Доклад на XXVIII Международных Рождественских чтениях, Секция «Актуальные вопросы национального суверенитета России», Москва, 25 января 2020 года, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26) - учит Своих верных последователей Господь наш Иисус Христос. Одна душа дороже всего мира со всеми его благами и сокровищами! Посему для православного человека нет ничего важнее, чем спасение безсмертной души для блаженной вечности. В этом - главная цель нашей земной жизни.
Поэтому угрозы, которые несёт построение глобального цифрового общества, прежде всего, необходимо рассматривать, как угрозы спасению души. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл в интервью 7 января 2018 года: «У нас в Церкви тема цифровой экономики связывается с двумя понятиями. С одной стороны, существует понятие эффективности, на этом настаивают светские люди, особенно управленцы... Но у Церкви есть ещё и другое понятие - безопасность. И речь идет не только о возможности злонамеренных сил использовать цифровые технологии для того, чтобы оказать непоправимый ущерб стране, обществу или кому-то из людей, - это всё технологический уровень. Я бы сейчас поговорил о духовном уровне. Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу». Но что значит «тотально ограничить человеческую свободу»? Это значит лишить человека свободы выбора, которую не отнимает Сам Господь Бог. Такое положение дает злонамеренным силам колоссальные возможности для того, чтобы манипулировать людьми.
Выступая перед учёными в Сарове 31 июля 2019 года, Святейший Патриарх Кирилл задал весьма актуальный вопрос: «Не превращаемся ли мы из субъекта процесса в его объект, от которого лишь требуется соответствовать просчитанным машинами алгоритмам поведенческих реакций для эффективной поддержки общества потребления?» Ответ на этот вопрос совершенно очевиден: новые системы цифровой идентификации граждан превращают человека из независимого субъекта правовых отношений в жёстко управляемый оцифрованный объект кибернетической системы. Высшее творение Божие приравнивается к товару и маркируется как товар уникальным идентификационным номером, который становится новым цифровым именем человека в цифровом обществе. Для системы именно этот номер будет фактическим именем человека и средством его автоматической идентификации.
Как это ни печально, но многие православные, включая представителей духовенства, даже не подозревают, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой цивилизации», которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Такое положение может помешать правильному устроению духовной жизни и спасению души.
Поэтому Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена». Вот где кроется серьёзнейшая опасность! Добровольно вступая в систему цифровой идентификации личности, человек незаметно отдаёт себя во власть её хозяев. При этом Патриарх отметил, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.
Так на наших глазах выстраивается тоталитарный режим, невиданный в истории человечества. По словам Его Святейшества, опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации колоссально возрастает, а способы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными средствами платежа: «Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована - не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам».
В цифровом обществе каждый человек, будучи строго идентифицирован личным кодом и учтен, как один из объектов системы, будет получать доступ только к тем материальным и информационный ресурсам, которые ему «положены» по его текущему статусу. Чем может определяться этот статус? Не только общественно-полезными личными качествами, но и мировоззрением человека, его политическими, религиозными и другими взглядами, отношением к властям и прочими данными, поскольку вся эта информация в равной степени собирается и обобщается в электронном досье человека и становится доступной для хозяев системы, принимающих управляющие решения с возможностью ужесточения жизненных условий для конкретного лица.
Такая система сегодня выстраивается в России на наших глазах. Надо полагать, что с появлением нового правительства этот процесс может получить мощное ускорение.
Обращаясь к учёным в Сарове, Святейший Патриарх вновь вопросил: «Мы, люди веры, без вас, людей науки, уже не можем ответить на этот ставший жизненно важным вопрос: почему и как технологии превращаются из помощников в оккупантов? Почему и как технологии начинают играть не свойственную для технологий роль?.. Где пролегает грань между необходимостью контроля государства за жизнью граждан и нарушением конституционных прав на свободу? На примере других государств мы сегодня уже имеем ясное, не фантазийное представление о том, как быстро можно внедрить систему тоталитарного контроля за каждым жителем, создать его цифровой профиль и получить в руки практически безграничный контроль за его жизнью».
В цифровом обществе ответственная личностная власть переходит к безответственной, анонимной бесконтрольной власти «электронного правительства». Государство заменит действующая в автоматическом режиме пресловутая «цифровая платформа» - бездушная, безжалостная, неумолимая и бессовестная. Живых людей заменят их «цифровые двойники», статус которых будет первичен по отношению к статусу самого человека. Выстраиваемая на наших глазах глобальная система направлена на физическое и духовное порабощение людей.
Впервые в истории человечества в начале XXI века на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого наднационального глобального цифрового общества, тоталитарного по сути своей. В процессах построения «нового цифрового порядка» участвуют 193 страны мира и более 800 частных корпораций.
Духовная жизнь - это самая сложная наука, понятия о которой почти утрачены даже в монашеской среде. Она требует непрерывного наблюдения за собой и за окружающим миром. Каждый шаг в земном странствовании необходимо совершать с духовным рассуждением. Враг спасения и его подручные действуют «со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2: 10), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Об этом нас неоднократно предупреждает Слово Божие. Именно в этом ключе и в контексте построения глобальной тоталитарной тирании мы можем дать правильную оценку системным действиям власти по внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь граждан.
Сегодня глашатаи цифровой трансформации завлекают в ловушку легкомысленных и доверчивых людей обещаниями многих земных удобств и «безопасности» в обмен на богоданную свободу. В частности, всячески продвигают «единую систему удаленной биометрической идентификации», через которую будут оказываться банковские и так называемые «государственные» услуги.
Поэтому Предстоятель Русской Церкви констатирует: «Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности, в первую очередь, свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов... Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни - человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна».
Но что значит «оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна»? Святейший Патриарх чётко сформулировал ответ на этот вопрос в интервью 7 января 2019 года: «Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые, с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках?.. Когда мы говорим, на основании Священного Писания, что придет антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью... Вы представляете, какая власть будет сконцентрирована в руках тех, кто владеет знаниями о том, что происходит в мире?.. Так вот, контроль из одной точки - это предвестие пришествия антихриста, если говорить о христианском взгляде. Антихрист - это та личность, которая будет во главе всемирной паутины, контролирующей весь человеческий род».
Отсюда ясно, что процесс построения цифровой цивилизации имеет, прежде всего, религиозное значение. Это не что иное как подготовка пришествия антихриста. В цифровом социуме человек будет обязан жить по правилам богоборческой системы, которые установят для него хозяева системы, готовящие приход «сына погибели» (2 Фес. 2: 3-4). Эти правила, несомненно, будут противоречить Заповедям Божиим, православной совести и мировоззрению. Безусловно, такая ситуация конкретно ставит под угрозу спасение души.
Можно однозначно констатировать, что построение «цифрового государства как платформы» противоречит Промыслу Божию о мире и человеке, то есть является деянием греховным, также как и соучастие в этом апостасийном строительстве. Надо понимать, что принятие атрибутов и правил поведения «нового цифрового порядка» есть поклонение антихристу в духе и признание его власти независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. При этом сознательного отречения от Христа никто не потребует.
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24: 4), - учит нас Слово Божие.
Конкретными шагами по исправлению ситуации в целом являются денонсация кабальных для России международных соглашений и «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» в соответствии с положениями «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления
1. 1234