Правда и ложь знаменитого живописца

К юбилейной выставке Ильи Репина (1844-1930) в Третьяковской галерее

0
889
Время на чтение 5 минут

I

В залах Третьяковской галереи с большим успехом проходит юбилейная выставка художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930); она приурочена к 175-летию со дня его рождения; картины размещены в трех залах на трех этажах; мне понадобилось два с половиной часа, чтобы внимательно познакомиться с ними.

Илья Репин - превосходный портретист; он с незаурядным мастерством написал портреты очень многих современников; композиция, цветовая гамма, проработка деталей, колорит - все на очень высоком уровне. А самое главное, художнику удалось проникнуть во внутренний мир каждого персонажа, и зритель читает его жизнь, как будто она написана печатными буквами.

Картина «Не ждали» - одна из центральных на юбилейной выставке. Народоволец - средних лет человек в чрезвычайно потрепанной и ветхой одежде - вернулся в родной дом из длительной ссылки. Вернулся совершенно неожиданно - его не ждали. Но почему не ждали? Да потому, что срок ссылки еще не закончился. Сразу возникает вопрос: может, он сбежал с каторги? Вполне может быть. Но могла быть и иная причина, о которой мы можем только догадываться.

Ясно, что домочадцы не одобряют деятельность своего родственника. Он народоволец, то есть человек, который, наслушавшись либеральных бредней, стал вводить в заблуждение простодушных людей, прежде всего крестьян, сеять недоверие к правительству, к Царю, к монархии. То есть он революционер, смутьян, пятая колонна в России. Он паршивая овца в своей семье, человек, сбившийся с пути, потерявший жизненные ориентиры, забывший Бога.

Как герой картины будет вести себя дальше? Остановится ли в своей преступной деятельности? Вряд ли. Его душа уже вкусила революционный яд, и пути назад ему нет. А чем это кончится? Ясно чем - тюремными застенками; его, скорей всего, приговорят к казни. За несколько часов до смерти к нему придет священник и предложит покаяться в своих грехах. Узник гордо откажется. Одного из таких заблудившихся гордецов Репин и написал - я имею в виду его картину «Отказ от исповеди перед казнью».

В этих двух полотнах художник вскрыл целый пласт русской жизни.

В картине «Не ждали» просматривается еще одна любопытная мысль. Домочадцы не ждали блудного сына. Русские люди тоже не ждали большевиков, а они появились и залили всю Россию кровью. А если бы властные силы искореняли крамолу так, как это делал Петр Аркадьевич Столыпин, то большевикам нечего было бы делать на русской земле, и они влачили бы жалкое существование заграницей, а вскоре и вовсе исчезли бы с горизонта.

II

Картина «Бурлаки на Волге» хорошо знакома каждому из нас, и все равно останавливаешься около нее на долгое время. Почему? Да потому, что перед нами не придуманная народная жизнь; не от хорошей участи впряглись эти люди в тяжелую, изнурительную лямку, не на день, не на два, а на весь летний сезон, никому из них не позавидуешь, и все же почти все из них несут свой крест безропотно и терпеливо. Каждого из героев художник написал с натуры, они как живые, поэтому полотно так притягательно.

Бурлаки, разного возраста, разного характера, разной судьбы, впряглись в совместную упряжку, чтобы выполнять нелегкое дело. В нашей жизни очень много разных упряжек: семья, производственный коллектив, научно-исследовательский институт, команда торгового судна или военного корабля, мафиозный клан, правительственный аппарат, войсковое соединение, редакция газеты или журнала, геологическая экспедиция, экипаж космического корабля и т. д., и т. п.

Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - еще один пример того, как Илья Репин ответственно относился к своей работе, как скрупулезно изучал жизнь тех героев, которых он изображал, а также ту эпоху, в которой они жили. Именно поэтому событие, написанное художником, подкупает своей достоверностью и правдивостью. Типажи получились весьма колоритные, непохожие один на другой; в картине «говорит» каждая деталь, каждый штрих.

