«КРЕСТНЫМИ ХОДАМИ СПАСЁТСЯ РОССИЯ!» - так утверждал отец Николай Гурьянов, и так называется материал, опубликованный на первой полосе октябрьского номера «Православного Санкт-Петербурга». Материал этот – интервью с протодиаконом Сергием Шалберовым, и посвящён, как вы понимаете, крестным ходам. Отец Сергий утверждает так:
- Наши нынешние крестные ходы больше напоминают не устремление на духовную брань, а шествие тех, кто уже победил в этой брани. Парад победителей, — понимаете? Помните, в опере «Аида» есть момент, когда египетское войско возвращается с победой: звучит красивый, величественный марш, несут знамёна, трофеи, впереди шествуют жрецы, — всё исполнено пафосом, торжеством, упоением победой!.. И очень похоже на иные современные крестные ходы… Но спрошу я вас: не рано ли нам торжествовать? Мы что, уже победили все свои духовные немощи, одолели наших врагов невидимых? Да нет, как будто… Просто нужно понимать, что крестным ходом мы идём на брань, а не возвращаемся с брани. И настрой должен быть соответственным: не расслабленно-праздничным, но собранным, воинским. Мы должны быть во всеоружии духовном, — а какое наше оружие? Молитва, конечно. Вы знаете, в те годы, когда Александро-Невский крестный ход был ещё в новинку, молитвы на нём пелись так, что прохожие на тротуарах невольно начинали подпевать, а многие и сходили с тротуаров и присоединялись к крестоходцам. И сейчас поют молитвы, — не спорю, — но разрозненно, не слаженно, каждая группка поёт своё, потихоньку… Конечно, у каждого свои духовные беды, каждый о своём молится, — но есть ведь отличие от келейной молитвы и соборной, есть отличие от уединённой беседы с Богом и всенародного крестного хода. И прохожие смотрят на нынешний крестный ход только с любопытством, — как на некий красивый этнический обряд. Экзотика — и только! Никто не чувствует, что и сам он может на полных правах стать участником такого хода.
А крестных ходах упоминает и другой наш автор – профессор В.Е.Семёнов, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»:
- Наш традиционный общегородской сентябрьский крестный ход в честь святого благоверного князя Александра Невского очень возвышает душу, очень поддерживает духовные силы и каждого человека в отдельности, и всего православного сообщества. Санкт-Петербург держит тут первенство! По части оппозиционных демонстраций на первом месте — Москва, а у нас крестный ход по сто тысяч человек.
Но вообще-то материал Валентина Евгеньевича Семёнова – «ДОМ, РАЗДЕЛИВШИЙСЯ САМ В СЕБЕ…» - посвящён настроениям нынешнего российского общества.
— Самый интересный опрос на этот счёт проводил ВЦИОМ в минувшем августе. Главные его вопросы: «Считаете ли вы себя верующим человеком?» и «К какой конфессии вы себя приписываете?» 63% опрошенных назвали себя православными, — и это хорошая цифра. За ислам высказались 5%. Католиками себя считают всего 1%! Не понятно, как с такой низкой цифрой кто-то хочет сделать католицизм популярным в России!.. Протестантов — 1%. Но вот, что удивительно: согласно этому опросу иудаизм у нас на нуле! И буддистов — ноль процентов! В это, конечно, верится с трудом… Был в опросе такой пункт: «Верующие вне конфессий». Таковых нашлось 6%. Неверующих ни во что — только 15%. Колеблющихся между верой и неверием — 6%. Затрудняющихся ответить — 3%. Таким образом, фактически неверующих в России — 21%, то есть пятая часть населения. Здесь важна одна тревожная тенденция: на Западе уже большинство по сути считает себя верующими внеконфессионально и внецерковно. «Мне, мол, не нужна ни церковь, ни какое-то определённое вероисповедание! Я просто верую и всё». Теперь и у нас этот процесс начался… Однако, самое тревожное, даже обескураживающее в этом опросе - это процент православных среди молодежи в возрасте до 25 лет. Их только 23%! Такого последние четверть века не было! Я даже в эту цифру не верю. Наше исследование петербургской молодёжи в прошлом году тоже показало снижение числа верующих среди молодежи, но значительно меньшее. Увы, молодые - дети ХХI века, дети «общества потребления», которое возродило новое язычество, когда богами стали «мамона», «гедонизм», «гламур», а попросту деньги, секс, модные гаджеты и зрелища-развлечения. Набирает силу и новый атеизм, уже не марксистский, а либеральный.
