Издательство "Невский проспект" (Санкт-Петербург, 1999 г.) выпустило в свет книгу писателя Дмитрия Орехова под названием "Святые места России". О ПРАВОСЛАВИИ сейчас пишут много, но большинство этих книг в силу многих причин так и не доходит до сердца читателя. Дмитрию Орехову удалось написать о Православии так, что у нас появилась надежда - мысли о Боге и вере оживут в душах даже тех людей, которые отчаялись найти спасение...
Архимандрит Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, сказал об этом: "Отрадно видеть, что в мирском издательстве "Невский проспект" выходят книги о святынях Православной Руси. Наша страна постепенно пробуждается от атеистического сна. И на пути из мрака к свету людям могут помочь именно паломничества в святые места, где реально прикасаешься к истории Отечества и его святыням, где так зримо чувствуешь присутствие благодати Божией".
Главное достоинство этой книги - авторский стиль. Причем автор во многом на основе собственных впечатлений описывает такие удивительные явления, как мироточение и нетление мощей святых угодников, рассказывает о чудесах, происходивших в святых местах. Каждая глава содержит рассказ о прижизненных подвигах и чудесах святых - преподобных Сергия Родонежского, Александра Оптинского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской, святого и праведного отца Иоанна Кронштадского.
Вообще, Дмитрию Орехову пришлось решать весьма трудную задачу: с одной стороны, не сделать из книги триллер-ужастик, когда идут эпизоды о всяких чудесах; с другой - не скатиться в елейную лексику всяческих "житий" или "четьи-миней".
Некоторые сюжеты книги - просто готовый сценарий для какого-нибудь сериала, например, глава о Ксении Петербургской. Эта женщина поначалу жила счастливо: удачное замужество, собственный дом, достаток, жизнь в столице. Но вскоре после похорон мужа 26-летняя вдова решительно раздает все имущество бедным. За это ее считают умалишенной. Но врачи определили, что Ксения психически абсолютно здорова.
Раздав все имущество, Ксения надела на себя белье, кафтан и камзол покойного мужа и стала всех уверять, что она вовсе и не она, а ее муж, Андрей Федорович. Причем отзывалась только на его имя. А далее - все по традиционному сценарию: прозрение незрячих, хождение неходячих, исцеление почти умерших, а также пророчества...
Откровенно скажу, одна глава мне не понравилась - об Иоанне Кронштадском. Автор настолько увлекся описанием сцен всенародно почитаемого праведника, что это стало смахивать на биографию рок-звезды: "Весь народ неудержимой волной, тесня и давя друг друга, хлынул в его сторону, а стоявшие за решеткою (пред амвоном) вмиг очутились на амвоне и чуть не сбили отца Иоанна с ног".
В принципе, Дмитрий Орехов открыл своеобразную писательскую золотую жилу, "переводя" витиеватый язык различных "житий" на современную "околобеллетристику". Работы впереди - непочатый край: в этом же издательстве готовятся к выпуску новые книги автора о святых источниках и иконах России.