Запорожские казаки умели не только хорошо воевать, но и с юмором, с едкой издевкой отвечать на письмо турецкому султану, который не раз бывал свидетелем неотразимой мощи казацких атак. Своим письмом запорожцы посадили Махмуда IV в большую лужу. Легко представить, с каким обескураженным видом читал владелец обширного гарема язвительный ответ казаков.

Репину удалось показать не только вольнолюбивый характер запорожцев, но и то, как они умели от души хохотать над незадачливым корреспондентом.

Не ошибусь, если скажу, что смех - главный «герой» этого яркого произведения. Смех - очень сильное оружие, частенько сильнее сабель, пик и кинжалов.

Я был очень рад, что на выставке отсутствовало полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (оно находилось на реставрации). Дело в том, что оно насквозь лживое. Репин написал эпизод, которого никогда не было и не могло быть. Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим православным христианином, боялся греха; покуситься на жизнь любимого сына - это не лезет ни в какие ворота.

Автор этой грубой и страшной лжи - иезуит Антоний Поссевино, ярый враг Православия, России, русского самодержавия. Очень жаль, что историк Николай Карамзин поверил этой клевете и рассказал о ней (как историк, он должен был сто раз проверить этот факт). А Илья Репин подхватил мрачную небылицу.

Произведение купил Павел Третьяков и разместил в своей галерее. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев написал Императору Александру III: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты?.. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».

Лживое произведение за сто с лишним лет принесло очень много вреда - ведь большинство посетителей Третьяковки считали, что художник написал правдивый исторический эпизод (замечу в скобках: когда Репин закончил работу над этой картиной, у него, по свидетельству современников, отказала правая рука). Фальшивка нанесла большой удар по институту русской самодержавной власти. Было бы идеально, если бы руководители Третьяковской галереи убрали эту картину в запасники, чтобы ее никто больше не видел. Но они до этого, к сожалению, еще не доросли.

III

Что касается произведений на духовные темы (а их немало), то тут Илья Репин хромает как на правую, так и на левую ногу. Рассмотрим, например, картину «Крестный ход в Курской губернии». Существует давно сложившееся мнение, что картина изображает Крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в девятую пятницу по Пасхе; он шел из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь, собирал очень много участников и был весьма популярен во второй половине девятнадцатого века.

На переднем плане мы видим громадную деревянную будку, внутри которой горят свечи; чуть дальше две женщины несут... пустой киот от иконы, а сама чудотворная икона находится почему-то далеко позади, и ее несет... надменная барыня, одетая скорее на званый обед, чем на далекий Крестный ход.

Один из конных полицейских, охраняющий «чистую» публику от «серой», замахнулся плеткой, намереваясь огреть простолюдина, который ему почему-то не понравился.

Другой охранник, в штатском, не допускает инвалида-горбуна, стремящегося подойти поближе к святыне и, если удастся, приложиться к ней.

Все перечисленное является откровенной и грубой ложью. Чудотворная икона Божией Матери (великая святыня Земли Русской) всегда находится впереди Крестного хода, и ее несут священнослужители. Киот от иконы в Крестном ходе не носят; полицейские никогда и нигде не будут избивать плетками участников Крестного хода; инвалидов никогда не отгоняют от святыни, а наоборот оказывают им всяческую помощь.

Любой Крестный ход - это торжество духа, большая духовная радость и ликование, а в репинской картине что-то не видно ни того, ни другого. Кроме того, художник почему-то забыл о священниках, которые, как правило, всегда сопровождают духовные шествия и идут длинной колонной впереди святыни.

Одним словом, Репин создал - причем совершенно сознательно - ехидную и злорадную карикатуру на Крестный ход; создал потому, что весьма негативно относился к Православию, к Церкви, ко Христу.

Об этом, в частности, можно судить и по двум другим картинам: на одной из них изображен Христос, а на другой - Иуда. Предатель выписан прекрасно, художнику удалось передать его ничтожный, но чрезвычайно коварный внутренний мир. А вот Христа Репин написал как обыкновенного человека, причем неудачника, а не как Всемогущего Бога.

