«Богатство – вид людской невзгоды...»

К 65-летию Юрия Шевченко († 27.11.2018)

     

27 ноября исполнился год, как нас настигло известие о смерти Юры Шевченко, моего доброго друга, соратника, автора журнала «Берега», великолепного фотографа, общественника и неравнодушного, благородного человека, поэта, прозаика, публициста.

Юрий Шевченко родился в 1954 году на берегу Чёрного моря, в Керчи, а состоялся он как поэт, баснописец, писатель-фантаст, журналист и певец морской пехоты – на Балтийском море. 9 ноября Юре исполнилось бы 65 лет.

Я помню, как разволновалась после тяжёлого звонка об уходе Юры, как вышла на улицу, не находя места в квартире. Тут же пошёл большими хлопьями снег. Я взглянула на три бордовых розы, цветущих у металлического забора вокруг многоэтажки, на которые падал густой снег. Белое небо, белый снегопад и тёмно-красные розы с ярко-зелёными глянцевыми листьями на высоких стеблях. Я проходила мимо них раньше, не замечая, а снегопад заставил остановиться с сочувствием.

Снег прекратился так же внезапно, как и начался, выглянуло солнце. При плюсовой температуре воздуха снег тут же растаял. Всё засверкало вокруг каплями воды, засияло в солнечных лучах. Розы были невозмутимы в своей задумчивой красе. Снега они как будто не заметили. Не душа ли Юры подавала мне не разгаданные мной знаки? Так он прощался, пока я брела по проспекту Мира.

Что нас объединяло? Взаимное уважение к творчеству друг друга, принадлежность к одному Союзу писателей России, бережная память о первом члене Союза писателей в России в Балтийске поэте Викторе Сысоеве, общие усилия по увековечиванию его памяти мемориальной доской на улице Ушакова, на  доме 18, участие в мероприятиях, которые проводил музей Балтийского флота, библиотеки Балтийска.

Горит свеча, в сердце светлая память, и в день, когда перестало биться его сердце, доброе, отзывчивое, по-детски доверчивое и непосредственное, любящее, с добрым юмором, я хочу вновь обратиться к его творчеству.

Тема чёрного берета

 

«Белостокцы в чёрном берете» – под таким названием вышла в свет книга Юрия Шевченко, автора гимна морских пехотинцев «Слава Белостокского полка». Собрание очерков посвящено 70-летию 336-й Отдельной Гвардейской Белостокской Орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты.

Военный журналист газет «Страж Балтики», «Красная звезда», автор статей журнала «Морской пехотинец», Шевченко соединил в сборнике 68 своих очерков. Главными героями его стали наши современники, судьбы которых оказались связанными с легендарным соединением, где девизом всегда были слова, скреплённые мужеством и боевым братством: «Где мы – там победа!» 

Виктор Чирков, тогда Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России, в своей вступительной статье к книге заметил, что воин в чёрном берете – главный герой сборника – пользуется популярностью у российской молодёжи и служит объектом для подражания. В то же время незаслуженно мало внимания уделяют современные писатели героическим судьбам пехотинцев. Полтора десятка лет назад вышла книга «Морская пехота Балтики» В. Громака и О. Одноколенко. Есть у морской пехоты свой сайт, где размещены статьи о жизни воинской части.

Но книга Юрия Шевченко, внука черноморца-катерника А.А. Мелентьева, участника морского десанта у Керчи во время Великой Отечественной войны, восполнила тот недостаток информации о «морских волках», который ощущается в современной отечественной литературе. Сборник написан «с глубоким уважением к морякам в чёрных беретах, названных народной молвой красой и гордостью флота».

Автор рассказал о том, как родилась идея написать о морской пехоте – после встречи с одним из героев книги Андреем Гущиным, полковником, Героем России, который с сожалением произнёс, что о них начинают писать, когда пехотинцы оказываются «навечно в строю». Тогда и созрело нелегкое решение – написать об особенных людях нашего времени, но трудность выполнения такой задачи заключалась в том, что, по выражению писателя, герои его – «люди молчаливого подвига», «многих приходилось обхаживать годами», но результат стоит того.

Юрий Шевченко сделал мощный прорыв в направлении создания целой галереи красочных словесных портретов офицеров и матросов, которые своей доблестной службой продолжают традиции морской пехоты, заложенные на заре рождения русского флота, а затем, – если посмотреть на боевую карту мира, – прошли от Норвегии до африканских джунглей.

