Ее возглавляет священник Борис Михайлов. Несколько лет прихожане служили молебны на улице - в любую погоду, в дождь и снег. Сейчас еженедельно, по субботам, молебны совершаются на первом этаже Покровского храма. Как складываются взаимоотношения администрации музея с православной общиной? Один из прихожан, Иван Георгиевич, рассказывает, как нелегко пришлось прихожанам на первых порах. "Но я считаю, что мы должны найти общий язык с сотрудниками музея", - заявляет он.
В то же время работники музея возражают против совершения богослужений, обосновывая это тем, что что храм никогда не был приходским, а являлся только усадебным. Что же, обратимся к историческим документам. Они гласят, что село, где стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, было вотчиной князей Мстиславских. Когда же Покровское перешло к боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, он построил в 1691 году каменный пятиглавый храм о двух престолах - нижнем, Покрова Пресвятой Богородицы и верхнем, Спаса Нерукотворного Образа. Нижний храм с самого начала был приходским. Верхний же - до 1783 года был домовым, с отдельным штатом духовенства. Это духовенство получало от владельца ругу - содержание.
Приход Покровского храма просуществовал до 10 июля 1941 года, миновав страшное время разгула безбожия - двадцатые и тридцатые годы. Храм попал в ведение Управления по охране памятников, которое тридцать лет спустя сдало Покровскую церковь в аренду музею древнерусской культуры имени А. Рублева.
В 1991 году образовалась община. И все эти годы попытки прихожан начать в храме богослужения словно разбивались о невидимую стену. Проведение молебнов было разрешено только в прошлом году. Это объясняли заботой о сохранности уникального памятника архитектуры. Но разве опасность, угрожающая ему, действительно так велика? - Во время проведения богослужения приборы фиксируют скачки температуры и влажности внутри помещения. В храме отсутствует тамбур, и поэтому при частом открывании наружных дверей происходит резкий перепад температур, пристроить же крыльцо невозможно, так как это изменит исторический облик памятника. Здание находится на охране - неясно, как быть с ключами? - эти и другие аргументы высказала мне Наталья Игнатьевна Комашко, директор музея.
В дальнейшем выясняется, что на проведение служб в двунадесятые праздники, музей, так и быть, согласен. На еженедельные богослужения согласен в несколько меньшей степени. А на использование второго этажа для регулярных богослужений - ни под каким видом: Тем временем я знакомлюсь с Заключением экспертной комиссии Министерства культуры по вопросу совместного использования (не передачи! - М. В.) музеем и приходом храма Покрова в Филях. Заключение, датированное 16 апреля 1999 года, гласит: "Считать возможным проведение богослужений по будним дням начиная с сентября 1999 года в нижней церкви Покрова в Филях один раз в неделю в течение первого месяца", далее говорится, что увеличение числа богослужений в будущем возможно при наличии благоприятных заключений специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации. Не входя в дальнейшие подробности и не обременяя читателя выписками из огромного количества бумаг, можно только отметить, что дальше составления "Листа разногласий" между музеем и приходом дело пока не пошло.
А ведь при наличии доброй воли все разногласия можно снять. В качестве "буферной" меры в Министерстве культуры предложили построить на принадлежащей музею территории деревянный храм и таким образом "разгрузить" храм - памятник "нарышкинского барокко" - как минимум, от приходских треб.
Затем, по причине непредвиденных экономических трудностей, это предложение было снято. И проблема рассогласования интересов Церкви и музея вновь встала во всей остроте.
- Изучая документацию по вопросу совместного использования Покровского храма, можно придти к выводу, что в диалоге между Церковью и музеем то и дело возникают препятствия. В чем же причина? - спрашиваю я настоятеля храма.
- Эта проблема характерна не только для нашего конкретного случая. Конечно, легче всего было бы объяснить причины наших разногласий пережитками безбожной советской власти. Но этой власти давно уже нет. Дело в другом. К сожалению, наша российская интеллигенция отошла от Бога, и это началось не в 1917 году, а почти два века назад.
Что же касается нашего храма, я верю, что будет найдено разумное решение, которое позволит ему в полной мере обрести свое исконное назначение - нести людям Свет Божий.
На этом можно было бы поставить точку. Однако события вокруг Покровской церкви продолжают развиваться, и далеко не в благоприятную сторону. Как рассказал настоятель Покровского храма, вопрос передачи Покровской церкви общине должен был рассматриваться 18 января в Министерстве культуры России, а 19-го - на совещании у вице-премьера В. Матвиенко. Это последнее совещание было отменено, но в Министерстве культуры к нему уже подготовились. На рассмотрение вице-премьера было выдвинуто предложение "передать храм Покрова в Филях... музею древнерусской культуры в так называемое "оперативное управление". Музей же при этом делегирует приходу право пользоваться нижним, Покровским храмом.
- Это решение неправовое, - горячо заявляет отец Борис. - К этому храму приписан наш приход. Именно он, а не светская организация, имеет право на церковное помещение. В ходе подготовки этого решения были проигнорированы права общины. Не сочли нужным посчитаться даже с мнением Святейшего Патриарха, как епископа города Москвы.
- Если решение, предлагаемое Министерством культуры, все-таки будет выполнено, какими последствиями оно грозит общине? - Однозначно следует, что музей, став хозяином храма, будет жестко контролировать нашу деятельность. Позиция музея в этом вопросе нам известна: нам будут разрешать служить Литургию только по двунадесятым праздникам, запретят совершение треб и не допустят никакой приходской деятельности. Для общины создаются напряженные условия существования.
Совещание у вице-премьера перенесено на вторую половину февраля. Последнее слово о Покровском храме еще не сказано.
quot;Московский церковный вестник", N2, 2000 г.