Выступление на совещании главных редакторов литературных журналов в г. Ульяновске 15 июня 2019 г. На совещании присутствовал губернатор Ульяновской обл. Сергей Иванович Морозов.
Журнал «Молодая гвардия» - один из старейших литературных журналов России. В этом году ему исполнилось 97 лет.
На пути к своему 100-летнему юбилею «Молодая гвардия», как и прежде, находится на передовой борьбы за русскую нацию и русские национальные интересы. История этой борьбы - это история всего русского движения ХХ и XXI веков. Тот легендарный путь, который прошел журнал, наверное, не имеет аналогов во всей советско-российской печати, т.к. это был трагический путь становления и укрепления национального самосознания, который прошла страна и наш журнал за этот почти вековой срок.
Плакат В.Маяковского, 1924 г.
Основанный в апреле 1922 года, журнал наш долгое время был космополитичным изданием, отстаивавшим пролетарский интернационализм, воинствующий атеизм и классовую ненависть к врагам Октябрьской революции. Ни о каких национальных русских проблемах заикаться на его страницах долгие годы было просто немыслимо. В первые десятилетия своего существования «Молодая гвардия» действительно была комсомольским журналом, четко следовавшим партийным установкам. И так длилось до середины 60-х годов, когда главным редактором, в 1963 году, был назначен фронтовик, журналист и писатель, закончивший исторический факультет МГУ, Анатолий Васильевич Никонов.
Хотя, конечно, и до этого в «Молодой гвардии» выступали очень известные, крупные и даже великие русские писатели. В 20-е и 30-е годы здесь печатались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Максим Горький, Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Вячеслав Шишков, Серафимович, Фурманов, Фадеев. В 1932 году в «Молодой гвардии» была опубликована первая книга романа Николая Островского «Как закалялась сталь». В 1934-м - вторая книга. Здесь же начал печататься его новый роман «Рождённые бурей», который автор не успел закончить. А в конце сороковых здесь увидели свет главы из романа Шолохова «Поднятая целина». И уже тогда журнал воспитывал молодежь в духе советского патриотизма. Но всё же, повторяю, национальных проблем русского народа тогда касаться на страницах печати было еще непозволительно. Космополиты ужасно боялись всего национально русского.
Но, как это ни странно будет звучать, окончательно добить национальное чувство в нашем народе помешала война. Эта страшная война, унесшая столько русских жизней, тем не менее спасла Россию от моральной, от духовной гибели. Война заставила эту космополитичную власть обратиться к национальному чувству народа. Когда Сталин обратился с воззванием: «Братья и сестры!» и народ откликнулся на эту мольбу, внутренний враг вынужден был прикусить язык. И война действительно разбудила в народе национальное чувство, которое оказалось сильнее нацистского чувства германцев и всей фашистской Европы. И когда Сталин в 1945 году провозгласил тост «За великий русский народ!», внутренний враг молчал, хоть и затаил дикую злобу.
Но с середины 60-х годов произошел перелом в политической и духовной линии журнала. Вокруг Анатолия Никонова начал формироваться стойкий патриотический авторский коллектив. Ведущие посты в редакции заняли талантливые молодые русские писатели: Викулов, Чалмаев, Сорокин, Ганичев, Петелин, Цыбин. На страницах журнала начали появляться материалы, о которых раньше даже подумать было нельзя. То есть «Молодая гвардия» первой пробила эту брешь, она стала первым реальным, общедоступным журналом в России, в котором заговорили о возрождении русской национальной культуры и русских культурных традиций.
В 1964 году был снят со всех руководящих должностей Никита Хрущев, невежественный, бескультурный, мстительный, безбожный человек, разрушавший храмы и раздаривавший исконные российские земли другим республикам СССР, которые потом от нас отделились вместе с этими землями. Хрущев уничтожал культурное наследие прошлого под лозунгом десталинизации и обещания жизни при коммунизме. Нужно было воспользоваться сменой власти и отвоевать у т.н. «шестидесятников», этих либералов того времени, нашу Победу, ее героев и памятники культуры, а точнее говоря - вернуть народу Память. И редакции «Молодой гвардии» во главе с Анатолием Никоновым это в большой степени удалось.
