Чаю воскресения мертвых...

1. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»

 

 

Часть Первая

 

1. Современное предисловие

 

Прошло уже более 20 лет со времени первого и, увы, на сегодня последнего заседания общественного Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства» 21 Сентября 1999 года. Интересная общественная инициатива, к сожалению, осенью того же года нашла решительное противодействие со стороны двух высокопоставленных сотрудников аппарата Синода РПЦ МП — одного митрополита и одного протоирея, которые ныне, к слову сказать, давно уже отстранены от своей прежней деятельности в Чистом переулке. Заодно могу поручиться точно, что решение затормозить и свернуть данный общественный процесс не исходило от Святейшего Патриарха Алексия II (Редигера; 23 Февраля 1929 — †5 декабря 2008), который по-отечески поддерживал и благословлял практически все наши начинания. Примерно за полгода до проведения первого заседания общественного Собора «Всенародное Покаяние» лидером Движения «Россия Православная» Александром Ивановичем Буркиным (5 Июля 1955 — †14 Июля 2013) лично было получено благословение Святейшего на проведение данного мероприятия. Но, как свидетельствуют старинная русская поговорка: «Жалует Царь, да не жалует псарь». Накануне уже назначенного собрания в арендованном за немалые деньги помещении проект краткого приветствия от Первосвятителя то ли «затерялся» в недрах канцелярии, то ли «не нашлось» официального представителя, чтобы его прочитать. Поэтому открывавший собрание А.И. Буркин просто бегло засвидетельствовал, что устное благословение от Патриарха на проведение соборной встречи ему лично было дано ещё несколько месяцев назад. Но такое высказывание в глазах клерикального официоза стало грубой «протокольной» ошибкой.

Будучи руководителем аналитической службы исполкома Общероссийского движения «Россия Православная» и участником Центрального совета движения, я надеялся, что возникшее препятствие будет временным. К началу Декабря 1999 года я в качестве редактора-составителя подготовил сборник материалов прошедшего Собора, завершил написание для него обзорно-отчетного очерка «Чаю воскресения мертвых...», а также предполагал тот свой текст опубликовать в печатном органе нашего движения — в газете православных мiрян «Десятина».

Однако внушение синодального начальства, сделанное А.И.Буркину, было столь категорично и длительно по своему воздействию, что ни подготовленный до состояния готового макета[1] сборник, ни мой очерк на страницах «Десятины» так и не увидели свет.

Не хочу по данному поводу с упреком поминать моего уже почившего Соратника и дорогого Друга Александра Буркина. В том решении не было и тени трусости или сервильности. Царствие Небесное рабу Божию Александру!

 

Александр Иванович Буркин во время освящения памятного знак на месте одного из разрушенных московских храмов

Тогда решение об отказе от данных публикаций мы с ним приняли совместно, чтобы сохранить рабочие отношения с аппаратом Священного Синода в других очень важных инициативах и мероприятиях нашего движения. Возникшие тогда организационные проблемы напрямую сказались на ограничении на два с лишним месяца прямого доступа лидера ООД «Россия Православная» А.И.Буркина к Святейшему Патриарху.

Надо помнить тяжелую политическую и общественно-политическую ситуацию того времени в стране. С Августа возобновились военные операции на Северном Кавказе. В Буйнакске, Москве, Волгодонске 4, 8, 13, 16 Сентября прогремели террористические взрывы жилых домов. Только по официальной статистике в тех терактах погибло 307 человек, более 1700 человек получили ранения различной степени тяжести или пострадали в той или иной мере.

Одним из генеральных направлений деятельности ООД «Россия Православная» изначально была духовно-просветительская и воспитательная работа в воинских частях Российской Армии, МВД России и ФСБ. Тогда А.И.Буркин неоднократно ездил в зоны боевых действий для встреч с военными и для награждения отличившихся воинов медалями ООД «РП» (нередко и посмертно). В условиях контртеррористической операции, формально не являвшейся состоянием войны, правительственные и ведомственные награды были лимитированы по законам мирного времени, и мужественные поступки наших воинов по реляциям командиров отмечались хотя бы общественным признанием их заслуг перед Отечеством.

Без поддержки и благословения Святейшего Патриарха многие акции ООД «РП» такого рода оказывались под угрозой срыва. Поэтому наше «послушание» по отношению к позиции двух высокопоставленных сотрудников Чистого переулка было совершенно вынужденным и не терпящим отлагательств.

И вместе с тем не хочу теперь взваливать всю вину только на тех двух влиятельных «клерикалов». Возможно, в аппарате Синода были и другие влиятельные сотрудники и консультанты, враждебные к соборничеству православных мiрян. Просто те двое имели мужество напрямую высказать А.И.Буркину недовольство нашей активностью в данном направлении. Да и для всего существует Промысл Божий. Почему именно те двое в наших глазах стали наглядным препятствием для развития общественного движения «Всенародное Покаяние», ведает только Господь Бог. Допускаю, что наши общественные инициативы со временем могли привести к непредвиденным тогда нами каким-то тяжелым отрицательным последствиям, и Спаситель отвел нас от таких искушений заблаговременно.

Впрочем, такое понимание давней ситуации мне пришло годы спустя, а тогда я был страшно зол на тех двоих, и порой в своем кругу злословил их, хотя старался перевести своё злоречие в плоскость юмора. Начал искать варианты использования многолетних собственных соборных наработок в каких-то иных общественных проектах, напрямую не связанных с ООД «Россия Православная», чтобы не «подставлять» А.И.Буркина. Но и те общественные проекты с годами не сложились, и я вдруг совершенно успокоился, когда же митрополита перевели из Москвы в провинцию, даже вполне искренне посочувствовал ему, а досада на протоиерея ещё и раньше остыла.

Но вернусь к предыстории Собора православных мiрян. Вдохновленные призывом к Всенародному Покаянию ещё в Синодальном послании от 16 Июля 1993 года[2], к данному общественному Собору мы стали совершенно сознательно и целенаправленно готовиться уже в 1997 году — в пору становления ООД «Россия Православная».

