itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Темнокожие люди с белой душой

О старообрядчестве в Африке

0
708
Время на чтение 3 минуты

У старообрядческого митрополита Корнилия есть удивительное свойство – он мгновенно рекогносцируется на местности, «схватывает» возникший объём мероприятия, сразу задаёт тон и хорошую динамику. Так, войдя в Дом причта на Рогожском на вечер, посвящённый старообрядчеству в Уганде, в первые же секунды он обратил внимание и на меня, стоящего поодаль среди зелёных насаждений. – «А вот, как рояль в кустах, и отец Кирилл».

Уганда стала независимой от Британии в 1962 году. Первыми христианскими миссионерами здесь были католики и англикане. С середины 19 века сюда проникает ислам (число мусульман здесь растёт). Православному присутствию всего 100 лет. С 1946 года православные находятся в юрисдикции Александрийского Патриархата, который занимает в Уганде прочные позиции. Активно распространяются харизматы, проникшие сюда из США. Расклад в стране такой: католиков и англикан по 40%, 10% –православных и 8% мусульман.

У истоков старообрядчества в Уганде священник Иоаким Киимба (+ 2015). Он был сыном англиканского священника, получил медицинское образование, закончил Ленинградскую Духовную академию. В 1991 году он, будучи клириком Александрийского Патриархата, вместе с паствой отделился от него. К этому его побудило то, что в этом Патриархате был новый календарный стиль и что он активно занимался экуменической деятельностью. После этого батюшка общался с разными группировками греческих старостильников, пока по интернету не познакомился со старообрядчеством. Особенно его привлекла глубина и древность традиций, хранимых старообрядцами. В 2012 году он вступил в переписку со старообрядческими священниками.

Священник Иоаким Киимба

В настоящее время в Уганде старообрядцы проживают в 4-х населённых пунктах. Имеется одна церковь (во имя свв. Иоакима и Анны), и ещё одна церковь строится. Молятся также под навесами. Люди здесь простые, в основном малограмотные; клерк в банке воспринимается как имеющий высокий статус. Дети трудятся с самого раннего возраста. Во время свадьбы у них нет общего стола: мужчины и женщины, мальчики и девочки и сами молодожёны вкушают пищу отдельно. На столе нет мяса и спиртного. «Горько» кричать не принято (не зная этого, можно попасть впросак).

Священники Иоаким Киимба и Николай Бобков

На службах мужчины и женщины также стоят отдельно. Женщины в очень ярких и пёстрых платьях – они могут быть у них в одном экземпляре и носят их долгие годы. Живут бедно. Медпункт в нескольких десятках километрах, а машин практически нет – в случае необходимости выкручивайся как можешь. В столице многие знают английский язык, а в деревнях почти никто. Библия на основной местный язык была переведена ещё в 19 веке. Александрийский Патриархат обеспечил переводами богослужебных текстов. Вряд ли они могут объяснить разницу между православием и католицизмом. Для них характерен акцент на эффективности, продуктивности веры – молитва должна быть услышана. Вера у них неразрывно связана с обрядами и ритуалами – они должны быть правильно совершенны. Надо правильно воспроизводить опыт предков – иначе они «разозлятся». Выглядят эти добрые, отзывчивые люди довольными и счастливыми. Не секрет, что в старообрядческой среде, есть определённая настороженность по отношению к новым, неожиданно появившимся единоверцам. Некоторые считают, что сначала им нужно созреть, остановить странные и непривычные для старообрядцев обычаи – типа приплясывания на службах, однако, нужно учитывать, что крестят они через полное погружение. Знаменуются истинным крестом и окормляются каноническим священником (тоже Иоакимом).

После осмотра выставки, видеофильма и выступлений заключительное слово произнёс митрополит Корнилий. Он, в частности, сказал: «Наши предки не поверили бы, что в Африке могли появиться старообрядцы. Первая искорка есть – возможно, что и пламень разгорится».

Во время фуршета владыка Корнилий по своему обычаю пригласил выступить практически каждого. Я в своём выступлении, в частности, сказал: «Неожиданное возникновение очага древлеправославия в Африке продолжает потрясать и восхищать – это как нечаянная радость. Обращает на себя внимание благоприятная почва для успешного сеяния семян старой веры, то, что местные аборигены как губка впитывает её живительную влагу. Органично смотрелись московские отцы (Леонтий Пименов, Никола Бобков и Алексей Лопатин), посетившие эту Африканскую страну. Главная интрига, как мне кажется, заключается в следующем: «А что получится в итоге, каким будет баланс, соотношение между кондовой византийско-древнерусской основой и местной африканской спецификой? Каков объём допустимого в отношении африканских вольностей-особенностей? Как должны выглядеть неизменные канонические законоположения в разных сферах через призму миросозерцания и менталитета африканцев?»

Хочется не сомневаться, что всё будет проходить очень деликатно, постепенно и мирно. Хороший тон задал этому процессу, с присущей ему дипломатичностью, отец Леонтий Пименов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30