Я опишу лишь несколько исторических эпизодов в становлении русского национально-патриотического журнала.
В 1965 году на страницах «Молодой гвардии» было опубликовано обращение выдающихся деятелей отечественной культуры к молодежи под заголовком «Берегите святыни наши!» Это обращение было подхвачено другими изданиями, его стали обсуждать в клубах, библиотеках, школах. В этом воззвании говорилось, что надо беречь памятники нашей культуры, истории, архитектуры, сохранять храмы, дворцы, любить и ценить русскую классику, одним словом, всё, в чём заключена история страны. Кстати сказать, это обращение как раз и стало толчком к созданию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так что «Молодую гвардию» можно считать одним из основателей этого уникального возрожденческого союза, с которого как раз и началось организационное русское национальное движение. «Молодая гвардия» стала как бы первой русской партией, которая не подверглась физическим репрессиям.
Именно в те годы на страницах журнала появились знаменитые, вызвавшие широкую полемику «Письма из Русского музея» Владимира Солоухина, патриотические публикации Леонида Леонова, Владимира Чивилихина, художника Ильи Глазунова, скульптора Коненкова, исследователей литературы М.Лобанова, В.Чалмаева, В.Кожинова, Олега Михайлова. С журналом стали сотрудничать писатели послевоенной поры: М.Алексеев, Ю.Бондароев, А.Иванов, В.Федоров, П.Проскурин, В.Шукшин, Н.Кузьмин, Б.Примеров, Н.Рубцов, Ф.Чуев, Э.Володин. Казалось, возрождение русской культуры, русского национального самосознания будет стремительно нарастать.
Однако наши недоброжелатели тоже не дремали. Они окопались вокруг этнолиберального журнала того времени «Новый мир», который возглавлял, к сожалению, замечательный поэт, но очень зависимый от них человек - Александр Твардовский. Именно в «Новом мире» то и дело публиковались самые русофобские критические статьи А.Синявского, В.Войновича, В.Лакшина, Ст.Рассадина и других активных ненавистников русской традиционной культуры. Именитых авторов «Нового мира», да и некоторых их кремлевско-партийных покровителей очень раздражала патриотическая, почвенническая, традиционалистская направленность публикаций «Молодой гвардии». Они прекрасно понимали, к чему это может привести в идеологическом плане. И они очень испугались того, что восславление русского патриотизма может привести к отстранению их от власти в стране и к восстановлению в русском человеке национальных чувств, национального сознания. А это для них было просто недопустимо, смерти подобно, не для того они разрушали Российскую империю с ее гордостью великороссов, чтобы теперь так легко сдаваться каким-то «русопятским» почвенникам. Против «Молодой гвардии» начались прямые выпады на страницах «Нового мира», обвиняющие ее авторов в отступлении от завоеваний Октябрьской революции, в увлечении патриархальщиной, деревенщиной, в игнорировании пролетарского интернационализма. Доносы и сигналы поступали и в идеологический отдел ЦК партии.
В конце концов эти деятели решили нанести теоретический удар по русскому направлению, нарождавшемуся в советской литературе. Критик Александр Дементьев, который в прошлом работал в «Новом мире» и был постоянным его автором, выступил в апрельской книжке «Нового мира» за 1969 год со статьей «О традициях и народности». В своей статье он изложил эти либеральные опасения по поводу слишком пристального интереса авторов «Молодой гвардии» к национальным традициям, к национальной культуре и ее соотношении с техническим прогрессом, высказался об их якобы «узко национальном» отношении к Родине - большой и малой, к интеллигенции и народу.
Это была, по сути, первая попытка характеристики позиции «Молодой гвардии» как органа определенного направления общественной мысли. Дементьев, по словам Солженицына, пошел тараном на «Молодую гвардию». А заканчивал он свою статью цитатой из программы партии, утверждавшей обязанность «вести непримиримую борьбу против проявлений и пережитков всякого национализма и шовинизма». То есть это был такой открытый, официальный донос на людей, заговоривших о своей русскости. И Твардовский статью Дементьева подписал в печать.