Учредительная конференция 9 Февраля 1997 года. С Патриаршим посланием к собравшимся обратился Его Высокопреосвященство Сергий (Фомин), тогда Архиепископ Солнечногорский, управляющий делами Московской Патриархии

 

В 1998 году движением была учреждена общественная медаль «Всенародное Покаяние — знамение единства» с изображением Святого Царя-Мученика Николая.

Наши усилия вдохновляла тогда память о недавно ушедшем Митрополите Иоанне (Снычёве; 9 октября 1927 — †2 ноября 1995) и его духовное завещание:

«Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время — может быть, совсем малое, — и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству... В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства — опыту противостояния смуте и возрождения страны... Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством... История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер Царской власти — не земной, но Небесной, по слову Писания: “Сердце царя — в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его” (Притч. 21: 1). Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил... Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает наконец свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В XX веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты... Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России — возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав Государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны»[3].

Как и Сам Господь, обращаясь к ученикам и народу, порой что-то говорил дважды: «Истинно, истинно говорю вам...», так и Священный Синод РПЦ МП вторично воззвал к пастве. В Синодальном послании от 9 Июня 1998 года призыв к Всенародному Покаянию однозначно и прямо прозвучал вновь[4].

Медаль ООД «Россия Православная» — «Всенародное Покаяние — знамение единства», посвященная светлой памяти Святого Царя-Мученика Николая II для награждения за труды по распространению и разъяснению необходимости всенародного покаяния в грехе богоотступничества и цареубийства

В путях подготовки к Собору сотрудниками Исполкома ООД «Россия Православная» проводились кропотливые исследования по разным направлениям покаянной темы. Так, историк П.Г.Петин изучал летописные свидетельства и Грамоты покаянного Московского Собора 1607 года при Царе Василии Иоанновиче, при Патриархах Священномученике Ермогене и Священноисповеднике Иове и готовил их публикацию.

 

Чин Всенародного Покаяния на Московском Соборе 1607 года

Писатель А.Ю.Хвалин, составляя хронологию почитания Святых Царственных Мучеников начиная с 1918 года, особо отбирал историю призывов к Всенародному Покаянию. В данных, а также других подготовительных исследованиях, в составлении пояснительных справок и разработок, в предсоборной переписке и переговорах с Архипастырями и Духовенством посильное участие принимал и ваш слуга покорный.

В связи с идеей созыва общественного Собора «Всенародное Покаяние» мы нашли поддержку среди целой плеяды правящих Архиереев РПЦ МП — Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия[5], Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека[6], Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва[7], Епископа Владивостокского и Приморского Вениамина[8], Епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима[9]. Неофициально, непублично, но духовно и благословляющими письмами нас поддержал целый ряд Архипастырей из Малороссии, Белоруссии, из Российской глубинки.

Бывший сотрудник Джорданвильской семинарии и библиотеки Троицкого монастыря, а в ту пору насельник Афонской Карули иеромонах Ефрем (Красовский), часто бывавший тогда наездами в Москве, составил Покаянный и Молебный Канон ко Пресвятей Богородице о разрешении грехов против Бога и Царя и проект соборного Покаянного Чина. В редактуре тех текстов принимали участие и мы, сотрудники Исполкома ООД «РП». Тексты были разосланы ряду правящих Архипастырей Московского Патриархата, с учетом их замечаний и рекомендаций они были изданы ко времени первого заседания Собора «Всенародное Покаяние». Первоначальное издание Молебного Канона получило официальное благословение семи Архипастырей РПЦ МП[10].

Но вскоре описанная выше разорганизация перспективной церковно-общественной инициативы со стороны чиновников Чистого переулка обернулась маргинализацией покаянного движения. Разными группами проект Покаянного Чина стал переделываться по своему усмотрению, дополняться новыми пунктами радикального характера, в подмосковном селе Тайнинском, а потом и в некоторых других местах без благословения Высшего Священноначалия стали проводиться многолюдные молебствия с совершением Покаянного Чина. Такая самодеятельность в свою очередь вызвала осуждение Священноначалия, а идея официального церковно-соборного Покаянного Чина на долгие годы была фактически дискредитирована.

https://chin-pokayaniya.ru/upload/Arhiv/17_07_07/17.07.07_panoram.jpg

Покаянный чин в селе Тайнинском 17 Июля 2007 года

Но я не считаю, что идея Всенародного Покаяния, выдвинутая ещё в 1920–1930-е годы в среде православных русских беженцев, в среде РПЦЗ, позже развитая представителями Священноначалия РПЦЗ в 1950–1980-е годы, идея, поднятая на щит и принятая церковным народом в России в 1990-е годы, теперь полностью утратила смысл и снята с духовной повестки дня.

Более того, взирая на минувшие два десятилетия, особенно на последние месяцы 1999 года и начало 2000-го, дерзаю полагать, что наша скромная по масштабам церковно-общественная покаянная инициатива 21 Сентября 1999 года, пусть и не получившая организационного развития и расширения, в Очах Божии определенно имела благоволение и косвенным образом принесла потом плоды нашего покаяния и в виде прославления Святых Царственных Страстотерпцев в России на Августовском Соборе 2000 года, и в дальнейшем умиротворении на Северном Кавказе, и в некотором позитивном обновлении общероссийской жизни по сравнению с «лихими девяностыми».

Большая часть материалов Собора «Всенародное Покаяние», выступления его участников сразу же были опубликованы в газете православных мiрян «Десятина», частично они были повторены в сборнике «От покаяния к воскресению России» Санкт-Петербургского издательства «Царское Дело» в 2004 году[11].

Публикуемый ниже текст я сохранил в нетронутости с Декабря 1999 года, хотя некоторые специальные термины, например «Земский Собор», ныне я стараюсь в авторских рассуждениях не использовать. Местами и тяжеловат стиль пояснений. Но я не хотел современной правкой изобразить себя умнее, чем я был в конце 1999 года. Однако свой текст в примечаниях и комментариях я теперь дополнил обширными пояснительными цитатами и текстовыми иллюстрациями, поскольку современному молодому читателю те документальные свидетельства могут быть вовсе неизвестны.