Что ни говори, а молодёжь нуждается в правильном воспитании, причём, воспитывать подрастающее поколение следует с самого раннего возраста. Но…
- Современная школа уже не даёт фундаментального образования. Тексты современных учебников схоластичны и наукообразны до такой степени, что часто не понятны даже образованным взрослым. Абстрактность методик выражается в том, что вместо того, чтобы научить ребёнка делать что-то, ему сложно объясняют, как он должен это делать. Это как если бы вместо возможности побегать, его сначала заставили бы изучить инструкцию бега: 1) наклони корпус тела вперёд под углом 30 градусов; 2) перенеси тяжесть тела на впереди стоящую ногу; 3) позади стоящую стопу согнутой в колене ноги упри в пол и т.д. Абсурд подобного подхода очевиден.
Так говорит педагог Юлия Подзолова, обучающая детей в школе посёлка Юкки. Эта школа работает по образовательной системе «Русская Классическая Школа» (РКШ). Система сейчас весьма известна, по ней работает более 70-ти учебных заведений России и множество семейных классов. Юлия Подзолова поясняет:
- Мышление и навыки ребёнка развиваются постепенно и учить его полезно лишь тому, для чего он созрел, что способен понять и что вызывает у него интерес. Это называется законом природосообразности. Выдающийся русский педагог XIX столетия К.Д. Ушинский на практике показал, что приёмы обучения ребенка должны вырастать из своеобразия его мышления и мировосприятия. В нынешней школьной практике закон природосообразности не соблюдается: ребёнка пытаются учить тому, что он не способен понять и усвоить просто в силу своего возраста. У детей накапливается тайное уныние, оттого что они вынуждены ежедневно делать то, что им непосильно и неинтересно. В итоге они лишаются не только познавательного интереса, но и радости детства. Волна разнообразных нервно-психических расстройств, захлестнувшая детей школьного возраста, во многом связана с обучением в школе. Второй ключевой принцип – осознанность обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». То есть, осознанность возникает в результате активной самостоятельной деятельности ребёнка, организованной учителем. Если ученик на самом деле понял материал урока, он способен сам и без особого напряжения выполнять домашние задания.
Беседа с педагогом Ю.Подзоловой называется «СОХРАНИТЬ РАДОСТЬ ДЕТСТВА».
А всякий труд – и педагогический, и любой иной не достигнет настоящего успеха без молитвы. О том какие чудеса случаются в наши дни по молитвам в часовне во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове рассказывает настоятель этого храма прот. Вадим Буренин. Он же приводит несколько благодарственных писем от людей, получивших исцеление от Царицы Небесной. Вот одно такое письмо:
— Спасибо тебе, Пресвятая Богородица, за продлённые дни жизни здесь на земле, спасибо за время, отведённое на покаяние, на завершение земных дел и воспитание сыночка в вере Православной! Перед операцией по онкологии чувствовала «ломоту» в лимфоузлах, которые должны были убрать. Два раза приезжала перед операцией к «Всецарице» просить за благоприятный исход операции. Первый раз, стоя перед образом, почувствовала, что «ломота» затихла. Вышла из часовни совершенно без болевых ощущений. Через неделю приехала и всё опять повторилось. Поняла, что это не случайность. После операции, которая прошла удачно, у меня всё хорошо и спокойно вот уже полгода. Таким образом, свидетельствую о реальной благодатной исцеляющей помощи Пресвятой Богородицы. Раба Божия Любовь. 24 апреля 2018 года.
Этим радостным сообщением мы и закончим наш обзор октярьского номера газеты «Православный Санкт-Петербург».