Депутат Государственной Думы Сергей Иванов (ЛДПР) внес на рассмотрение нижней палаты парламента проект Федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность». https://sozd.duma.gov.ru/bill/845287-7
В статье 6 законопроекта вводится понятие «основных документов», к которым будут относиться девять документов: 1) удостоверение личности гражданина РФ; 2) паспорт гражданина РФ; 3) заграничный паспорт гражданина РФ; 4) дипломатический паспорт РФ; 5) служебный паспорт РФ; 6) свидетельство на возвращение (для лиц, утративших документы за рубежом); 7) свидетельство о рождении; 8) временное удостоверение личности (выдается сроком действия на три месяца при потере имевшегося документа); 9) удостоверение личности военнослужащего РФ.
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, содержат следующие данные: 1) имя полностью (фамилия, имя, отчество и другие части имени, если таковые имеются); 2) дату и место рождения; 3) пол (за исключением временного удостоверения личности гражданина); 4) новым законопроектом устанавливается для граждан возможность «определять и указывать свою национальную принадлежность» в целях осуществления права, предусмотренного статьей 26 Конституции РФ, в документах 1, 2, 7 из приведённого выше перечня (по желанию гражданина); 5) гражданство, за исключением свидетельства о рождении; 6) фотографию, за исключением свидетельства о рождении; 7) наименование органа, выдавшего документ; 8) номер и при наличии серию документа; 9) дату выдачи документа, если документ имеет срок действия, указывается дата истечения срока действия документа; 10) подпись гражданина, за исключением свидетельства о рождении.
Гражданско-правовые сделки будут совершаться по документам, удостоверяющим личность гражданина РФ, приведённым в пунктах 1, 2, 7.
Удостоверение личности гражданина РФ оформляется в виде документа на пластиковом носителе и выдается со сроком действия на десять лет. Приведённые выше данные заносятся на электронный носитель удостоверения личности. Форма удостоверения личности гражданина РФ и порядок внесения отметок определяются Правительством РФ.
Паспорт гражданина РФ оформляется в виде документа на бумажном носителе и его действие не ограничивается сроком. По достижению гражданином 20-летнего (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) и 45-летнего возраста уполномоченными органами производится обновление фотографических данных гражданина, путем вклеивания новых фотографий гражданина соответственно в возрасте 20 и 45 лет.
В паспорте производятся следующие отметки: 1) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; 2) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ; 3) о регистрации и расторжении брака; 4) о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) с указанием фамилии, имени, отчества, числа, месяца и года рождения; 5) об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; 6) о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ; 7) об обязанности платить алименты, в предусмотренных законодательством случаях в отношении граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов; 8) по желанию гражданина, на основании его письменного заявления, в паспорте также производятся отметки: а) о его группе крови и резус-факторе; б) об идентификационном номере налогоплательщика.
Приведённый перечень вносимых в паспорт отметок является исчерпывающим. Запрещается вносить в паспорт иные сведения, отметки и записи.
Описание бланка паспорта и порядок внесения отметок в паспорт определяются Правительством РФ. В случае принятия нового Федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность», он вступает в силу с 1 января 2021 года.
В 1997 году введение паспорта гражданина РФ (на основании Указа Президента РФ от 13 марта 1997 года №232 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ» и Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта...») вызвало смущение великого множества людей именно в связи с отсутствием графы «национальность» и появлением пустующей графы «личный код», под которой заставляют расписываться получателя паспорта.
Вопрос национальной принадлежности - это вопрос, имеющий великое духовное значение. Русскому государствообразующему большинству было отказано в праве называться русскими и констатировать свою принадлежность к русскому народу в главном документе, удостоверяющем личность гражданина страны. Русским предложили забыть свои корни и превратиться в безликих «россиян». Несомненно, что подавляющее большинство наших соотечественников только бы приветствовало появление в новых паспортах графы «национальность» как возможность практической реализации статьи 26 Конституции РФ. В перечне вносимых в паспорт данных отсутствует «личный код», что также соответствует требованиям многих граждан.
Насколько реально принятие законопроекта, внесённого депутатом Ивановым?
Не следует забывать, что 1 марта 2020 года в Москве может начаться эксперимент по выпуску и выдаче электронных паспортов. Об этом сообщила 15 октября 2019 года «Парламентская газета»: https://clck.ru/JYAWb «Это следует из проекта Указа Президента России, подготовленного Минкомсвязью и опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов. Кабинету министров совместно с МВД и Правительством Москвы поручено провести эксперимент, предусматривающий выдачу с привлечением многофункциональных центров столицы паспорта гражданина Российской Федерации “в виде материального носителя с чипом и мобильного приложения”, а также применение такого вида паспорта и мобильного приложения для оказания государственных, муниципальных и коммерческих услуг на территории Москвы».
Известно, что ранее председатель Правительства РФ Д. Медведев заявил, что выдача «электронных паспортов» должна начаться с 2024 года. При этом вице-премьер по «цифровому развитию» Максим Акимов отметил: «Те, кто не захочет менять бумажные паспорта, в том числе из-за своих убеждений, смогут продолжить использовать их без лишних проблем».
До этого РИА Новости опубликовали сообщение «Россияне смогут выбрать между электронным и обычным паспортом, заявили в Госдуме»: https://ria.ru/20190726/1556900154.html?in=t «Россияне, которые не захотят оформлять электронные паспорта, смогут продолжить пользоваться обычными документами, это конституционное право будет обеспечено, заявил глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. “Что касается права выбора, безусловно, оно будет сохранено. Крайне важно для тех, кто не хочет передавать свои биометрические данные и (хочет) пользоваться традиционными средствами, предоставить такую возможность. Это их конституционное право и оно будет обеспечено”, - сказал Левин на пресс-конференции, посвященной итогам весенней сессии Госдумы».
Но будут ли выполнены обещания Максима Акимова и Леонида Левина?
Показательно, что многие так называемые СМИ не упоминают о наличии в законопроекте Иванова положения о бумажном паспорте, а говорят только о пластиковом удостоверении с электронным носителем информации...
Хорошо известны планы апологетов цифровой трансформации, согласно которым предлагается внести изменения в упомянутый выше Указ Президента РФ от 13 марта 1997 года №232 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», подписанный Ельциным. Именно с целью безальтернативного внедрения «электронных паспортов». Их вид и параметры вновь будут определяться Правительством РФ.
Собственно, 9 сентября 2019 Максим Акимов дал «Известиям» знаменательное интервью: «От первого вздоха до гробовой доски всё надо отрегулировать», в котором рассказал и об «электронном паспорте» с биометрическими данными гражданина. Подробно о планах внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь граждан и создании единой распределённой базы данных на всех граждан России «от мала до велика» в статье «Большой загон для пронумерованных баранов». http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/17/bolshoj_zagon_dlya_pronumerovannyh_baranov
Вряд ли Правительство озабочено вопросом указания национальной принадлежности граждан России, которых хочет видеть в качестве оцифрованных «биообъектов» без рода и племени. Сегодня озвучиваются идеи повсеместного внедрения биометрии в банковской сфере, торговле, на транспорте, при оказании так называемых государственных услуг и в других областях жизнедеятельности общества. А далее - использование вживляемых в тело человека электронных идентификационных устройств. В этих случаях уже не понадобятся ни бумажные, ни электронные паспорта. Как говорят в Сбербанке, человек станет ходячим идентификатором самого себя.
Ближайшее время расставит всё по своим местам, а пока представители православной общественности подготовили обстоятельное обращение на основании Конституции РФ, позиции Русской Православной Церкви, Государственно-правового управления Президента РФ и ФСБ России для тех, кто отказывается принимать «электронные паспорта» по религиозным и иным убеждениям (прилагается).
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
***
ПРИЛОЖЕНИЕ
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23 Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу
119034, Москва, Чистый пер., д. 5 Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
115191, Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 Руководителю Правового управления Московской Патриархии игуменье Ксении (Чернеге)
103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2 Председателю Правительства РФ Медведеву Дмитрию Анатольевичу
103132, Москва, Ипатьевский пер., д. 4/10 Секретарю Совета Безопасности РФ Патрушеву Николаю Платоновичу
107031, Москва, ул. Большая Лубянка, дом 1/3 Директору ФСБ России Бортникову Александру Васильевичу
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1 Председателю Государственной Думы ФС РФ Володину Вячеславу Викторовичу |
|
От:………………….
Проживающего……….
ОБРАЩЕНИЕ
(на основании ст.ст. 2, 3, 7, 13, 15, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 32, 33, 51, 55, 56, 71, 72, 80, 82
Конституции РФ, Соборных документов Русской Православной Церкви и позиции Президента РФ)
В России одна за другой совершаются попытки безальтернативного внедрения так называемых «электронных документов», несмотря на позицию Русской Православной Церкви и Государственно-правового управления Президента РФ, а также обращения множества граждан. 15 октября 2019 года «Парламентская газета» (https://clck.ru/JYAWb) сообщила, что эксперимент по выпуску и выдаче «электронных паспортов» может начаться в Москве 1 марта 2020 года. Это следует из проекта Указа Президента России, подготовленного Минкомсвязью и опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов. Кабмину совместно с МВД и Правительством Москвы поручено провести эксперимент, предусматривающий выдачу с привлечением МФЦ столицы паспорта гражданина РФ «в виде материального носителя с чипом и мобильного приложения», а также применение такого вида паспорта и мобильного приложения для оказания государственных, муниципальных и коммерческих услуг на территории Москвы.
«Электронный паспорт» – это не традиционный документ, удостоверяющий личность гражданина, по которому человек опознает человека, а электронное микропроцессорное устройство в виде пластиковой карты единого международного стандарта, служащее для идентификации и биометрической аутентификации держателя карты машинным способом, с помощью которого компьютерная система опознает человека по его личному коду и биометрическим данным как некий неодушевленный предмет, товар, вещь или, как говорится в «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года», – «биообъект» (!)
Цифровая идентификация граждан нарушает право человека на имя. Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя, а не цифровой идентификатор, должно в силу закона являться главным индивидуализирующим признаком гражданина. Нюрнбергский международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности.
Внедрение электронных «паспортов» не только унижает достоинство личности, но и грозит потерей богоданной свободы человека. Применение цифровых античеловеческих технологий противоречит религиозным и иным убеждениям множества граждан России, является грубейшим нарушением конституционных прав и свобод (ст., ст. 21, 22, 23, 24, 28, 29 Конституции РФ). Проект антиконституционного Указа также вступает в противоречие с Федеральными законами: от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» и ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно части 3 статьи 5 закона №152-ФЗ «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой», а согласно п. 6 ст. 4 закона №210-ФЗ принципом предоставления государственных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя». О том же говорится в п. 3 ст. 5 и в п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ №210.
На протяжении более полутора десятилетий граждане России выступают против внедрения системы тотального контроля и жёсткого насильственного управления каждым гражданином и обществом в целом с использованием электронных средств автоматической идентификации личности и сосредоточением всей информации в единой распределенной базе данных.
Зарубежный опыт, на который так любят ссылаться российские чиновники, демонстрирует отказ развитых демократических государств от введения единых идентификаторов личности и создания единых баз данных. В Великобритании, Германии и Франции законодательно запрещено внедрение электронного удостоверения личности и создание единого банка персональных данных на всех граждан страны. Парламенты и высшие Конституционные органы этих демократических стран расценили попытки построения подобной системы как покушение на основополагающие права и свободы граждан, а также как угрозу национальной безопасности государства.
Масштабы компьютерных преступлений в мире принимают все более угрожающий характер. Они потрясают крупнейшие банки, корпорации и даже военные ведомства, секретные агентства и правительства многих стран. Это свидетельствует о резко возрастающей опасности использования компьютерных систем хранения и обработки информации. Известны случаи одновременного похищения данных у десятков миллионов граждан. Защита компьютерных систем и отдельных устройств по определению невозможна! На практике это доказано многократно. Создается огромная угроза не только личной безопасности каждого человека, но национальной безопасности России, особенно в современной политической обстановке.
4 октября 2019 года руководитель службы оперативной информации и международных связей ФСБ Сергей Беседа направил начальнику Государственно-правового управления президента РФ Ларисе Брычевой письмо о повышенном о риске утечек из создающейся единой базы персональных данных граждан России, в том числе о судьях, прокурорах, следователях и сотрудниках силовых ведомств (https://www.kommersant.ru/doc/4156290?from=main_1).
Позиция Русской Православной Церкви и Президента РФ
В документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2013 году констатируется: «Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих... Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации» (http://sobor.patriarchia.ru/db/print/2775107.html).
В конце 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с многочисленными письмами граждан, отказывающихся от использования цифровых идентификаторов личности и принятия электронных документов. В ответе Государственно-правового управления Президента РФ на обращение Патриарха указывается: «Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта – документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы... Представляется, что при решении данного вопроса необходим взвешенный, дифференцированный подход. При этом граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых» (Письмо Государственно-правового Управления Президента РФ от 22 января 2014 года №А6-403) (http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
Вскоре был получен ещё один документ (№А-6-5195 от 4 июня 2014 года) Помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л.И. Брычевой. Он был направлен в ответ на открытое обращение депутата Государственной Думы Никитина В.С., депутата Мосгодумы Клычкова А.Е. и представителей общественности. В этом официальном ответе еще раз указано на необходимость учитывать позицию Русской Православной Церкви и недопустимости принуждения граждан к использованию электронных технологий учета: «... Президентом Российской Федерации дано указание Правительству Российской Федерации учесть позицию Русской Православной Церкви и значительной части российского общества о недопустимости принуждения людей к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных... Кроме того, в настоящее время прорабатываются предложения о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” в части, касающейся исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт гражданам Российской Федерации (одновременно с рассмотрением проекта федерального закона “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации”, учитывающем право граждан использовать традиционные документы удостоверения личности вместо электронных)».
Позиции Русской Православной Церкви и Президента РФ полностью совпадают и соответствуют положениям Конституции РФ. Официальные ответы Государственно-правового управления Президента дают основания полагать, что мнение Русской Православной Церкви и множества граждан страны должно быть учтено. В Российской Федерации параллельно с «электронным паспортом» должны существовать традиционная система учета персональных данных и традиционные документы.
В связи с вышеизложенным требую разработать и законодательно утвердить традиционный бумажный документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, для лиц, отказывающихся принимать паспорта гражданина РФ образца 1997 года и «электронные паспорта» по религиозным и иным убеждениям вне зависимости от их возраста.
При этом необходимо учесть следующие положения: а) паспорт не должен содержать графы «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека, микрочипов, магнитных полос, штрих-кодов и других средств автоматической идентификации личности; б) паспорт не должен содержать сведений о биометрических данных человека; в) паспорт не должен содержать информации, недоступной или непонятной для прочтения его владельцу; г) паспорт не должен содержать символики, оскорбляющей чувства верующих; д) паспорт должен иметь графу «национальность», заполняемую по желанию гражданина.
Граждане, использующие традиционные документы, должны находиться в равных правовых условиях с теми, кто получит «электронные паспорта». Право граждан на использование традиционного паспорта и традиционной системы учета и возможность получения всех услуг в рамках традиционной системы должны быть закреплены в федеральном законодательстве наравне с новыми электронными способами учета.
Прошу дать ответ в соответствии с п. 1 ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N59-ФЗ.
"________" ____________________ 20______ года /
1. Надолго ли оставят свободу выбора?