В ответ на эту хамскую публикацию 11 русских писателей, авторов «Молодой гвардии», среди которых были А.Иванов, М.Алексеев, С.Викулов, П.Проскурин и другие, опубликовали в журнале «Огонёк» письмо под названием «Против чего выступает «Новый мир»?» Одиннадцать литераторов обвиняли «Новый мир» в том, что он идёт против «главных духовных ценностей нашего общества», являясь проводником буржуазной идеологии и космополитизма.
Реакция, как обычно это происходит у господ либералов, была истеричная и визгливая. Письмо одиннадцати писателей они назвали «фашиствующим манифестом мужиковствующих». Новомировцев поддержали Симонов и Гранин. Но в поддержку письма русских писателей в «Огонёк» шёл поток писем простых людей со всей страны. Письма эти публиковались в центральных газетах, а копии этих писем отправлялись в «Новый мир» Твардовскому. Даже газета «Правда» выступила на стороне авторов письма, напечатанного в «Огоньке». Как ни странно, но и Солженицын оказался сторонником письма русских писателей, несмотря на то, что сам являлся автором «Нового мира».
В ЦК партии срочно было проведено совещание редакторов, на котором выступил будущий «архитектор перестройки», заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС А.Н. Яковлев, который сказал, что виноваты и те, и другие. Но из опубликованных воспоминаний Яковлева можно сделать вывод о его неприязни к национальной позиции молодогвардейцев и сочувствии к «Новому миру».
Однако партийная верхушка с настороженностью и недоверием относилась ко всякому не санкционированному ею движению. Не могли не реагировать в партийных верхах и на общественный резонанс, вызванный публикациями в «Новом мире» и в «Огоньке». Всё это привело к ряду организационных мер по отношению к т.н. «Русской партии». Было принято специальное постановление ЦК КПСС о журнале «Молодая гвардия» (почему-то засекреченное по сей день). Журналу вменялось в вину отступление от ленинских принципов партийности, внеклассовое, внесоциальное толкование народности, идеализация дореволюционной России и т.д. В 1970 году А.В. Никонов был снят с поста главного редактора, произошли увольнения в редколлегии журнала «Наш современник» и в ряде редакционных советов изданий, подконтрольных национал-патриотам. В том же году пришлось и Твардовскому по настоянию партийных верхов уйти из «Нового мира», редакция которого была расформирована. То есть власть наказала и тех и других: мол, нечего вам тут без нашего разрешения обсуждать столь важные проблемы. Мы лучше вас знаем, что делать и что говорить народу. Вот эта двойственная позиция партийных верхов в конце концов и сгубила партию.
В 1972 году в «Литературной газете» с большой критической статьей, называвшейся «Против антиисторизма», выступил уже сам Яковлев. В своей статье он открыто встал на сторону позиции Дементьева и «Нового мира» и обрушился с критикой на русское национальное направление журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник». Но вылез он не вовремя, поспешил. Тогда еще партия не была готова к либеральному перевороту, и он был снят со всех своих партийных постов и отправлен послом в Канаду, откуда в конце концов вернулся уже полностью подготовленным к своей работе по разрушению Советского Союза.
После Никонова главным редактором «Молодой гвардии» был назначен критик Феликс Овчаренко, но он пробыл на этой должности недолго, полтора года, и неожиданно умер. И главным стал заместитель Никонова, уже к тому времени известный писатель, подписавший то самое письмо 11-ти в «Огоньке», Анатолий Иванов, автор книг «Повитель», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Ермак». Анатолий Иванов продолжил национально-патриотическую линию журнала. Все лучшие литературные силы русского направления вновь потянулись к «Молодой гвардии».
