"КОМУ НУЖЕН КОНФЛИКТ?"

Васильева М.

Религия 
0
107
Время на чтение 4 минуты
Долгая и непростая история храма Покрова Божией Матери в Филях прошла через десятки человеческих судеб. В настоящее время при церкви, которая одновременно является и музеем (здесь размещается филиал музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева), сложилась приходская община.
Ее возглавляет священник Борис Михайлов. Несколько лет прихожане служили молебны на улице - в любую погоду, в дождь и снег. Сейчас еженедельно, по субботам, молебны совершаются на первом этаже Покровского храма. Как складываются взаимоотношения администрации музея с православной общиной? Один из прихожан, Иван Георгиевич, рассказывает, как нелегко пришлось прихожанам на первых порах. "Но я считаю, что мы должны найти общий язык с сотрудниками музея", - заявляет он.
В то же время работники музея возражают против совершения богослужений, обосновывая это тем, что что храм никогда не был приходским, а являлся только усадебным. Что же, обратимся к историческим документам. Они гласят, что село, где стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, было вотчиной князей Мстиславских. Когда же Покровское перешло к боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, он построил в 1691 году каменный пятиглавый храм о двух престолах - нижнем, Покрова Пресвятой Богородицы и верхнем, Спаса Нерукотворного Образа. Нижний храм с самого начала был приходским. Верхний же - до 1783 года был домовым, с отдельным штатом духовенства. Это духовенство получало от владельца ругу - содержание.
Приход Покровского храма просуществовал до 10 июля 1941 года, миновав страшное время разгула безбожия - двадцатые и тридцатые годы. Храм попал в ведение Управления по охране памятников, которое тридцать лет спустя сдало Покровскую церковь в аренду музею древнерусской культуры имени А. Рублева.
В 1991 году образовалась община. И все эти годы попытки прихожан начать в храме богослужения словно разбивались о невидимую стену. Проведение молебнов было разрешено только в прошлом году. Это объясняли заботой о сохранности уникального памятника архитектуры. Но разве опасность, угрожающая ему, действительно так велика? - Во время проведения богослужения приборы фиксируют скачки температуры и влажности внутри помещения. В храме отсутствует тамбур, и поэтому при частом открывании наружных дверей происходит резкий перепад температур, пристроить же крыльцо невозможно, так как это изменит исторический облик памятника. Здание находится на охране - неясно, как быть с ключами? - эти и другие аргументы высказала мне Наталья Игнатьевна Комашко, директор музея.
В дальнейшем выясняется, что на проведение служб в двунадесятые праздники, музей, так и быть, согласен. На еженедельные богослужения согласен в несколько меньшей степени. А на использование второго этажа для регулярных богослужений - ни под каким видом: Тем временем я знакомлюсь с Заключением экспертной комиссии Министерства культуры по вопросу совместного использования (не передачи! - М. В.) музеем и приходом храма Покрова в Филях. Заключение, датированное 16 апреля 1999 года, гласит: "Считать возможным проведение богослужений по будним дням начиная с сентября 1999 года в нижней церкви Покрова в Филях один раз в неделю в течение первого месяца", далее говорится, что увеличение числа богослужений в будущем возможно при наличии благоприятных заключений специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации. Не входя в дальнейшие подробности и не обременяя читателя выписками из огромного количества бумаг, можно только отметить, что дальше составления "Листа разногласий" между музеем и приходом дело пока не пошло.
А ведь при наличии доброй воли все разногласия можно снять. В качестве "буферной" меры в Министерстве культуры предложили построить на принадлежащей музею территории деревянный храм и таким образом "разгрузить" храм - памятник "нарышкинского барокко" - как минимум, от приходских треб.
Затем, по причине непредвиденных экономических трудностей, это предложение было снято. И проблема рассогласования интересов Церкви и музея вновь встала во всей остроте.
- Изучая документацию по вопросу совместного использования Покровского храма, можно придти к выводу, что в диалоге между Церковью и музеем то и дело возникают препятствия. В чем же причина? - спрашиваю я настоятеля храма.
- Эта проблема характерна не только для нашего конкретного случая. Конечно, легче всего было бы объяснить причины наших разногласий пережитками безбожной советской власти. Но этой власти давно уже нет. Дело в другом. К сожалению, наша российская интеллигенция отошла от Бога, и это началось не в 1917 году, а почти два века назад.
Что же касается нашего храма, я верю, что будет найдено разумное решение, которое позволит ему в полной мере обрести свое исконное назначение - нести людям Свет Божий.
На этом можно было бы поставить точку. Однако события вокруг Покровской церкви продолжают развиваться, и далеко не в благоприятную сторону. Как рассказал настоятель Покровского храма, вопрос передачи Покровской церкви общине должен был рассматриваться 18 января в Министерстве культуры России, а 19-го - на совещании у вице-премьера В. Матвиенко. Это последнее совещание было отменено, но в Министерстве культуры к нему уже подготовились. На рассмотрение вице-премьера было выдвинуто предложение "передать храм Покрова в Филях... музею древнерусской культуры в так называемое "оперативное управление". Музей же при этом делегирует приходу право пользоваться нижним, Покровским храмом.
- Это решение неправовое, - горячо заявляет отец Борис. - К этому храму приписан наш приход. Именно он, а не светская организация, имеет право на церковное помещение. В ходе подготовки этого решения были проигнорированы права общины. Не сочли нужным посчитаться даже с мнением Святейшего Патриарха, как епископа города Москвы.
- Если решение, предлагаемое Министерством культуры, все-таки будет выполнено, какими последствиями оно грозит общине? - Однозначно следует, что музей, став хозяином храма, будет жестко контролировать нашу деятельность. Позиция музея в этом вопросе нам известна: нам будут разрешать служить Литургию только по двунадесятым праздникам, запретят совершение треб и не допустят никакой приходской деятельности. Для общины создаются напряженные условия существования.
Совещание у вице-премьера перенесено на вторую половину февраля. Последнее слово о Покровском храме еще не сказано.
quot;Московский церковный вестник", N2, 2000 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45