Для воспитателей русской культурной идентичности

Русская школа  Русофобия 
0
799
Время на чтение 8 минут

 

«Разве вы не знаете, что малая закваска заквашивает всё тесто?»

(1-е Коринф. 5;6).

 

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима размышляет: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой, али смиренною любовью»? Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего» (1). Но что значит взять смиренною любовью? А это значит делать дела любви, несмотря на противодействие греховного окружения. 

Латвийские власти решили ограничить использование русского языка как средства обучения в русских школах, таким образом, уже с этого учебного года с 1-го по 6-й классы - обучение на русском языке составляло не более 50% уроков, в 7-9х классах – не более 20%, в 10-12-х классах не более 10% (русский язык и литература). Это и есть греховное окружение, потому что направлено на принудительную ассимиляцию детей и не имеет под собой никаких научных оснований. В сложившейся ситуации обострились две проблемы – поддержание качества школьного образования и формирование русской культурной идентичности. И качество образования и воспитание культурной идентичности взаимосвязаны и составляют одно целое. Более того, качество образования во многом зависит от степени формирования культурной идентичности учащихся, через гуманитарно-эстетические предметы. Поэтому в данной статье поговорим о культурной идентичности.

Согласно православному учению о духовной жизни греховную среду преображает дух любви, а не сами по себе добрые дела. Духовное лечится духовным (2). Это и есть путь смиренной любви, в основе которого синергия человека с духовными идеалами любви, а значит, и с Богом. И если мы желаем сохранения русской культурной идентичности у детей даже в условиях принудительной латышизации русских школ, то следует активизировать работу над воплощением дел смиреной любви, которые станут заквасками в этой работе. Что же это за закваски? 

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что вектор культурных предпочтений задается в семье и если родители с раннего детства приобщают ребенка к русской культуре - сказки, мультики, песни, игры, герои, то это в значительной степени повлияет на его выбор культурной идентичности. Ни школа, ни детские центры, ни общественные организации не являются решающими факторами для выбора культурной идентичности, это определяется культурными предпочтениями семьи. И если в семье русская культура доминирует, а родители активно приобщают к ней ребенка, то никакая ассимиляция ребенку не грозит. Беда, если в семье нет культурных предпочтений, но и это поправимо при желании. Итак, первая закваска – семья задает вектор культурной идентичности ребенка.

Что касается содержания культурного образования в семье, то речь идет о списках произведений русской культуры в исторической и художественной литературе, кино, театре, музыке, живописи. Эти списки доступны в интернете и родители могут постепенно и последовательно приобщать своих детей к лучшим произведениям русской культуры.

Важным и полезным дополнением к семейному культурному образованию могут стать родительские клубы, воскресные школы и культурно-образовательные проекты и мероприятия общественных организаций. Родителям следует проявить инициативу в создании клубов при общественных организациях, как возрастных – дошкольники, младшие и средние школьники, так и тематических – по интересам и направлениям культуры. Разумно организованное семейное образование, дополняемое занятиями воскресных школ, кружками и студиями общественных организаций – это мощные информационные поля формирования духовно-культурных доминант в самосознании детей.

Теперь о возможностях русских школ для сохранения русской культурной идентичности детей. Вначале немного теории (3). Русская культурная идентичность есть определенная совокупность духовно-культурных моделей миропонимания и поведения, которые человек добровольно выбирает в качестве основных стандартов своего мировоззрения и образа жизни. Происходит это в процессе изучения истории и культурных достижений своей нации, как в школе, так и дома, но как уже было сказано, определяющими являются культурные приоритеты семьи.

Формирование русской культурной идентичности у детей в школе возможно тремя способами: 1) введение специального дополнительного курса «Основы русской культуры»; 2) включение культурно-исторических тематических модулей в учебные программы по многим предметам; 3) разные варианты сочетаний первого и второго способов. Выбор конкретной стратегии и тематического модульного содержания для школы определяет администрация совместно с педагогами, желательно при участии Советов школ. Главное, чтобы выбранная стратегия обеспечивала в максимально возможной мере исполнение требований закона об образовании и защите прав детей на культурную идентичность.

И главными защитниками прав детей должны стать родители. Не сопли растирать в социальных сетях и стонать о том, как в школе обижают его ребенка, а выяснить у юриста свои права и вести постоянный диалог с педагогами и администрацией школ. Именно родители, объединившись в родительские комитеты классов, могут и должны влиять на организацию и поддержание внеурочной работы по формированию русской культурной идентичности в школе. Что касается содержания этой работы, то учебно-методические материалы для этого имеются.

