В наступающем 2020 году исполняется 100 лет со времени закрытия Новосильского Свято-Духова монастыря богоборческой властью и 15 лет с начала его восстановления (в 2005 году) после долгих лет беспамятства и мерзости запустения. Уходящий 1919 год также был весьма важным и знаменательным в контексте истории обители. В этом году исполнилось 400 лет со времени первого упоминания Свято-Духова монастыря в документах, а также 100 лет Орловско-Кромской операции гражданской войны (октябрь 1919 года), во время которой подверглись репрессиям четверо насельников обители. Трое из них были расстреляны. Этот факт был установлен на основе архивных изысканий новосильским исследователем-краеведом Антониной Петровной Балабановой, которая недавно обнародовала полученные сведения.
«Не могу не поделиться с читателями информацией о двух монахах Свято-Духова монастыря, полученной из Государственного архива Тульской области и получившей неожиданное продолжение… Это прошения двух послушников Свято-Духова монастыря к Архимандриту Лазарю.
Послушник Афанасий Федорович Воробьев проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: "… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре".
С 30 декабря 1916 г. проходил послушание письмоводителя и пономаря второй заявитель - Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов. Из документов явствует, что родился он в Москве, в семье коллежского секретаря, Арсения Дмитриевича Голенищева-Кутузова. По окончании Московского городского училища Николай получил свидетельство о звании учителя народных училищ. Послушание письмоводителя не было ему в тягость, и он также собирался пребывать в монастыре до конца жизни.
В августе 1918 года Архимандрит Лазарь пишет на послушников представление Епископу, и во исполнение указа Тульского Епархиального Совета от 22 марта 1919 г. послушник Голенищев-Кутузов был пострижен в монашество с именем Никон, а послушник Воробьев – с именем Алипий. Однако недолго длилась их монашеская жизнь. В открытых недавно списках прокуратуры Москвы мы вновь встречаем знакомые фамилии. Источник указывает, что особым отделом реввоенсовета были они обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены Революционным трибуналом к высшей мере наказания, приведённой в исполнение 13 октября 1919 года» (https://www.proza.ru/2017/11/02/1890).
Антонина Петровна любезно предоставила возможность ознакомиться с документами, на основании которых была составлена эта краткая скорбная повесть. В своей совокупности данные документы, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее воздействие своим реализмом и трагичностью. Приводим их здесь.
Документ №1. ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 3-3об
Его Преосвященству Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому, Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандрита Лазаря с братией
Представление
Состоящий в числе временных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря сын коллежского секретаря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов поданным 13-го сего Августа ко мне с братией прошением объясняет, что он жительствуя в сем монастыре с 31-го декабря 1916 года приобык к монастырской жизни и просит ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии его в число братии и об определении в число приуказных послушников сего монастыря.
Признавая означенного послушника благонадежным к монашескому званию и видя усердие прохождения им назначаемых послушаний и представляя при сем прошение и документы его - смиренейше просим Ваше Преосвященство определить его Голенищева-Кутузова в число приуказных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря.
Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца Нижайшие послушники:
Настоятель Архимандрит Лазарь, благочинный иероманах Герасим, ризный иероманах Вениамин
№ 103, августа 13-го дня 1918г.
Документ №2. ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 4-4об
Его Высокопреподобию Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандриту Лазарю с братией
Сына коллежского секретаря Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова
Прошение
Состоя в числе временных послушников в вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 31-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя я, с помощью Божией, приобык к монастырской жизни и имею искреннее душевное желание пребывать в сем монастыре.
Почему покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие с братией о принятии меня в число братии и об определении в число приуказных послушников вверенного Вам монастыря, не оставить Вашим ходатайством перед Его Преосвященством, на что и представляю при сем документы: 1) безсрочную паспортную книжку, выданную приставом 1-го участка Мещанской части г.Москвы 10-го января 1910 года за №33; 2) метрическую выпись о рождении, выданную притчем Московской Сергиевской, что в Пушкарях, церкви за № 134 от 3-го августа 1898 года; 3) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Московским Городским о сем Присутствием 1909 года Октября 30-го дня за №100; 4) об образовании моём: а) Аттестат 3-го Московского Городского училища об окончании полного курса учения, выданный 1906 года 31-го Мая за №263, б) Копия свидетельства о звании учителя начальных училищ, выданного 23-го Ноября 1910 года за №39.759 из канцелярии Попечителя Московского Учебного Округа, в) удостоверение Инспектора 3-го Московского Городского Училища от 3-го Мая 1908 года за №236.