Хочется предположить, что, возможно, эти очерки станут основой для будущих захватывающих российских киносценариев, составив конкуренцию западному кино, где не жалеют средств на создание кинолент о героизме их десантников, постоянно спасающих от чего-либо мир, но довольно часто и вымышленных.

Ценность книги Шевченко в том, что она написана о реальных, живущих сегодня людях, наших Брюсах Ли, в общении очень скромных, избегающих «ярмарки тщеславия», переживших столько всего, что рассказать пережитое – подвергнуть себя, свою жизнь новой опасности.

Книга адресована широчайшему кругу читателей, интересующихся ратным недавним прошлым, опалённым Чеченской войной, трудными буднями повседневных боевых полигонных учений, свидетельствами воинской славы и отваги, представленных не только очерками, но и редкими фотографиями из личных архивов пехотинцев и музея Балтийского флота.

Элита Вооружённых Сил России – морская пехота Балтийского флота – представлена в книге Героями России, в том числе, и не получившими этого обещанного в «горячие ночи» звания, орденоносцами, комбригами, комбатами – вплоть до гвардии старшин и рядовых матросов. Они отличаются не только особой физической подготовкой, но интеллектуальной способностью решать боевые задачи в самых сложных условиях, демонстрируя высочайшее военное мастерство.

Произведение Шевченко – это и попытка, в коротком жанре очерка, найти истоки проявленной психологической силы, мужественного и оптимистического характера человека, у которого, конечно же, есть и семья, и своё хобби, своё увлечение, но ему роднее родных – гвардейцы бригады.

Невозможно перечислить в этой статье всех 68 героев книги, поэтому назову лишь некоторых из них. Многие скажут, что образ Алексея Мересьева – это из забытых школьных лет,

и хромой Суворов, и одноглазый Кутузов, и одноногий адмирал Исаков – из учебников истории, – и ошибутся. 

Среди пехотинцев – заместитель командира первого десантно-штурмового взвода Михаил Родыгин, который, лишившись ноги, уверенно нёс службу, лишь недавно уволившись в запас.

Александр Мендрик, гвардии майор, руководит минёрами, которые только за последние два года обезвредили 26 000 мин, оставшихся на калининградской земле после войны.

Когда читаешь книгу Шевченко, то слова песни из кинофильма «Звезда пленительного счастья»:

Не раздобыть надёжной славы,

Покуда кровь не пролилась, –

 

воспринимаешь совсем иначе, чем в фильме, охваченный тревогой и ощущением трагедии, которая за плечами таких, как ласково называемый подчинёнными комбат Дарик – Герой России, Александр Даркович, под руководством которого, по нескольку раз в день отстраняемого от должности, переправа через Сунжу «вошла в анналы» истории бригады.

Также и уникальный выход из окружения по болоту после четырёхчасового боя гранатомётно-пулемётного взвода под началом Валежана Абдусаттарова, кавалера Ордена Мужества.

Читатель книги забирается в бронетранспортёр, входит в госпитальную палату, отправляется на полигон, к минометной батарее, выполняет задание вместе с подрывниками, идёт в роту связи, любуется чётким, слаженным шагом под звуки оркестра, учится снайперскому искусству, узнаёт позывные, участвует в экипировке десантника, встречает корабли из походов…

Автор книги о пехотинцах уделил внимание и женщинам в чёрных беретах, уникальному явлению современности, подчеркивая, что писать портреты «верных дочерей Отечества» – для этого требуется «особенно тонкое перо».

Герои книги Ю. Шевченко рождают то же чувство, какое испытывают жители Балтийска, столицы морской пехоты Балтийского флота, с почтением останавливаясь, ощущая перехватывание горла и мороз по коже, когда ежегодно гвардейцы в чёрных беретах возвращаются из Москвы, с парада Победы, и, чеканя шаг, проводят триумфальное шествие по майским улицам города.

Баснописец

Острое слово, рождённое острым умом, оформленное чётким ритмом и рифмой в жанр басни, в соответствии со всеми её классическими требованиями, давалось в истории литературы далеко не всем. Известных баснописцев в мировой художественной культуре не так уж много: Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А. Крылов. Более тонкие литературоведы назовут ещё Козьму Пруткова, В.И. и М.А. Майковых, Д.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Демьяна Бедного. 