В 2011 году в рамках проекта «Школа русской культуры» группа педагогов разработала тематические модули для формирования русской культурной идентичности учащихся (4). Это материалы включающие в себя биографические и культурно-исторические материалы об основных свершениях и достижениях Русской цивилизации. И это – вторая закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Особое место в тематических модулях должна занимать информация о православных духовных идеалах, как генераторах создания всех форм русского бытия и стиля жизни. Следует иметь в виду, что отдельный курс и тематические модули по основам русской культуры должны преподаваться на родном русском языке детей. И если для этого недостаточно будет времени на уроках в рамках процентных лимитов, то никто не запрещает использовать для расширения культурного образования факультативы на русском языке.

В каждой школе реализуется внеурочный комплекс культурно-образовательной работы, в котором представлены и мероприятия по воспитанию русской культурной идентичности у детей. С учетом увеличения объемов обучения на латышском языке, внеурочный комплекс следует модернизировать в сторону увеличения мероприятий по русской культуре, которые необходимо проводить на русском языке.

Обратим внимание, что для внеурочной работы нет ограничений относительно языка мероприятий – воспитывайте детей на русском языке столько, сколько считаете нужным. И это – третья закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Для смягчения ассимиляционного эффекта необходима интенсификация общественно-культурных и культурно-образовательных механизмов сохранения русской культурной идентичности у детей. Создание таких механизмов на основе организации сотрудничества семей, школ и общественных организаций – главная задача, от решения которой зависит сохранение русского самосознания в Латвии.

            Для помощи педагогам и родителям портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Русская школа и культурная идентичность», размещенных в разделе «Школа русской культуры» и включающий в себя следующие основные темы:

Образование как ваяние

Выбор школы – это выбор культуры

Культура - источник нравственного роста

Православные истоки русского образа жизни

Православные идеалы в русском миропонимании

Духовные приоритеты в земной жизни

Служение правде и ближним

Ибо милостивые помилованы будут

Соборная организация русского общества

Русский дух и служение Родине

Идеал русской культурной идентичности

Русская школа там, где русский дух

Превыше всякого ума…

Качество школьного образования и культурная идентичность 

Смыслы памяти Победы над фашизмом

Русская культурная идентичность как проблема

Информационное поле русского духа

Познание как откровение

Научное мировоззрение и духовная культура

Смыслы школы русской культуры

Ушинский К.Д. о воспитании русского самосознания

Православная школа С.А. Рачинского

Воспитывающая среда школы В. А. Сухомлинского

Учебно-методический комплект «Для воспитания русской души»

Требуются хранители русского духа

Лекции собраны в книгах «Письма о воспитании русской души», которую в электронном формате можно скачать здесь, в аудиоформате здесь, «О перспективе сохранения русской культурной идентичности в школе», которую в электронном формате можно скачать здесь.

 

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

 

При подготовке статьи использованы следующие источники:

 

1. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Глава "Из бесед и поучений старца Зосимы"

2. Лекция профессора Осипова. Хочешь быть счастливым – изучи законы духовной жизни

3. Бухвалов В.А. Идеи славянофилов для хранителей русских традиций\ : https://yadi.sk/d/5nPjCWzF3Q3jaD

4. Бухвалов В.А. и др.

Школа русской культуры. Перспективы. Программы. Методические приоритеты\ https://yadi.sk/i/dbJe72nh3Thk7T

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Русская школа
Его ценили Достоевский, Толстой, Вл. Соловьёв и Циолковский
О Николае Фёдорове и его «Философии общего дела»
18.04.2025
Ключи от квартиры учителя
Радикально повысить (изменить) роль учителя в деле воспитания молодежи – неотложная задача настоящего времени
17.04.2025
Разве можно жить без высокого искусства?
Гармонично развитая личность – это здоровая основа любого общества
16.04.2025
«…Беречь Россию не устану»
15 апреля ушёл из жизни поэт Валентин Васильевич Сорокин (1936–2025)
16.04.2025
Юрий Ключников и горизонты русской свободы
Доклад на первых Ключниковских чтениях в Новосибирске
14.04.2025
Все статьи темы
Русофобия
«Надежд больших на освобождение не питаю»
Письмо политического узника Александра Гапоненко из Рижской тюрьмы
18.04.2025
«Как кучеру понять Чехова?»
Анонс нового выпуска БесогонТВ
16.04.2025
Переговоры прошли «в отвратительной
обстановке». Трамп едва сдерживает «брезгливость» к Зеленскому
16.04.2025
Деньги пока важнее строчек в учебнике и языка, на котором они написаны
На фоне роста товарообмена министерство образования Армении продолжает вытирать ноги о Россию
16.04.2025
Как Запад борется с пропагандой РФ? //
Западные СМИ об ударе по Сумам Ядерная «шизофрения» британцев
16.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
17.04.2025 18:17
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2025 23:10
Идти царским путём
Новый комментарий от Zakatov
13.04.2025 21:13
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
13.04.2025 20:21
На Страстной седмице форум РНЛ будет закрыт
Новый комментарий от prot
13.04.2025 19:58
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Александр Волков
13.04.2025 18:20
«Русь, не трусь… вора бей, не робей!»
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2025 15:29