр Веселовский и Александр Ладыженский. Словом, у него было все, что только может желать литератор: популярность в литературных и окололитературных кругах, хотя и не шумный, но устойчивый успех у публики, любовь многочисленных поклонников и друзей.
Но вот в 1896 году Василий Величко порывает с прежним богемным образом жизни и уезжает в Тифлис редактировать газету "Кавказ". После этого все изменилось. У поэта появилось немало влиятельных врагов, его стали реже печатать, против него началась кампания лжи и клеветы. Что же произошло?
На Кавказе он столкнулся с враждебной русскому делу, хорошо организованной и мощной армянской плутократией, сросшейся с продажным чиновничеством. И новый редактор русской газеты объявил войну могущественной мафии. Три года длилась эта борьба. Но силы были слишком неравные, - и в 1899 году Величко вынужден был оставить редакторское кресло. К тому времени он нажил себе немало влиятельных врагов из числа коррумпированной бюрократии. В феврале 1904 года о. Иоанн Восторгов, выступая на панихиде по усопшему поэту в Тифлисе отмечал: "Да, так много у него врагов, что даже открытые молитвенные собрания для поминовения покойного служителя русского дела не безопасны в смысле возможности... преследования за них, давления и осуждения со стороны сознательных или бессознательных врагов русского дела".
Умудренный опытом борьбы за русские национальные интересы, Василий Львович покинул Кавказ и вернулся в Петербург. Настроение в безмятежно спящей столице, не чуявшей страшной угрозы для России, резко контрастировало с ощущениями опаленного в сражениях поэта. Отныне делом его жизни стало - зажечь "самосознания зарю" (строка из его стихотворения). Поэт становится не только певцом русской идеи (как было прежде), но и бойцом за русскую идею. Во многом благодаря его усилиям в 1900 году в Петербурге возник национальный русский кружок, из которого вскоре выросла первая черносотенная организация "Русское Собрание". Поэтому, в некотором смысле Василия Львовича Величко можно назвать черносотенцем номер один.
Свою борьбу он продолжал главным образом на поприще публицистики. В апреле 1902 года известный издатель Виссарион Комаров получил право на издание старейшего консервативного журнала "Русский вестник". Журнал был основан еще в 1856 году одним из корифеев русской журналистики Михаилом Катковым, но к началу ХХ века порядком захирел. Комаров пригласил Василия Величко стать соредактором журнала. Новая редакция замыслила превратить "Русский вестник" в главный рупор национального движения. В первом же номере, вышедшем при новом руководстве, было опубликовано "Письмо к нашим читателям", судя по стилю принадлежавшее перу Василия Величко. В этом обращении редакция заявила о своем намерении сделать журнал "прочным связующим звеном для русских людей, любящих родину и жаждущих плодотворного объединения во имя ее блага". Дабы не возникло никаких сомнений, редакция разъясняла, что основой для объединения должна стать русская триада "Православие, Самодержавие и Народность", которая "суть такая же жизненная истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит".
В "Русском вестнике" в полной мере раскрылся талант Величко-публициста. В 1902-1903 годах он опубликовал цикл статей под общим названием "Русские речи". Статьи были посвящены самым злободневным проблемам русской жизни. Об этом свидетельствуют их заголовки: "Самоуправление и самодеятельность", "Инородцы и окраины", "Вопрос о рабочих". Целых три статьи были написаны по еврейскому вопросу: "Роковой вопрос", "Сионизм" и "Исход". В них, по сути, была сформулирована черносотенная концепция решения еврейского вопроса.
В 1903 году Величко опубликовал историческую драму "Меншиков", готовил к печати новую книгу стихов. Было много других замыслов. Однако осенью он неожиданно заболел и в октябре 1903 года вынужден был сложить с себя обязанности второго редактора "Русского вестника".