В 80-е годы за интерес к русской культуре уже не сажали и тем более не расстреливали. Об этом уже можно было писать открыто и без последствий. Литературная критика и публицистика того времени стали самым востребованным чтением среди широких слоев нашего народа. Тиражи русских журналов тогда достигли своего апогея. В «Молодой гвардии» печатались самые острые, самые откровенные статьи, в том числе раскрывающие сущность и преступления мирового фашизма, выступавшего тогда под личинами мондиализма, сионизма, масонства, глобализма и т.п. терминами. В конце 80-х годов я опубликовал в этом журнале несколько своих литературно-критических статей и в начале 1990 года (т.е. 30 лет назад) я был приглашен в этот журнал на работу - заведующим отделом критики, несмотря на то, что имел к тому времени несколько изданных поэтических книг, то есть меня знали в основном как поэта.
Я стал активно привлекать известных русских авторов патриотического направления к сотрудничеству с журналом. Это было время надежд на изменения к лучшему в стране, а журнал возбуждал огромный интерес у читателей, пользовался спросом сотен тысяч наших людей. Авторами журнала стали сильнейшие на то время русские критики и публицисты: Аполлон Кузьмин, Михаил Лобанов, Галина Литвинова, Татьяна Глушкова, Всеволод Сахаров, Михаил Лемешев, Олег Платонов, Виталий Канашкин, Юрий Власов, Владимир Васильев, Марк Любомудров, Эдуард Володин и даже Вадим Кожинов, хотя вскоре он переключился на «Наш современник», куда главным редактором пришел Станислав Куняев.
В том же году я начал публикацию в журнале статей А.Кузьмича (Анатолия Кузьмича Цикунова), которые произвели ошеломляющее впечатление раскрытием тайных планов международной мафии в отношении России, пророческим трагизмом, глубиной и ясностью мышления и своей документированностью. Его статьи ставились в номер без промедления. «Рынок России в свете нового законодательства», «Хлебная карточка или петля на шее», «Почему финансы не поют романсы», «Как нас грабят ценами» и другие - били в цель одна за другой, как тяжёлая артиллерия, и вызвали настоящий шок у архитекторов и прорабов катастройки. Их ждали, они перечитывались и перепечатывались в других изданиях - в газетах «Русский Вестник», «Воскресение», «Домострой» и т.д. Эти материалы, конечно, уже не могли остановить набравший силу разрушительный поток, но их автор стал крайне опасен предателям, находившимся у власти в стране. Во время командировки в Нижневартовск 20 мая 1991 года он был найден в гостиничном номере мертвым.
В первом номере «МГ» за 1991 год я напечатал свою статью «О лжепоэтах и русской поэзии», вызвавшую громкий резонанс. Статья эта, с одной стороны, поднимала на щит, открывала талантливых, но малоизвестных в то время русских поэтов, а с другой - низвергала с поэтического олимпа баснословно раскрученных кумиров советской поэзии, которым поклонялись миллионы читателей: Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулину. Журнал Юность», «Независимая газета», «Московский комсомолец» злобно огрызнулись, а так называемая «либерально-демократическая общественность», насквозь антисоветская и русофобская, четко приметила и взяла на заметку автора статьи... Журнал наш явно действовал ей на нервы.
В том же 1991 году Анатолий Иванов попросил меня помимо отдела критики временно возглавить и отдел публицистики. Но, как известно, всё временное неизбежно становится постоянным. Отделом публицистики «Молодой гвардии» я заведовал до 1999 года, когда стал заместителем главного редактора.
Но всеобщий хаос, хозяйственный развал и разрушение государства после двух спланированных государственных переворотов 1991-го и 1993 годов уже были видны и понятны всем, способным видеть и думать. Наш журнал в каждом номере публиковал жёсткие, прямые публицистические статьи, разоблачавшие вражеские силы, захватившие власть в стране. «Молодая гвардия» стала одним из главных форпостов борьбы за Россию с распоясавшейся русофобской и т.н. либерально-демократической эпидемией.
Прошедшие с тех пор годы стали временем неимоверных жизненных и нравственных испытаний для нашего народа, для страны и для русского национального движения. Журнал наш ни разу не дрогнул, не поступился верностью русским интересам и не пошел на службу олигархической власти, как бы нам ни было трудно все эти годы.