Илья Ефимович в своей неприязни к Православию и ко Христу сильно похож на Льва Толстого (кстати, их связывала многолетняя крепкая дружба; их соблазнительные произведения вели разрушительную работу раньше, успешно ведут и до сих пор).

Господь дал Репину большой талант. Правильно ли он его использовал? Как видим, только отчасти.

Николай Кокухин, член Союза писателей России; член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 10., Коротков А. В.:

Если бы в 43 церкви бы не дали зелёный свет под давлением обстоятельств сообща два антихриста - Гитлер и Сталин, победы бы не былоПобеды кого над кем? Одного антихриста над другим? А Церковь, стало быть, была под зелёным светом двух антихристов?Вам бы пролечиться капитально не помешало бы.

Вы в шахматы когда-нибудь играли, дорогой? Победа одного антихриста над другим была запланирована тайной беззакония! Тайна же праведности,через русский крест, вопреки замыслам сатаны, опять дала восторжествовать церкви!
Vladislav / 16.07.2019, 10:26

12. Ответ на 10., Коротков А. В.:

Если бы в 43 церкви бы не дали зелёный свет под давлением обстоятельств сообща два антихриста - Гитлер и Сталин, победы бы не былоПобеды кого над кем? Одного антихриста над другим? А Церковь, стало быть, была под зелёным светом двух антихристов?Вам бы пролечиться капитально не помешало бы.

Это точно.

11. Ответ на 9., СТРОИТЕЛЬ:

Еще лет 20 и никто не вспомнит про советский режим, Сталина и ленина. А Репин это на века. Прощайте товарищи, идите на покой со своими звездами!!!

А ты проживи эти 20лет, и увидишь что будет)
электрик / 16.07.2019, 09:13

10. Ответ на 8., Vladislav:

Если бы в 43 церкви бы не дали зелёный свет под давлением обстоятельств сообща два антихриста - Гитлер и Сталин, победы бы не было

Победы кого над кем? Одного антихриста над другим? А Церковь, стало быть, была под зелёным светом двух антихристов? Вам бы пролечиться капитально не помешало бы.
Коротков А. В. / 16.07.2019, 07:06

9. электрик

Еще лет 20 и никто не вспомнит про советский режим, Сталина и ленина. А Репин это на века. Прощайте товарищи, идите на покой со своими звездами!!!
СТРОИТЕЛЬ / 15.07.2019, 23:44

8. Ответ на 7., Русский Сталинист:

На самом деле у автора поверхностные суждения о работах Ильи Ефимовича Репина. "Крестный ход в Курской губернии" замечательная пророческая картина. На заднем плане огромная людская масса изображена так мастерски, что создается ощущение ее движения. И эта масса бедных людей движется сметая все на своем пути (что и произошло на самом деле). Эта картина - предчувствие необратимых изменений, предчувствие Революции. В центре купчина несет икону в золотом окладе, от которой исходят волшебные лучи божественного света, как упование на благоприятный конечный исход, упование на милость ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ!И что? Наступил благодатный конечный исход?Наступил? Тридцать лет прошло,как нет комуняк! Мразь ты нерусская.Вот кто ты. Те - нЕрусь.Может скажешь и кпрф нет и мавзолея и красных звёзд на кремле, разуй глаза и почитай Горбачёва Перестройка Революция продолжается - твой любимый марксизм цветёт вонючим цветом у нас на Святой Руси как мерзость запустенияВот-вот, меченый иуда Горбачёв ваш гуру, раз вы камлаете на его писульки.Рыбак рыбака видит издалека.А от красных звёзд уберите свои потные липкие ручонки, солдаты с красными звёздами на шлемах, на танках и самолётах спасли Россию и весь мир от коричневой чумы.