Предполагаю и возможность переиздания на «Русской Народной Линии» некоторых выступлений и материалов общественного Собора 1999 года, поскольку их публикации в «Десятине» отсутствуют в Рунете, а их актуальность, на мой взгляд, сохраняется и теперь. После мiрянского Собора «Всенародное Покаяние — знамение единства» выросло целое поколение православной молодежи. Бог ведает, нет ли в их среде тех будущих духовных лидеров России, которые годы спустя знамя народного единства «Всенародное Покаяние» в благопотребное время поднимут вновь уже не на церковно-общественном, а на церковном соборном уровне.

Москва, Декабрь 2019 года

 

2. О составе и содержании Собора

 

Первое заседание Собора православных мiрян «Всенародное покаяние», проведенное по инициативе Второй Всероссийской Конференции Общероссийского Общественного Движения «Россия Православная» 21 Сентября 1999 года в культурном центре Российской Армии на Суворовской площади в Москве, дает богатый материал как для перспективной практической деятельности, так и для теоретических разработок по развитию современной державной соборности в России.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Ekaterininskiy_Institut.jpg/1041px-Ekaterininskiy_Institut.jpg

Старинная фотография здания благородного девичьего Училища ордена Святой Екатерины (1912), где ныне расположен культурный центр Российской Армии на Суворовской площади в Москве

 

По общему подсчету на Соборе присутствовало — 476 человек. Из них — 23 члена Центрального Совета ООД «Россия Православная». Московское городское отделение — 15 представителей. Московское областное отделение — 21 представитель. Представители 22 иных региональных отделений Движения. Военнослужащих — 48. Представителей иных общественных организаций и церковных приходов со всех концов России, Украины, Беларуси — 311 человек. Представители Русской православной эмиграции — 4 человека. Клирики и церковнослужители Русской Православной Церкви — 8 человек. На Соборе были аккредитованы представители 20 средств массовой информации.

После предначинательного молебна и всеобщего пения Символа Веры Православной собравшиеся заслушали приветствия к Собору Архипастырей Русской Православной Церкви, доклад о сущности и свойствах державной, мiрянской соборности (Председатель Центрального Совета ООД «Россия Православная» А.И.Буркин)[12], выступления о проблемах строительства храма на Крови Царя в Екатеринбурге (О.Н.Куликовская-Романова)[13], о сословном принципе державного покаяния (писатель А.Ю.Хвалин), о необходимости сугубого покаяния во всенародном грехе для воинского сословия (начальник Управления ООД «Россия Православная» по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, генерал Г.А.Колышкин), для казачества (атаман Сергиевопосадской станицы П.К.Турухин), для дворянства (сопредседатель Дворянского союза Е.В.Марьянова). Был также ряд выступлений духовенства[14] и мiрян о различных гранях покаянной темы.

Следует отметить особую атмосферу Собора, выражавшуюся в общем духе соборных обсуждений, в процедуре волеизъявления и принятия решений. Из истории Православной Церкви и Российского Государства известно, что на Церковно-Земских Соборах единодушные соборные решения представляли собой не механическую сумму индивидуальных мнений, а выражали качественно новое единство, возникавшее непосредственно в ходе самих Соборов по насущным вопросам религиозно-общественной жизни. Так произошло и на этом Соборе, когда единодушное решение принималось собравшимися по тем проблемам, о которых они не знали заранее, например о возведении поклонного Креста в Петропавловской крепости или о ходатайстве к Его Святейшеству по поводу желательности Первосвятительского попечительства над строительством Храма-на-Крови в Екатеринбурге.

Всенародное покаяние при современном уровне гражданского национального самосознания в условиях Смуты пока не может вовлечь буквально каждого соотечественника в покаянное действо. Это процесс длительный, одними общественными усилиями он неисполним. Нельзя человека, не осознающего над собой власть наследного греха, заставить каяться уговорами и внушениями. Нельзя допустить и духа осуждения тех сограждан, кто еще не нашел в себе потребности в таком духовном акте, совершенно необычном с точки зрения житейской логики. Именно об этом предупреждал соборян в своем приветствии Владыка Питирим, Епископ Сыктывкарский и Воркутинский: «Такое важнейшее духовное движение, как народное покаяние, не должно содержать даже элементов осуждения и обвинения политических противников, иначе покаяние наше не состоится и Бог его не примет».

Поэтому соборяне посчитали необходимым организовать широкое обсуждение возможных форм публичного исповедничества в виде составления семейных (от лица малой Церкви) или родовых (все поколения, начиная с февраля 1917 года) покаянных актов.

Мне понравилась характеристика новизны именно этого собрания, данная моим соратником А.Ю.Хвалиным:

«Впервые, пожалуй, на таком многолюдном собрании православных патриотов прозвучала мысль не только о “всенародном покаянии” вообще (об этом говорила Церковь) или личном покаянии (об этом давно говорили монархисты, организовав сбор подписей под обращением за канонизацию Царской Семьи), но последовательно говорилось о сословном покаянии, которое приносят те или иные представители разных сословий, успевшие завоевать доверие в своей среде. Таким образом, даже подняв вопрос о необходимости сословной организации российского общества, мы в перспективе ставим вопрос о возможности мирного восстановления традиционной власти в Православной России. Выступления на Соборе представителей сословий — священнического, воинского, казачьего, дворянского есть только начало процесса всесословного покаяния. С нашей стороны он должен развиваться в двух направлениях: во-первых, растолковывать постоянно лидерам всех нынешних сословий необходимость покаяния; во-вторых, помогать и вводить во власть тех представителей сословий, которые уже осознали важность покаяния».

Первое заседание Собора завершилось благодарственным молебном. Значение прошедшего первого заседания Собора «Всенародное Покаяние» трудно переоценить. Оно будет открываться постепенно по мере того, как прозвучавшие на нем идеи будут усваиваться самими организаторами и всеми православными россиянами. Фундаментальное осмысление, оценка этого самобытного явления в общественной жизни России принадлежит будущему, когда опыт данной инициативы получит развитие в последующих заседаниях Собора, когда станут зримыми все новые и новые плоды общественного покаяния во всенародном революционном грехе Бого- и цареотступничества.

1 Декабря 2019 года

Окончание следует

 

КОММЕНТАРИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ

 

[1] На сохранившемся у меня макете: Знамение Единства: Материалы Первого заседания Собора православных мiрян «Всенародное покаяние — знамение единства» // Дело Веры. Информационно-аналитический сборник № 4. М.: Купина, 2000. 156 с. — в выходных данных стоит дата «Подписано в печать 05.12.1999». Правда, подпись на издание от А.И.Буркина я получил заранее — ещё днем в Пятницу 3 Декабря — в канун Праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А.И.Буркин рассчитывал встретиться с Патриархом без обычной предварительной договоренности с его помощниками во время Патриарших праздничных служб Всенощной или Литургии на Введение во Храм Пресвятой Богородицы (уже не помню, в каких московских храмах тогда служил Святейший), либо уже 6 Декабря — во время V Всемирного Русского Народного Собора в Свято-Даниилом монастыре. Но ни 3-го, ни 4-го, ни 6-го даже совсем коротко переговорить с Патриархом А.И.Буркину так и не удалось. Он решил уступить давлению из Чистого и оставить проект Собора «Всенародное Покаяния» без продолжения. О своем решении он через несколько дней сообщил одному из «фигурантов», и сотрудничество Патриаршей канцелярией сразу же возобновилось. Мы оба не любили вспоминать о том эпизоде. И даже потом при встречах с Патриархом А.И.Буркин этой темы не касался, очевидно, не желая вводить Патриарха в смущение тем, что предварительное устное благословение на осуществление данного проекта Московский Архипастырь ему давал. А совершенно частная по значению дата подписания макета оказалась для меня по-своему печально знаменательной: через девять лет — 5 Декабря 2008 года Патриарх Алексий II встретил свой смертный час.

[2] ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая ІІ и Его Семьи:

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ архипастыри, пастыри и чада Церкви Русской!

С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы воспоминаем скорбную годовщину. Семьдесят пять лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, была совершена беззаконная расправа над Императором Николаем II и Его Семьей. По приказу властей были лишены жизни люди, вся вина которых состояла в том, что они принадлежали к царствовавшей Династии. Императорская Семья безропотно приняла выпавшие на ее долю страдания.

Узнав об убийстве Царской Семьи, Святитель Московский Тихон с церковного амвона свидетельствовал: «...На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович... и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...»

Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора.

Какое бы место ни занимал в истории Император Николай II — убиение Его и Его Семьи остается страшным уроком истории. Урок этот учит нас тому, что тщетны попытки построить благо народа на крови. Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды? В начале нашего века, решив строить жизнь по-новому, вожди страны снова начали с преступления. Вскоре после этого Россия утонула в крови, оказалась ослеплена жаждой насилия и безумием вражды. Ныне, отрекаясь от грехов прошлого, мы должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности. Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в жертву человеческую жизнь и свободу, чье-либо доброе имя, нравственные нормы и нормы закона.

Задачей Церкви является служение, направленное на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование. Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1 Кор., глава 12). Покаяние в грехе, совершенном нашими предкам, должно стать для нас еще одним знаменем единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся. Пусть не нарушает мира церковного и неоднозначное отношение архипастырей, пастырей и мирян наших к вопросу о канонизации Императора Николая II и Его Семьи. Призываем всех вас молиться, чтобы Церковь смогла вынести об этом суждение в духе соборного согласия, не уступая давлению суетных мирских настроений. Тогда и только тогда суждение это будет действительно выражением голоса Церковной Полноты, принесет пользу Церкви и Отечеству. Мы призываем наши высокие гражданские власти возобновить детальное расследование убийства Императора Николая II, Его Семьи, членов Императорской Фамилии и Их родственников. Руководить таким дорасследованием должна авторитетная и полномочная комиссия, в которую могут войти представители Церковного Священноначалия, органов высшей государственной власти, ученого мира, церковной и светской общественности. Комиссии этой необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления — нравственные, правовые, политические. Это нужно не только для успешной исторической истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности закону и нравственности. Всем нам да дарует Бог быть ревностными в стремлении исполнить заповедь Его: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Пусть все дела, слова, помышления наши будут достойны нашего христианского звания. И да не посрамят они нас пред лицом Господа, Который «будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей» (Пс. 95:13).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II,

Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР,

Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН,

Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ,

Председатель отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,

Митрополит Оренбургский и Бузулукский ЛЕОНТИЙ,

Архиепископ Калужский и Боровский КЛИМЕНТ,

Епископ Тверской и Кашинский ВИКТОР,

Епископ Таллинский и Эстонский КОРНИЛИЙ,

Епископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ,

Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ

Послание было принято на заседании Священного Синода 16 Июля 1993 года и на следующий день опубликовано. Официальная публикация была в «Журнале Московской Патриархии» № 6 за 1993 год и в православных газетах — частично или целиком. Многими Владыками послание было зачитано с амвона; читалось в храмах настоятелями. Публиковалось также в светских изданиях: газетах «Московский комсомолец», «Известия», «Московские новости» и других.

[3] Митрополит Иоанн (Снычев). Русская Симфония. СПб.: Царское Дело, 1995. С. 13–14, 38–41.

[4] ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая ІІ и Его Семьи:

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые иноки и инокини, все верные чада Русской Православной Церкви!

В этом году 17 Июля исполняется 80 лет со дня убиения Российского Императора Николая II и членов его семьи. Время все дальше уносит нас от того дня, когда было совершено это злодеяние. Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской Семьи — тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по духу.

Сегодня, как это было и пять лет назад, когда мы обратились к пастырям и пастве с Посланием, посвященным 75-летию екатеринбургской трагедии, мы снова свидетельствуем, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».

Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием.

В этот день мы призываем и благословляем архипастырей и пастырей нашей Святой Церкви совершить панихиды с поминовением убиенного Императора Николая II, супруги его Императрицы Александры, их чад — Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Алексия, их верных слуг и всех в годину лютых гонений за веру Христову умученных и убиенных, их же имена ведает Сам Господь. Призывая к этому, мы глубоко сожалеем о том, что скорбная годовщина убиения Государя и его Семьи омрачена ожесточенными спорами вокруг вопроса об останках, найденных под Екатеринбургом. В этот же день, 17 июля, в Санкт-Петербурге, в соборе святых апостолов Петра и Павла, эти останки будут захоронены. По заключению Государственной комиссии они были идентифицированы с останками Царской Семьи. Как известно, решение Комиссии вызвало двоякую реакцию в нашем обществе и в Церкви. Наравне с теми, кто доверяет выводам Комиссии, существуют и те, кто эти выводы не принимает. Суждение церковной и светской общественности оказалось разделенным, причем разделение носит явно конфронтационный, болезненный характер. В этой ситуации Священноначалие, имеющее своим долгом заботу о единстве Церкви и содействие гражданскому миру и согласию, самой логикой возникшего конфликта призывается к тому, чтобы воздержаться от поддержки той или иной точки зрения. Панихиды по убиенному Императору, его Семье и по всем умученным в годы гонений будут совершены в этот день в храмах Церкви нашей; будет совершена такая панихида и в Петропавловском соборе города на Неве. Это богослужение явится не актом признания или непризнания выводов науки относительно «екатеринбургских останков», а исполнением христианского долга, церковным ответом на просьбы совершить заупокойное Богослужение при погребении этих останков.

Дорогие Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые братья и сестры! Сегодня Полнота церковная неленостно подвизается, восстанавливая порушенные святыни, воссоздавая облик Святой Руси. Благословляя эти труды, мы призываем вас вознести молитвы не только об упокоении Царской Семьи, но и о всех убиенных и погибших в годы лихолетья, дабы в духе согласия, не уступая давлению суетного разномыслия, чуждого благу церковному, перенести нелегкое время, переживаемое ныне Церковью и народом нашим. «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14: 19). «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3: 16).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II

Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР,

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР,

Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,

Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ,

Председатель отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,

Архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ,

Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ,

Епископ Туровский и Мозырский ПЕТР,

Епископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН,

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский ПИТИРИМ,

Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский СЕРГИЙ

Послание обнародовано 9 Июня 1998 года на официальном сайте ВЦС, в «Московском Церковном Вестнике» № 11 и в «Журнале Московской Патриархии» № 7 за 1998 год.

[5] Архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк; 18 Февраля 1927 — †1 мая 2002) от имени клириков своей Епархии свидетельствовал об инициативе ООД «Россия Православная»: «Вполне разделяем ваше мнение о том, что именно всенародное покаяние может положить начало возрождению нашего страждущего Отечества. Господь да благословит созыв и проведение Собора православных мiрян “Всенародное покаяние”...» Владыка Афанасий направил и послание, адресованное участникам Собора православных мiрян: «Год за годом мы повторяем слова о том, что страна наша испытывает тяжелейшие бедствия. Многие уже с трудом верят в возможность скорейшего возрождения страны. Прореченное в Евангелии “уныние народов и недоумение” (Лк. 21: 25) становится характерным состоянием наших дней. Но мы, христиане, как бы ни было нам трудно, не перестаем уповать на милость Божию. И она не заставит себя долго ждать, если мы принесем достойные плоды покаяния. К нему, покаянию, призывали наш народ в годину испытаний такие подвижники, как Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Искреннее глубокое покаяние всегда обращало Господний гнев на милость. Так будет и сейчас. Пусть станет угодным в очах Божиих и нынешний Собор “Всенародное Покаяние”. Пусть принесет плоды истинного покаяния весь наш народ. Желаю обильных милостей Божиих всем участникам Собора и благословенных успехов в его проведении».

[6] Владыка Мелхиседек (Лебедев; 26 Января 1927 — †8 Июня 2016) обратился с таким посланием к соборянам: «С любовью приветствую всех вас, искренне преданных Вере и Отчизне. Воистину, Любовь и Прощение через Покаяние — есть основа Нового Завета, данного нам Спасителем. Сегодня, когда Россия переживает последствия Богоборчества, государство не в силах противостоять злу, и кровью обагряются наши города, пришло время Всенародного Покаяния за грехи вероотступничества и убийства Венценосного Императора Николая II. Мне довелось, возглавляя Свердловскую, ныне Екатеринбургскую епархию, еще в советские времена первым отслужить покаянные панихиды по невинно убиенным Царским Страстотерпцам на местах этого злодеяния. В короткие сроки были построены храмы и часовни там, где пытались скрыть следы страшных преступлений. Прошло немного времени, и Святое дело Покаяния охватило всю Россию. Образ Царя Мученика и Его Семьи присутствуют почти в каждом храме, люди обращают к Ним свои молитвы. Памятные даты Их жизни и смерти собирают многочисленные Крестные ходы. Желаю вашему Общественному движению дальнейших успехов на пути достижения благородных целей. Помощь Божия да сопутствует в Ваших трудах».

[7] Владыка Лев (Цепицкий; р. 13 апреля 1946 г.) написал участникам Собора: «Очень важно, что вы акцентируете внимание на Всенародном Покаянии. Этот век в отечественной истории ярко обозначен страшным грехом Богоборчества, и, как следствие этого, было совершено цареубийство, попытка физически уничтожить Церковь и все то, что напоминает о Боге. Весь век для страны прошел в борьбе “за”, в борьбе “против”. Господь попустил нашей стране за борьбу с Ним те великие испытания, которые можно преодолеть только через примирение с Богом. Пока мы не возвратим похищенные у Него святыни, пока не совершим Всенародного Покаяния, то есть исправления своей жизни, не будет на стране Божьего благословения и, соответственно, счастья. Желаю Общероссийскому Общественному Движению “Россия Православная” Господнего споспешества по духовному возрождению нашего Отечества. Будем помнить слова великого светильника святого праведного отца Иоанна Кронштадтского: “Русь Святая, храни Веру Православную, в ней бо твое утверждение”».

[8] Свое Обращении к участникам Собора православных мiрян «Всенародное покаяние» направил и архипастырь Приморского края Владивостокский Владыка Вениамин (Пушкарь; род. 8 Ноября 1938) свидетельствовал: «Возлюбленные о Господе участники собрания! Долготерпеливый Господь ждет покаяния России в грехе предательства Помазанника Божия Царя-Мученика Николая II. Если велика радость на Небесах о покаянии единого грешника, каково будет то торжество среди Ангелов и Святых, которое ознаменует освобождение России от страшных проклятий. Путь покаяния начат был сразу же в феврале 1917 года. Сначала он был почти не отличим от широкой дороги отступления в бездну безверия, в пропасть наслаждения и страдания от бесчисленных грехов. Но неприметная тропка покаянного пути с десятилетиями через великие подвиги русского народа преобразилась в ясный путь, обозначенный Священноначалием Русской Православной Церкви и справедливо названный “всенародным покаянием” и “знамением единства”. Величайшим этапом на этом пути считаю духовный подвиг приморцев, ввиду смертельной опасности созвавших в 1922 году Приамурский Земский Собор, главным вопросом которого был отнюдь не вопрос о власти в безгосударной России, но признание величайшим грехом предательство Русского Царя и попустительство Его злодейского убийства. Здесь, во Владивостоке, среди церковного народа не изгладилась память об этом судьбоносном событии. Верующий народ Приморской епархии глубоко и искренне чтит и исповедует подвиг Царя-Страстотерпца Николая Второго. Поэтому в день проведения собора “Всенародное Покаяние” мы молитвенно пребываем вместе с участниками собора, возносим свои молитвы ко Господу о помиловании России и скорейшем прославлении Царской Семьи в сонме Новомученников». Ещё ранее Епископ Владивостокский Вениамин (Пушкарь) так комментировал Патриаршее Послание от 16 Июля 1993 года: «На мой взгляд, нужно... акт покаяния обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин Богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно...» Епископ Вениамин (Пушкарь). Сила Русского народа. Владивосток, 1996. С. 16.

[9] Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков; род. 2 февраля 1961 г.) сердечно приветствовал соборян так: «Дорогие братья и сестры во Христе! Счастлив слышать о возрождении в сердцах российских людей духа спасительного покаяния и от всего сердца желаю вам прилагать как можно больше усилий в этом благородном направлении. Пусть горячие молитвы Помазанника Божия Царя-Мученика и Его близких пребывают с вами, наставляют вас в ваших трудах». Однако Владыка Питирим по-отечески предупреждает собрание мiрян о возможных искушениях: «В силу своего пастырского долга хочу вас предостеречь от возвращения к тем ошибкам, которые многим из нас всегда служили преткновением. Как всякий истинный духовный подвиг, покаяние не может и не должно быть показным. Поэтому такое важнейшее духовное движение, как народное покаяние, не должно содержать даже элементов осуждения и обвинения политических противников, иначе покаяние наше не состоится и Бог его не примет. Я призываю Божие благословение на ваши добрые начинания, да умудрит Всемилостивый Господь всех вас к жизни мирной и благоразумной, и во всем достаточной, как я искренне всем вам желаю».

[10] Первое подарочное издание Канона с указанием о благословении семи Архипастырей РПЦ МП вышло в 1998 году при участии ООД «Россия Православная» в 1999 году без указания издательства и места издания. Позже он был переиздан брошюрой: Канон Покаянный и Молебный ко Пресвятей Богородице о разрешении грехов противу Бога и царя. СПб., Царское Дело, 2005.

[11] Редактор-составитель Е.И. Душенова. Ответственный за выпуск С.И. Астахов. Корректор Е.В. Суворова. Подписано в печать 21.11.2004. Тираж 10 000 экз. Братия и сестры! Просим помянуть в ваших святых молитвах составителей и всех рабов Божиих, содействовавших подготовке и выходу в свет настоящего издания: архимандрита Кирилла, игумена Алексия, иеромонаха Ефрема, схимонаха Симеона, монахиню Ксению, Александра, Александра, Алексея, Анастасию, Андрея, Виктора, Владимира, Елену, Елену, Иоанна, Ирину, Ксению, Леонида, Наталию, Николая, Олега, Ольгу, Павла, Сергия, Юлию, Юлию и всех участников Соборной встречи «Всенародное покаяние — знамение единства». Было ещё переиздание: От покаяния к воскресению России. СПб.: Царское Дело, 2005. 112 с. — по благословению Высокопреосвященного Амвросия, Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, Высокопреосвященного Никона, Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского, Высокопреосвященного Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского, преосвященного Ипполита, епископа Тульчинского и Брацлавского, Преосвященного Диомида, Епископа Анадырского и Чукотского.

[12] А.И.Буркин в своем докладе выразил выработанную и учрежденную предыдущими собраниями позицию ООД «Россия Православная». Главные тезисы его выступления были следующие: «Нынешний сепаратизм, на взрывоопасном политическом фоне “холодной гражданской войны” перешел в горячую стадию националистического и псевдорелигиозного террора. Изуверные акты мести мирному населению — простым москвичам, жителям Буйнакска, Волгодонска нами рассматриваются не только как мрачная злоба нынешнего дня, но и как попущение Господа силам ада для вразумления всего народа России. Мы ведь веруем, что ни единый волос не упадет с головы человека без воли Божией. И если свершается такое, как недавние ночные взрывы жилых домов, унесшие сотни жизней, это не только страшная трагедия нашего неоязыческого бытия, но и повод для социального трезвения, повод для всеобщего покаяния. …Важно осознать на широком общественном уровне истоки и корни нынешней смуты. Для этого необходимо по-новому осмыслить события 1917–1918 годов, осмыслить революционную ломку Российской Государственности и тысячелетней духовной основы нашего Отечества. Исповедническую цель своего общественного, гражданского служения мы видим в возрождении в нашем народе соборных начал на путях всенародного покаяния в наследном грехе богоотступничества, в грехе предательства Царского Самодержавия. Осмысление духовного подвига Царской Семьи, осмысление сознательной жертвы Царя-Мученика Николая ради грядущей России — вот ключ к обретению гражданского мира и единства в нашем народе.

…Чем отличается Собор от любого даже самого дисциплинированного собрания?

1). На Соборе не решают вопросов второстепенных и третьестепенных, которые жизнь постоянно ставит перед людьми во множестве. Такие вопросы всегда порождали и будут порождать естественное разномыслие. У одних по любоначалию, у других по равнодушию, у третьих из-за крайней личной заинтересованности. Только общие для всех собравшихся вопросы жизни и смерти, причем не только временной здешней жизни, но высший вопрос спасения души для Жизни Вечной может быть удостоен соборного внимания. Вот смысл слов из Деяний Апостолов: Изволися Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме... необходимого: (Деян. 15, 28). Собор решает вопросы, не обходимые стороной, кроме как соборне, никак иначе не решаемые.

2). Собор не ищет сговора большинства или меньшинства против других участников собрания. Собор не терпит политического словопрения. Собор заведомо уважает разумное мнение, благомысленный довод каждого участника собрания. Все участники Собора духовно трудятся изо всех сил над обретением полного единодушия. Собор — это одно из наивысших выражений христианской Любви, которая, по слову Апостола Павла, превыше даже Веры и Надежды. Само слово “собор” обозначает наивысшее духовное качество людского собрания, его превосходную степень.

3). Соборное решение, даже определившееся в единодушии, в единогласии имеет ничтожную силу без освящения его Апостольской властью вязать и решить, которая в Церкви принадлежит Высшему клиру, правящим Архиереям, так как Христова Заповедь о двоих и троих во Имя Его из Евангелия от Матфея (18: 18-20) в первую очередь относится к священству, наследующему Апостолам. Ни один Державный Собор в России не проходил без такого церковного окормления.

Именно поэтому наша многолюдная воля к покаянию в общенародном грехе Бого- и цареотступничества ничтожна, если она не будет освящена Таинством Покаяния в Церкви… В случае обретения единства наших позиций в наших решениях предлагаю эти решения считать только предварительно принятыми. После нашего заседания эти решения мы передадим на благорассмотрение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II… По нашему убеждению, подкрепленному обращением нашей недавней конференции «Россия Православная: стратегия пути», точкой опоры для обретения державной соборности является призыв Высшего Священноначалия Русской Православной Церкви в канун 75-й годовщины убийства Царской Семьи 16 июля 1993 года к Всенародному Покаянию… О том, что этот призыв не был услышан и через пять лет, свидетельствует Послание Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи от 9 июня прошлого 1998 года… Как это ни горько признавать, но и сейчас, более года спустя положение остается прежним… Свершение Таинства искреннего Покаяния имеет своим внутренним и зримым свидетельством плоды покаяния. Таким зримым плодом всенародного покаяния было бы то самое знамение единства русских людей, знамение единства народов России, о котором свидетельствуют уже не один год наши Архипастыри. …Мы не дерзаем просить у Господа дар прозрения о нашем будущем, дар пророчества о грядущих судьбах России, мы просто по-христиански полагаемся на волю и милость Божию. Но из учения Церкви мы знаем, что грядущее устрояется не без нашего нравственного и деятельного участия в настоящем времени…

Все Соборы Руси были “знамениями единства” народного по тому или иному судьбоносному вопросу для нашей Державы… Сейчас главный, если не единственный вопрос, который требует стяжания соборного народного согласия, есть вопрос о Всенародном Покаянии. Плодом же этого покаяния по прямому духовному смыслу и станет естественная перемена образа правления в России с попущенного Господом демократического на Богоугодный».

[13] Выступление О.Н.Куликовской-Романовой называлось «Зримые символы народного раскаяния». В нем, в частности, говорилось: «…Покаяние Русского народа в грехе богоотступничества и невозбранения убийства Царской Семьи является сегодня залогом спасения нашего любимого Отечества и непременным условием сохранения земного бытия будущих поколений. Все больше и больше людей в России осознают этот неоспоримый факт… Канонизация Царской Семьи всей полнотой Русской Православной Церкви и всем русским православным народом подтвердит верность древнему обету и снимет “клятвенные узы”, наложенные нашими предками на всех нас в Утвержденной Грамоте Земского Собора 1613 года. И тогда Россия может возродиться в прежнем величии и славе.

Но искреннему и деятельному церковному покаянию чужды политические выгоды и междоусобная борьба за призрачную земную власть. Теперь в России проводится множество встреч, получающих громкие и ответственные названия. На многих из них я была лично и вынесла твердое убеждение, что отсутствие единства, к которому мы все стремимся, есть попущение Божие, которого не следует бояться, а тем более из-за этого унывать. Все эти земско-церковные соборы, конференции, съезды приуготовляют дорогу грядущему Всероссийскому Земскому Собору, который и восстановит окончательно законную власть на Русской Земле. Невозможно покаяние в смертном грехе Бого- и цареотступничества подменить своеобразными “индульгенциями”, получившими на юридическом языке наименование “реабилитаций”. Можно было бы сказать, что порой дело доходит до смешного, если бы оно не носило явно кощунственного характера. Не так давно в российских средствах массовой информации появились сообщения о том, что “Генеральная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировала Сына Императора Александра Второго Великого Князя Павла Александровича и еще троих членов Дома Романовых — Великих Князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича и Дмитрия Константиновича, расстрелянных в Петропавловской крепости 24 января 1919 года”…

Во-первых, Великие Князья, как и Царская Семья, были расстреляны без суда и следствия, поэтому не может быть никакой их реабилитации в принципе. Беззаконие свершилось 81 год назад, продолжается оно и ныне. Творя подобные беззаконные деяния, Генеральная прокуратура Российской Федерации продолжает и кощунство, допущенное ее представителями по отношению к идентификации так называемых “екатеринбургских останков”, признанными без суда в качестве останков Августейшей Семьи последнего Российского Императора Николая II. По существующей во всем мiре судебно-процессуальной практике следователи прокуратуры только ведут расследование дел с последующей передачей делопроизводства в судебные инстанции для вынесения окончательного вердикта. Ни в данном случае, ни в случае с “екатеринбургскими останками” этого сделано не было. Мнения о том, что творится явное беззаконие, придерживаются и видные российские юристы, с которыми я консультировалась по данному вопросу.

Во-вторых, я категорически не согласна с тем, что какой-то, пусть и благонамеренный, чиновник от юриспруденции берется “реабилитировать” сына Российского Императора и членов Дома Романовых. Простите, господа, но это — абсурд!

В-третьих, по моему мнению, память мученически убиенных в Петропавловской крепости Великих Князей и всех разделивших их участь уместнее было бы почтить установкой Покаянного Креста на месте расстрела. Думается, мое предложение, получившее уже духовное благословение, найдет отклик в сердцах боголюбивых православных русских людей. И с Божией помощью еще один зримый символ народного покаяния в грехе Бого- и цареотступничества будет воздвигнут на нашей обильно политой Августейшей Кровью земле.

Другим зримым актом такого всенародного покаяния было бы возведение на Русской Голгофе в Екатеринбурге на месте убиения Царской Семьи Храма-на-Крови в честь Венценосных Страстотерпцев и в память всех Новомучеников и Исповедников Российских. Это дело началось уже несколько лет назад, но движется чрезвычайно трудно. Строительство такого храма, по моему мнению, не может быть возложено исключительно на одну Екатеринбургскую епархию, а должно стать поистине общенародным делом под попечительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в том числе и при активном участии сегодняшних соборян. Просила бы вас учесть данный момент в окончательных документах нашей соборной встречи.

Со своей стороны внесу в это богоугодное дело посильную лепту и, выполняя завещание Тихона Николаевича, передам в него святыню, хранящуюся в нашей семье — икону Божией Матери “Троеручица”. Она была передана Матери Тихона Николаевича Великой Княгине Ольге Александровне, Сестре Царя-Мученика, одним из русских офицеров. Он участвовал в освобождении Екатеринбурга и при осмотре дома Ипатьева обнаружил ее оскверненной и выброшенной после злодеяния и затем как святыню передал Великой Княгине. Перед этой иконой молились Царственные Страстотерпцы в свои последние дни. Такую святыню мы можем передать только в будущий Храм-на-Крови и только в чистые руки.

...Сегодня, по моему мнению, мы стоим на пороге величайшего события в истории современной России. Близится час покаянной молитвы наших соотечественников перед Богом за грехи отступления от веры, за грех попущения цареубийства. Несмотря на сопротивление, злобу и ложь противников, канонизация Царской Семьи всей полнотой Русской Православной Церкви, если Господу угодно, обязательно состоится. Бог даст, мы все станем участниками и свидетелями столь памятного деяния в истории Церкви и России».

[14] После приветствий Архипастырей участникам заседания были прочитаны обращения известных священников. Настоятель Свято-Никольского храма на Берсеневке в Москве, духовник Союза православных братств России игумен Кирилл (Сахаров) обратился к соборянам с таким посланием: «Дорогие о Господе участники Собора “Всенародное покаяние”! Незаживающей раной остается для православного человека убийство Императора Николая II и Его Семьи. Оглядывая минувшее столетие, мы вновь убеждаемся, что в начале века был убит Удерживающий и семь с лишним десятилетия Россия находилась в рабстве темных сил. Постепенно люди начинают вспоминать о своих исторических корнях, о том, что без Бога жизнь невозможна, она ведет к катастрофе. Только Всенародным покаянием может исцелиться Россия. К нам, сегодняшним православным, обращены слова убиенной Царицы Александры: “...Я твердо и непоколебимо верю, что Господь вас спасет. Он Один это может. Надо перенести, терпеть, очиститься, переродиться”. Желаю помощи Божией в работе Собора».

Отец Саурмаг Баззатэ, настоятель Аланского подворья в Москве — храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, так выразил для соборян свое понимание подвига Государя: «Император Всероссийский Николай II наиболее уподобился распятому Христу, и пред уничиженным, оклеветанным, умученным Царем должны склониться все потомки подданного Царю народа. Тогда, говоря словами одного из церковных Архипастырей, по нашей вере Царь-Мученик возымет дерзновение к Богу за нас, и небесные молитвы всей Августейшей Семьи спасут нас от переносимых нами духовных и физических бедствий, невинно пролитая Царственная кровь возродит нашу Родину и осенит её новой славой».

Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского в институте трансплантологии с кафедры общественного Собора, обратился к участникам встречи с призывом: «На наших глазах происходит физическое и духовное уничтожение России, происходит сатанизация всех сторон нашей жизни. И мы свидетели и, может быть, даже соучастники этого зла, ибо не боремся с ним. А ведь каждый из нас — воин Христов и должен сопротивляться силам тьмы! Но каким образом? Покаяние, всеобщее покаяние — вот что нас спасет. Если мы не покаемся, мы не победим мiр, лежащий во зле. Вас — православных мiрян — миллионы, и кому же, как не вам, быть носителями идеи всенародного покаяния! Нужно использовать все средства массовой информации для пробуждения покаянных чувств. Но надо звать к покаянию не словесному, а деятельному, ибо вера без дел мертва

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Леонид Болотин:
Позор Российского судопроизводства
Василию Вадимовичу Бойко-Великому продлили содержание в СИЗО
18.02.2020
Душенов — не пряник
К шестидесятилетию Друга и Соратника
02.02.2020
«Положение не безнадежное»
Леонид Болотин призывает усилить молитвы о тяжкоболящем иерее Павле Бурове
03.01.2020
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
«Исторической преемницей падшей Византии является Москва – третий Рим»
Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания
29.01.2020
Чаю воскресения мертвых...
2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
31.12.2019
Все статьи темы
"Екатеринбургские останки"
Настоящее мужество настоящей женщины!
О творческом подвиге Елены Николаевны Чавчавадзе
05.02.2020
Чаю воскресения мертвых...
2. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
31.12.2019
Чаю воскресения мертвых...
1. Размышление соборянина в связи с первым заседанием Собора православных мiрян «Всенародное Покаяние — знамение единства»
22.12.2019
Не стоит упрощать проблему трактовки гибели Царской семьи
Письмо главному редактору «Русской народной линии» А.Д. Степанову по поводу статьи «О цареубийстве и "екатеринбургских останках"»
10.12.2019
Все статьи темы