1918 года Августа 13-го дня к сему прошению сын коллежского секретаря Николай Арсеньев Голенищев-Кутузов подписался.
Документ №3. ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 8, 8об, 13, 13об
Выписка из копии метрической книги Московской Сергиевской, что в Пушкарях, Сретенского сорока церкви за 1887 год.
№ 122, ноябрь 20/21, Николай
Родители: Бывший разъездной чиновник низшего оклада, Управления перевозкою почты по железным дорогам, Коллежский Секретарь Арсений Дмитриевич Голенищев-Кутузов и жена его Анна Николаевна, оба православного исповедания.
Восприемниками были: Тарусский мещанин Петр Евлампиевич Алексеев и Тульской губернии, Крапивенского уезда, Казачей Слободы крестьянская жена Ульяна Васильева Игнатьева.
Таинство крещения совершал: Приходской священник Петр Соколов с причтом.
Документ №4. ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 3-3об
Его Преосвященству Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому, Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандрита Лазаря
Покорнейшее представление
Приуказаные послушники вверенного мне монастыря: Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов и Афанасий Федоров Воробьев поддатыми ко мне 18-го сего февраля прошениями объясняют, что они жительствуя в сем монастыре Голенищев-Кутузов с 30-го декабря 1916 года и Воробьев с 6-го октября 1912 года с помощью Божией приобыкли к монашеской жизни и имеют искреннее непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением их в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Посему, признавая означенных послушников по их скромному поведению, братолюбивому характеру и усердному прохождению назначаемых послушаний достойными монашеского звания; длге имею смиреннейше просить Ваше Преосвященство не оставить Вашим Милостивейшим Архипастырским благораспоряжением и благославением постричь означенных послушников в монашество.
Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца Нижайший послушник Настоятель Архимандрит Лазарь
Документ № 5. ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 4
Его Высокопреподобию Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 30-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя и пономаря, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете.
1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов подписался
Документ № 6. ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 5
Его Высокопреподобию Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря Афанасия Федорова Воробьева
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 2-го октября 1912 года и проходя послушание при клиросе и портновской мастерской, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Афанасий Федоров Воробьев подписался
Документ №7. ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 6
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов 28-го сего апреля за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Никон»
Настоятель Архимандрит Лазарь
Документ №8. ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 7
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Афанасий Федоров Воробьев 9-го сего мая за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Алипий»
Настоятель Архимандрит Лазарь
Документ №9. Голенищев-Кутузов Николай Арсентьевич
Дата рождения: —
Место рождения: г.Москва
Пол: мужчина
Возраст: 32
Профессия / место работы: иеродиакон Свято-Духова монастыря
Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
Дата расстрела: 13 октября 1919 г.
Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 4 октября 1919 г.
Обвинение: за контрреволюционную деятельность
Осуждение: 13 октября 1919 г.
Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
Приговор: ВМН
Дата реабилитации: январь 2005 г.
Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы
Документ №10. Выписка из сводной «Открытой Книги памяти г. Москвы и Московской области» (https://ru.openlist.wiki)
Воробьев Афанасий Федорович
Дата рождения: —
Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, Покровская вол., с.Георгиевская Любовша
Пол: мужчина
Возраст: 43
Профессия / место работы: монах Свято-Духова монастыря
Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
Дата расстрела: 13 октября 1919 г.
Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 4 октября 1919 г.
Обвинение: за контрреволюционную деятельность
Осуждение: 13 октября 1919 г.
Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
Приговор: ВМН
Дата реабилитации: январь 2005 г.
Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы
Одновременно был арестован и расстрелян иеромонах Свято-Духова монастыря Вениамин (Данилов Филипп Степанович; поступил в монастырь 12 августа 1904 г.; постриг - 30 марта 1906 г.; хиротония в иеродьяконы - 18 ноября 1907 г.; хиротония в иеромонахи - 27 июня 1912 г.). И только послушник Петрыкин Иван Герасимович (уроженец с. Воротынцево), одновременно со всеми арестованный, был освобождён «ввиду незначительности содеянного»…
В январе 2005 года репрессированные насельники Свято-Духова монастыря были реабилитированы.