Да его писульки, дорогой, все основаны на Марксе, Ленине и Сталине! А Россию спасает и тогда и сейчас только русский крест,а не поганая звезда Ваала. Если бы в 43 церкви бы не дали зелёный свет под давлением обстоятельств сообща два антихриста - Гитлер и Сталин, победы бы не было
Vladislav / 15.07.2019, 22:41

7. Ответ на 5., Vladislav:

На самом деле у автора поверхностные суждения о работах Ильи Ефимовича Репина. "Крестный ход в Курской губернии" замечательная пророческая картина. На заднем плане огромная людская масса изображена так мастерски, что создается ощущение ее движения. И эта масса бедных людей движется сметая все на своем пути (что и произошло на самом деле). Эта картина - предчувствие необратимых изменений, предчувствие Революции. В центре купчина несет икону в золотом окладе, от которой исходят волшебные лучи божественного света, как упование на благоприятный конечный исход, упование на милость ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ!И что? Наступил благодатный конечный исход?Наступил? Тридцать лет прошло,как нет комуняк! Мразь ты нерусская.Вот кто ты. Те - нЕрусь.Может скажешь и кпрф нет и мавзолея и красных звёзд на кремле, разуй глаза и почитай Горбачёва Перестройка Революция продолжается - твой любимый марксизм цветёт вонючим цветом у нас на Святой Руси как мерзость запустения

Вот-вот, меченый иуда Горбачёв ваш гуру, раз вы камлаете на его писульки. Рыбак рыбака видит издалека. А от красных звёзд уберите свои потные липкие ручонки, солдаты с красными звёздами на шлемах, на танках и самолётах спасли Россию и весь мир от коричневой чумы.

6. Ответ на 5., Vladislav:

Может скажешь и кпрф нет и мавзолея и красных звёзд на кремле, разуй глаза и почитай Горбачёва Перестройка Революция продолжается - твой любимый марксизм цветёт вонючим цветом у нас на Святой Руси как мерзость запустения

Мавзолея нет,Парад Победы не смотрел? Красные звезды рядом с Гербами Российской империи. Перестройка ,для быдла как ты,давно закончилась - воцарилось нечто,что тебе по душе,и не прикидывайся. Если бы ты был русским,если бы сердце у тебя болело - оно бы болело! Но не болит,понимаешь? Ты тролль. Человек видит,чувствует,верит,думает,молится,понимает - ты злобствуешь наигранно,пинаешь тени,которые исчезли давно.
электрик / 15.07.2019, 21:07

5. Ответ на 4., электрик:

На самом деле у автора поверхностные суждения о работах Ильи Ефимовича Репина. "Крестный ход в Курской губернии" замечательная пророческая картина. На заднем плане огромная людская масса изображена так мастерски, что создается ощущение ее движения. И эта масса бедных людей движется сметая все на своем пути (что и произошло на самом деле). Эта картина - предчувствие необратимых изменений, предчувствие Революции. В центре купчина несет икону в золотом окладе, от которой исходят волшебные лучи божественного света, как упование на благоприятный конечный исход, упование на милость ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ!И что? Наступил благодатный конечный исход?Наступил? Тридцать лет прошло,как нет комуняк! Мразь ты нерусская.Вот кто ты. Те - нЕрусь.

Может скажешь и кпрф нет и мавзолея и красных звёзд на кремле, разуй глаза и почитай Горбачёва Перестройка Революция продолжается - твой любимый марксизм цветёт вонючим цветом у нас на Святой Руси как мерзость запустения
Vladislav / 15.07.2019, 20:35

4. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:

На самом деле у автора поверхностные суждения о работах Ильи Ефимовича Репина. "Крестный ход в Курской губернии" замечательная пророческая картина. На заднем плане огромная людская масса изображена так мастерски, что создается ощущение ее движения. И эта масса бедных людей движется сметая все на своем пути (что и произошло на самом деле). Эта картина - предчувствие необратимых изменений, предчувствие Революции. В центре купчина несет икону в золотом окладе, от которой исходят волшебные лучи божественного света, как упование на благоприятный конечный исход, упование на милость ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ!

И что? Наступил благодатный конечный исход? Наступил? Тридцать лет прошло,как нет комуняк! Мразь ты нерусская. Вот кто ты. Те - нЕрусь.
электрик / 15.07.2019, 18:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
Мы идем путем Христа
Нас будут гнать до Второго пришествия Сына Человеческого, и ничего изменить нельзя
19.04.2024
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
Все статьи Николай Кокухин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27