Редкие современные авторы пытаются работать в этом жанре, но наиболее удачные басни, на мой взгляд, принадлежат перу Юрия Шевченко. Чтение сборников басен вызывает то улыбку, то горестное размышление о пороках нашего общества, но главное чувство – удивление перед талантом автора. У него богатый жизненный опыт, который он приобрёл будучи офицером военно-морского флота, а затем огромный человеческий материал переработан им в статьях для газеты «Страж Балтики», где он трудился журналистом. Автор приобрёл известность как поэт-лирик, писатель-фантаст. Но мы знаем немало среди тех, кто служил на Балтийском флоте, и поэтов, и писателей, и художников, и композиторов, но вот баснописцев, пожалуй, творческая, интеллектуальная элита флота ещё не рождала.

Наверное, само время вынуждает поэта и вызывает потребность у нас, читателей, громко посмеяться над приобретающей огромные масштабы тупостью, невежеством, самомнением, графоманией, снобизмом, поверхностностью людей. Жанр басни предполагает, чтобы они были представлены в образах мартышек, ослов, свиней, баранов. В басне «Осёл и бараны» бараны, утратив вожака, который «строг был и умён не по-бараньи», на его место поставили осла: «Тот был безрог, а значит, безоружен. Иной вожак баранам и не нужен. И серый, и умом не оснащён». Осёл же возомнил о себе, как о «сущем Моисее», «сам апостол, не иначе!» Басня заканчивается моралью для баранов: «Так вот, осёл, скажу для простоты: Их наказанье – это ты!»

Басня «Потерянная коза» приводит к выводу: «Не всё в порядке с памятью людской. Хоть век живи достойно и культурно, А помнят люди всё, что пахнет дурно». В басне «Компот» поднимается тема истолкования исторических фактов недобросовестными исследователями:

История – сплошной компот!

Ведь плод, что сух и несъедобен,

Уму для пищи не удобен.

И потому в ней, как нигде,

Все факты плавают в воде.

Глупые, неграмотные мартышки в басне «Мартышки и светлячок» пытаются, чтобы согреться, раздуть огонь из светлячка, пока его не склевал петух, развеяв иллюзии мартышек.

Не все басни Ю. Шевченко заканчиваются однозначной моралью. Так, два Барбоса делятся каждый своим жизненным кредо и остаются при своём мнении. Кормящийся с помойки предпочитает свободу, чтобы не «тереться у людских сапог». Тот же, кто ходит лишь на поводке, уверен: «Когда б ты ладить мог с людьми, то не копался б на помойках!» Бегущие в жизненном «забеге» в авангарде, на финише жизни, истратив себя,  вдруг прозревают, что оказались последними.

Автор то предлагает читателю самому сделать вывод, то предупреждает, что простотой и доверчивостью могут воспользоваться другие, дающие оценку в силу своей собственной посредственности. Что уж там говорить, случается и такое, что искренняя вера вызывает удивление у тех, кто регулярно ходит в храм («Дождь»).

Ю. Шевченко, поднимая тему творчества и востребованности автора, тонко подметил, что порою в толпе предпочтут купить горшок, чем томик поэзии, но всё же для автора важно качество ремесла и гончара, и поэта. Осёл, который дудел для власти и поверил лести, не заметил, как «лис его дудою завладел». Лев ли ты среди овец или овца, может тебе сказать правду лишь мудрец: «В нас тот раскроет дарованье, кто сам талантом одарен!»

Басня «Две истины» ассоциируется с извечным спором в России западников и славянофилов, дискуссии которых заканчивались известным обвинением с каждой стороны: «О сволочь, родимая сволочь!» Потом, как говорится в басне, «На стенку шла стена, чтоб с боем выяснить детали». Увы, и войны, и даже «реформы» часто отбрасывают общество на десятки лет назад в его развитии.

 «О будущем задумывайся ныне, чтобы потом о прошлом не жалеть!» («Ворона и лисица»), «Богатство – вид людской невзгоды самих себя лишать свободы» («Богатство и свобода») и другие наблюдения автора, как, например, «Различье всех святых теорий в истолкованье мелочей» («Две истины») подводят читателя к мысли, что Ю. Шевченко, с одной стороны, сатирик, с другой – мудрец и пророк.

 

Фантастика, мистика и невероятные приключения

Автор книги «Чёрт-птица» всегда был неравнодушен к фантастике. Да и мало кто из тех, кому сегодня за сорок, не стоял в очереди к книжным магазинам с 6 часов утра за Стругацкими или Беляевым. Одобрение, советы: «Надо публиковаться» – привели Шевченко к созданию около 50 фантастических повестей. Многие пока лежат в его писательском портфеле, но восемь из них предстали читателю в сборнике «Чёрт-птица». Как сказал автор на встрече с читателями: «С фантастикой мы встречаемся каждый день, слыша по телевизору о «программах, проектах, реформах». Но на самом деле есть место в жизни чудесному и интересному».

