Темнокожие люди с белой душой

О старообрядчестве в Африке

         У старообрядческого митрополита Корнилия есть удивительное свойство – он мгновенно рекогносцируется на местности, «схватывает»  возникший объём мероприятия, сразу задаёт тон и хорошую динамику. Так, войдя в Дом причта на Рогожском на вечер, посвящённый старообрядчеству в Уганде, в первые же секунды он обратил внимание и на меня, стоящего поодаль среди зелёных насаждений. –  «А  вот, как рояль в кустах, и отец Кирилл».

         Уганда стала независимой от Британии в 1962 году. Первыми христианскими миссионерами здесь были католики и англикане. С середины 19 века сюда проникает ислам (число мусульман здесь растёт). Православному присутствию всего 100 лет. С 1946 года православные находятся в юрисдикции Александрийского Патриархата, который занимает в Уганде прочные позиции. Активно распространяются харизматы, проникшие сюда из США. Расклад в стране такой: католиков и англикан по 40%, 10% –православных и 8% мусульман.

У истоков старообрядчества в Уганде священник Иоаким Киимба (+ 2015). Он был сыном англиканского священника, получил медицинское образование, закончил Ленинградскую Духовную академию. В 1991 году он, будучи клириком Александрийского Патриархата, вместе с паствой отделился от него. К этому его побудило то, что в этом Патриархате был новый календарный стиль и что он активно занимался экуменической деятельностью. После этого батюшка общался с разными группировками греческих старостильников, пока по интернету не познакомился со старообрядчеством. Особенно его привлекла глубина и древность традиций, хранимых старообрядцами. В 2012 году он вступил в переписку со старообрядческими священниками.

Священник Иоаким Киимба

В настоящее время в Уганде старообрядцы проживают в 4-х населённых пунктах. Имеется одна церковь (во имя свв. Иоакима и Анны), и ещё одна церковь строится. Молятся также под навесами. Люди здесь простые, в основном малограмотные; клерк в банке воспринимается как имеющий высокий статус. Дети трудятся с самого раннего возраста. Во время свадьбы у них нет общего стола: мужчины и женщины, мальчики и девочки и сами молодожёны вкушают пищу отдельно. На столе нет мяса и спиртного. «Горько» кричать не принято (не зная этого, можно попасть впросак).

Священники Иоаким Киимба и Николай Бобков

На службах мужчины и женщины также стоят отдельно. Женщины в очень ярких и пёстрых платьях – они могут быть у них в одном экземпляре и носят их долгие годы. Живут бедно. Медпункт в нескольких десятках километрах, а машин практически нет – в случае необходимости выкручивайся как можешь. В столице многие знают английский язык, а в деревнях почти никто. Библия на основной местный язык была переведена ещё в 19 веке. Александрийский Патриархат обеспечил переводами богослужебных текстов. Вряд ли они могут объяснить разницу между православием и католицизмом. Для них характерен акцент на эффективности, продуктивности веры – молитва должна быть услышана. Вера у них неразрывно связана с обрядами и ритуалами – они должны быть правильно совершенны. Надо правильно воспроизводить опыт предков – иначе они «разозлятся». Выглядят эти добрые, отзывчивые люди довольными и  счастливыми. Не секрет, что в старообрядческой среде, есть определённая настороженность по отношению к новым, неожиданно появившимся единоверцам. Некоторые считают, что сначала им нужно созреть, остановить странные и непривычные для старообрядцев обычаи – типа приплясывания на службах, однако, нужно учитывать, что крестят они через полное погружение. Знаменуются истинным крестом и окормляются каноническим священником (тоже Иоакимом).

         После осмотра выставки, видеофильма и выступлений заключительное слово произнёс митрополит Корнилий. Он, в частности, сказал: «Наши предки не поверили бы, что в Африке могли появиться старообрядцы. Первая искорка есть – возможно, что и пламень разгорится».

         Во время фуршета владыка Корнилий по своему обычаю пригласил выступить практически каждого. Я в своём выступлении, в частности, сказал: «Неожиданное возникновение очага древлеправославия в Африке продолжает потрясать и восхищать – это как нечаянная радость. Обращает на себя внимание благоприятная почва для успешного сеяния семян старой веры, то, что местные аборигены как губка впитывает её живительную влагу. Органично смотрелись московские отцы (Леонтий Пименов, Никола Бобков и Алексей Лопатин), посетившие эту Африканскую страну. Главная интрига, как мне кажется, заключается в следующем: «А что получится в итоге, каким будет баланс, соотношение между кондовой византийско-древнерусской основой и местной африканской спецификой? Каков объём допустимого в отношении африканских вольностей-особенностей? Как должны выглядеть неизменные канонические законоположения в разных сферах через призму миросозерцания и менталитета африканцев?»

         Хочется не сомневаться, что всё будет проходить очень деликатно, постепенно и мирно. Хороший тон задал этому процессу, с присущей ему дипломатичностью, отец Леонтий Пименов.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл (Сахаров):
Рождество у католиков
Наблюдения и размышления игумена Кирилла (Сахарова), посетившего костел святой Ольги в Люблино
26.12.2019
Хранитель факела Новороссии
О презентации книги С.В. Моисеева «Переход через пропасть»
10.12.2019
«Старообрядчество: история, культура, современность»
Заметки с научно-практической конференции, состоявшейся в Рогожской слободе
26.11.2019
«Человек потрясающего благородства»
Игумен Кирилл (Сазаров) о встрече с ветеранами комсомольского движения, на которой чествовали главу Луганского землячества в Москве Николая Челомбитько
12.11.2019
Темнокожие люди с белой душой
О старообрядчестве в Африке
05.11.2019
Все статьи автора