... Василий Львович Величко скончался 31 декабря 1903 года. Он умер в самом расцвете сил - в возрасте 43 с половиной лет. Всего себя без остатка отдавал он делу борьбы за национальные интересы России. Даже на смертном одре его мысли были о судьбе Отечества. Очевидец его кончины приводит предсмертные слова поэта, обращенные к друзьям: "Думайте о благе России, Царя и народа!.. Душа Царя - душа народа! Он Божий ставленник, живая связь народа с Богом!.. Народ не виноват в пороках русской интеллигенции. На крыльях его духа Россия вознесется над миром!.. Уходите в деревню! Там будут выработаны формулы, которые победоносно выведут Россию на истинный путь!..". Господь даровал Василию Величко конец благий. Свидетельство очевидца: "Не было ни сутолоки, ни криков. Было тихо и торжественно... Так умирают лучшие русские люди. Чистая и могучая душа поэта и борца русской самобытности уходила из пораженного болезнью тела величаво и спокойно".
По заключению врачей смерть поэта наступила от воспаления легких. Тысячи людей переносят эту болезнь и выздоравливают. А он умер. "Таинственной и загадочной" назвал его кончину известный духовный писатель Сергей Нилус в своей книге "Близ есть, при дверех". И рассказал один примечательный факт, связанный с этой неожиданной смертью.
Величко был близким другом философа Владимира Соловьева. После смерти мыслителя, которая наступила в 1901 году, Василий Львович написал о нем книгу-воспоминание. Как известно, в последние годы жизни Соловьев был полон апокалипсических предчувствий и настроений. Его последнее предсмертное сочинение "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" включало вполне самостоятельную "Повесть об антихристе", которой философ придавал важное значение. В связи с этим произведением Величко вспоминал: "Любопытно, что он [Соловьев - А.С.] однажды, прочитав приятелю в рукописи эту повесть, спросил его внезапно:
- А как вы думаете, что мне за это будет?
- От кого?
- Да от заинтересованного лица. От самого!
- Ну, это еще не так скоро.
- Скорее, чем вы думаете.
Приятель Соловьева, рассказавший мне это, и сам тоже немножко мистик, подобно всем верующим людям, добавил потом не без волнения:
- А заметьте, однако: через несколько месяцев после этого вопроса нашего Владимира Сергеевича не стало: точно кто вышиб этого крестоносца из седла".
... А через два года не стало и самого Василия Львовича Величко, рассказавшего эту историю. В связи с этим Сергей Нилус заметил: "Достойно внимания, что и Соловьев, и Величко умерли в молодых еще годах и полном расцвете физических и духовных сил".
В одной из своих статей "Духовная сущность и свобода писателя" Величко обратился с пламенным призывом ко всем русским литераторам посвятить свой талант служению не идолам бренного мира сего, но вечным идеалам и святыням. Он писал: "Пусть каждый, вступающий в священный храм литературы, скажет себе: "Не хочу быть ярким электрическим фонарем на дверях растленного кафешантана. Я предпочитаю быть еле видной восковой свечечкой пред алтарем моей святыни!!!"". Так он и прожил свою жизнь, горя пред алтарем русских Святынь скромной восковой свечой.
Делу русского пробуждения Василий Величко отдал не только талант публициста и организатора, но и свой поэтический дар. Одно из его стихотворений пользовалось особенной популярностью. Его он посвятил своим братьям по борьбе - членам Русского Собрания. Это стихотворение было своего рода поэтической визитной карточкой черной сотни.

РУССКОМУ СОБРАНИЮ

В тумане смутных дней
В нелегкий путь пошли мы,
Огнем любви палимы, -
Любви к земле своей!

Тому, кто сердцем верен,
Не страшен сильный враг!
Да будет каждый шаг
Отважен, тверд и мерен!

Сплотимся лишь тесней
Вокруг родного дела,
Осветим правдой смело
Туманы смутных дней!

Обступим стяг священный,
Как доблестная рать!
За Русь! За нашу мать
Поднимем кубок пенный!

За русский пыл в крови,
За славные преданья,
За луч самосознанья
И торжество любви!





РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме