125 лет назад, 2 февраля (ст. ст.) 1895 года родился А.А. Микулин – создатель серии авиамоторов мирового уровня, надёжно служивших в боевой авиации в годы Великой Отечественной войны.
В самолётостроении Россия занимала передовые позиции в мире ещё до революции, однако в двигателестроении было явное отставание. Отечественная конструкторская школа в этой области до событий 1917 года так и не успела сложиться, и первые советские самолёты летали на импортных моторах. Лишь во второй половине 1920-х годов правительство стало уделять этой проблеме серьёзное внимание.
Человеком, создавшим отечественные авиадвигатели мирового уровня и вообще первые советские двигатели водяного охлаждения, был А.А. Микулин.
Первым из них был АМ-34 мощностью 750 л. с., разработанный в 1931 г. и массово выпускавшийся в 1932 – 39 гг. С этим безотказным мотором на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочные полёты через Северный полюс в Америку экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова. Эти моторы первоначально ставили и на стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В.М. Петлякова. Кроме того, мотор стал «сердцем» летающей лодки МБР-2 конструкции Г.М.Бериева и скоростных торпедных катеров Г-5. С созданием моторов семейства АМ-34 советское двигателестроение вышло на ведущие позиции в мире.
Следующим был мотор АМ-35 мощностью 1350 л. с., который устанавливался на высотном скоростном истребителе Н.Н. Поликарпова И-200 (переименованном в МиГ-1), затем на МиГ-3.
Очередным стратегическим прорывом в отечественном моторостроении был низковысотный АМ-38 мощностью 1625 л. с. Мотор создавался по инициативе Микулина специально для штурмовой авиации, которой большая высотность не требовалась. Конструктор, предвидя дефицитность высокооктановых бензинов в предстоящей войне, предназначил мотор для более доступного низкооктанового топлива. С АМ-38 летали знаменитые штурмовики С.В.Ильюшина Ил-2 – самые массовые самолёты Второй мировой войны.
Последним его поршневым мотором стал АМ-42 мощностью 2000 л. с., который в конце войны устанавливали на штурмовиках Ил-10.
Родился Александр Александрович во Владимире (приходился племянником великому учёному Н.Е. Жуковскму). Из-за недостатка средств не смог закончить учёбу в вузе, работал слесарем, потом помощником начальника сборочного отделения на Русско-Балтийском заводе в Риге, где в то время начали делать первые отечественные (лицензионные) авиамоторы. В 1914 г. стал студентом МВТУ, однако инженерный диплом получил лишь в день своего 60-летия, будучи уже давно доктором технических наук и академиком АН СССР – кстати, первым академиком среди конструкторов-авиаторов.
Яркое изобретательское дарование А.А.Микулина, уменье решать «нерешаемые задачи», уникальное чутьё на перспективы развития авиатехники быстро выдвинули его в первый ряд конструкторов страны. В 1925 г. он стал главным конструктором – вначале автомоторного института (НАМИ), с 1930-го – новообразованного авиамоторного (ЦИАМ), а с 1936-го – авиамоторных заводов в Москве (№24, с 1943 г. №300).
После войны под его руководством был разработан первый советский турбореактивный двигатель АМ-3, в то время самый мощный в мире, который стоял на бомбардировщике А.Н. Туполева Ту-16, его же пассажирском Ту-104 и на стратегическом бомбардировщике В.М. Мясищева М-4. Серийно он производился 20 лет. Затем – мощный, легкий и компактный двигатель для первого сверхзвукового истребителя МиГ-19 и перехватчика Як-25.
Однако в 1955 г. полный творческих сил Микулин был уволен министром авиапромышленности П.В. Дементьевым без права работать в авиапромышленности под предлогом того, что «Тов. Микулин допускает ошибки в выборе направления развития авиационных двигателей, выступает с порочными идеями в части применения сверхзвуковых компрессоров, высоких температур и ряда других вопросов, чем вносит путаницу и затрудняет работу по созданию двигателей». (Существует утверждение, что министр, из желания угодить Н.С. Хрущёву, сделал это сразу после снятия с поста председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, курировавшего в годы войны авиапромышленность и высоко ценившего Микулина. Возможно, министр просто убрал несговорчивого гения, воспользовавшись отставкой его покровителя.) Новый двигатель, вместо АМ-9 («Александр Микулин-9»), стал называться РД-9. А, как показало время, «направление развития авиационных двигателей» Микулин выбрал всё-таки правильное, и прав оказался он, а не министр.
После перенесённого инфаркта А.А. Микулин разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге «Активное долголетие (моя система борьбы со старостью)». Он сумел даже окончить медицинский институт и защитить кандидатскую диссертацию по медицине. В книге он провёл инженерные аналогии между строениями человеческого тела и технических устройств и предложил остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики. И хотя система Микулина подвергалась критике со стороны официальной медицины, сам он, следуя своей системе, прожил 90 лет (умер13.05.1985 г.).
Похоронен Александр Александрович на Новодевичьем кладбище Москвы. В правительственном некрологе он был назван «основоположником советского авиадвигателестроения».
1. Александр Александрович Микулин Творцы оружия Победы Валерий Габрусенко