Что же явилось причиной расстрела трех монахов Свято-Духова монастыря? Косвенный ответ на этот вопрос дают Оперативные сводки 3-й стрелковой дивизии красных Южфронта за октябрь 1919г., размещённые на сайте Российского военно-исторического общества:
«4 октября. 3 бригада, имеющая всего 120 штыков, пополнена двумя прибывшими маршевыми ротами и заняла позицию по реке Зуша от Духова монастыря до д. Сорочий мост. Отряд в 150 человек коммунистов Новосильского ревкома, высланный на ст. Дишня, самовольно отошёл к переправе у Духова монастыря(!?). Когда отряд был передан в распоряжение комбрига, для занятия линии по р. Зуша, то оказалось, что люди разошлись по избам (!).
3 дивизия заняла оборону в центре по линии Пруды - Александровка - Кулеши - Нижние Судьбищи - Сторожевое - Домны - Залесное Штаб дивизии в д. Маслово.
Новосиль в руках противника, имеющего 8 орудий. Три бронепоезда курсируют по дороге Туровка - Верховье - Елец.
7 октября. Приказ по 3 бригаде: «Перейти в решительное наступление и овладеть переправами по р. Зуша юго-восточнее Новосиля.
8 октября. Части дивизии занимают исходное положение для овладения переправами через р. Зуша. А именно: полк РВС (реввоенсовета) через д. Пруды - д. Подберёзовка. Части 1-й бригады от Залесной до Дарищ, конные части в д. Тиневая.
11 октября. 3 бригада к 17-ти часам: 25полк. с боем занял восточную окраину Новосиля и продвинулся к переправам на р. Зуша до д. Сорочий Мост - д. Тюковка. Полк РВС занял г. Новосиль и ведёт бой за переправу у Слободы Зарецкой (сегодняшнее Заречье). Рота 26 полка заняла Духов монастырь. Противник продолжает удерживаться в Слободе Ямской, упорно обороняя переправу. Около 19-ти часов перешёл в контрнаступление, вновь занял Новосиль и продвинул части к северу. Под натиском противника наши части отошли и удерживаются на высотах между деревнями Пруды - Чернышино.
12 октября. Части 3-й бригады в районе Новосиля продолжают занимать прежние позиции и столкновения с противником имели.
13 октября. 3 дивизия энергично наступает в направлении Верховье - Ливны. Группа у Новосиля вела безрезультатные бои, после чего части остались на местах.
14 октября. С утра на позиции 3 бригады противник пошёл в наступление на г. Новосиль, так что части вынуждены были отступить и вновь оставить город. Но потом при личном участии комбрига и комиссаров, части перешли в наступление и восстановили прежнее положение». Источник: http://livinghistory.ru/topic/39869-boi-v-novosilskom-uezde-tulskoi-gubernii-okt/
В приведенной цитате выделены сводки за 4 октября (день ареста монахов) и за 13 октября (день расстрела). Вряд ли в условиях непрерывных и ожесточенных боевых действий велось какое-либо следствие…
Архиепископ Василий Кривошеин, в девятнадцатилетнем возрасте участвовавший со стороны Белой армии в боях с армиями Южфронта, в своей книге «Спасённый Богом» отмечает, что для основной массы красногвардейцев был характерен воинствующий и кощунственный атеизм. «Красные» проявляли крайнюю озлобленность по отношению к лицам духовного звания, которые подвергались самым жестоким репрессиям, вплоть до расстрелов. В этой связи есть основания утверждать, что подлинной причиной убийства монахов Свято-Духова монастыря стало исповедание ими христианской веры своей жизнью и делами.
Выяснение и обнародование фактов свидетельства о Христе имеет значение не только для истории нашего монастыря, но также поможет и делу духовного просвещения наших современников, восстановлению Православия в нашем Отечестве во всей его благодатной и спасительной силе и полноте.
Нафанаил (Бобылев), монах Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии
Посещение Свято-Духова монастыря старцем Илием (Ноздриным) и епископом Нектарием