Таинственные случаи, произошедшие с героями повестей, рассматриваются автором как своеобразный дар свыше. Жанр фантастики требует, чтобы осталась тайна, поэтому писатель предоставляет самому читателю шанс эту тайну разгадать. Да, чёрт-птицу поймали, но не смогли её сохранить. Даже обладая истиной, человек не может её сохранить, или кто-то свыше скрывает истину от человека, понуждая его к новому поиску.

В.И. Литвинов, этот интеллигентнейший, интеллектуальный и благородный адмирал и писатель, отметил, что, несмотря на то, что больше всего он ценит Шевченко как поэта, всё же сборник фантастики он прочёл с удовольствием. Повесть «Тимка» – наиболее любимая автором. По его словам, основой того, что описано в повести, были реальные события. Соседи автора переживали пропажу любимой собаки, перед которой позже, когда её отыскали, стал выбор: кого она больше любит – своих первых или новых хозяев. У писателя Тимка – потерянное инопланетное существо, имеющее вид ящерицы. Тимка делает выбор между звёздным хозяином и земным человеком в пользу человека, со всеми его слабостями, но обладающего любящей душой. Правда, писатель оставляет читателя перед загадкой, чем закончился этот выбор.

Эксперименты человека с сознанием становятся темой размышления Ю.Шевченко в повести «Дино сапиенс». «Маленький сверхчеловек» – главный герой повести – задумал перенести матрицу своего сознания на мозг дракона, дать возможность «безличности обрести черты личности». Подопытный кончает жизнь самоубийством, оставляя загадочную записку: «Разум требует разума». Писатель же ставит читателя своей книги перед открытым вопросом о соизмеримости интеллектуальных возможностей человека с его душевными возможностями.

Социальная тема развивается автором сборника в повести «Кошель золота». Благородство и предательство, искушение золотом и неожиданная смерть, изнуряющая жизнь и награда за человечность предоставлена героям повести. Люди во имя золота могут совершить убийство. Трагическая судьба офицера, который воевал в Афганистане, неглуп, недурён собой, а на переломе эпох деградировал. Высшие силы рассудили и дали – кому что надо было. Агрессивное вмешательство человека в нетронутую природу тайги оборачивается гибелью человека. Читатель остается с вопросом, кто же творит злодеев, почему умные люди, не без таланта, оказываются вне общества, становясь на криминальный путь? Это умная, глубокая, развивающая книга. Пока у людей будет воображение, пока человек будет способен мыслить, он будет нуждаться в том, чтобы научные и социальные идеи приходили к нему не в виде нравоучений, а незаметно, легко, в произведениях фантастики.

Многогранность личности

Жители Балтийска, сослуживцы, коллеги по перу помнят Юру не только как поэта, писателя, журналиста. Обладая незаурядным чувством юмора, он был активным участником игр КВН, он автор сценариев городских праздников и вечеров, он был добрейшим Дедом Морозом в Новый год. Наряду с талантливым Владимиром Ковалем, несравненно играющим Петра Первого на городских и флотских мероприятиях, Юра не менее колоритно играл роли то прусского короля, а то и самого Петра Первого. Высоко оценивая качество фотографий Юрия Шевченко, которые он делал для газет «Красная звезда» и «Страж Балтики», журнала «Морской пехотинец», Калининградский областной историко-художественный музей оформил великолепную выставку фотографий, которые после библиотеки имени Белинского в Балтийске переехали в музей Балтийского флота. Юрий Шевченко принадлежал к самым талантливым людям Балтийска, нёс свою миссию в области культуры и продолжает её нести своим творчеством, которое остаётся с нами.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лидия Довыденко:
«Богатство – вид людской невзгоды...»
К 65-летию Юрия Шевченко († 27.11.2018)
02.12.2019
Певец вологодского слова
Вышла новая монография Л.Г. Яцкевич «Православное слово в творчестве вологодских писателей»
23.11.2019
Бездны Беловежской пущи
Беседа о причинах и следствиях демонтажа СССР
23.10.2019
«Печальник земли Русской»
О книге Геннадия Сазонова «Сияние слова Василия Белова. Встречи, беседы, воспоминания». Вологда, 2019

05.09.2019
Альтернатива «информационному целлофану»
Лидия Довыденко о книге Андрея Чернова «Донбасский код»
23.08.2019
Все статьи автора