Вот такая судьба была у журнала - постоянно бороться за народные идеалы, за наши нравственные ценности, за правду и за духовную мощь Отечества. Эта борьба прошла через всю деятельность, через всю историю «Молодой гвардии». И ведь не случайно краснодонские комсомольцы во время Великой Отечественной войны назвали свою подпольную организацию нашим именем - «Молодая гвардия», а Александр Фадеев потом так назвал свою книгу.
В 2009 году (т.е. 10 лет назад) я стал главным редактором боевого и ставшего мне родным патриотического журнала, сохранившего традиции русской классической литературы.
Журнал наш живёт, с прежней энергией борется с фальшью и пошлостью псевдокультурных дельцов и с подлостью русофобствующей «пятой колонны». Но главная задача русского национально-патриотического журнала - в каждом номере давать материалы, раскрывающие ПРАВДУ нашей великой истории и показывающие реальную действительность нашего времени как в художественной форме, так и в общественном звучании.
В каждом номере я стараюсь давать наших лучших современных прозаиков, поэтов и публицистов. Так, в прошлом и в этом году в журнале увидели свет прозаические произведения прекрасных, широко известных авторов: Владимира Крупина, Юрия Пахомова, Виктора Мануйлова, Владимира Вещунова из Нижнего Новгорода, Василия Воронова из Ростовской обл., Павла Кренёва, Валерия Латынина, вышли «Повесть о бессмертном сержанте» Сергея Михеенкова из Тарусы и роман московского прозаика Владимира Пронского «Герань в распахнутом окне».
Особо бережное отношение в журнале к жанру поэзии. Это для меня лично всегда наиболее ценные страницы. Наравне с лучшими современными поэтами: Николаем Рачковым, Светланой Сырневой, Аллой Линевой, Николаем Алешковым, Анатолием Аврутиным, Евгением Семичевым, Людмилой Щипахиной, Эммой Меньшиковой, Юрием Воротниным практически в каждом номере журнал дает стихи ушедших от нас замечательных русских поэтов: Анатолия Передреева, Алексея Прасолова, Михаила Анищенко, Николая Колычёва, Валерия Авдеева, Георгия Кольцова, Ларисы Никольской, Сергея Чухина и других. Мы должны помнить о них и наш долг - возвращать их творчество для ныне живущих поколений.
С этого года в журнале появилась новая рубрика: «Ларец», в которой уже выходят и будут выходить произведения русской и советской классики. Так в январе к 200-летнему юбилею Ивана Тургенева наши подписчики смогли перечитать его замечательный рассказ «Бурмистр», слегка перекликающийся с нынешним временем. В последующих номерах вышли стихи Марины Цветаевой и Николая Тряпкина, на очереди - рассказ Василия Шукшина «Упорный» к 90-летию всеми любимого писателя.
Ну и, конечно же, традиционно сильнейшие страницы «Молодой гвардии» - это страницы публицистики. Такого подбора наиболее острых, наиболее актуальных материалов для современной жизни России, наверное, на мой взгляд, не найти ни в каких других журналах. И это даже не столько мое мнение, сколько мнение многих русских читателей, которое они высказывают в письмах и в звонках в редакцию. Нашими авторами являются всем известные современные публицисты: Валентин Катасонов, Михаил Лемешев, Всеволод Троицкий, Владимир Большаков, Наталья Нарочницкая, Ольга Четверикова, Михаил Антонов, Лев Криштапович из Минска, Людмила Рябиченко, Светлана Замлелова, Анатолий Байбородин из Иркутска, Владимир Осипов и многие другие авторы, несущие в своих работах свет и русскую правду нашему народу. Правду, которая очень часто не нравится либеральным изданиям и разоблачает ложь внутренней и внешней русофобской пропаганды.
Журнал «Молодая гвардия», может быть, даже острее, чем прежде, ведет борьбу за нравственные идеалы, оставленные нам в наследство гениальной русской классикой и великой русской культурой. Эта борьба непримиримая и бескомпромиссная. Борьба на уровне творчества, на уровне понимания высших, божественных смыслов, на уровне любви к Родине, к Нации и к Человеку. И наш журнал такой не один. Нас много, русских журналов, делающих ту же работу, возвышающих наш народ к тем же нравственным идеалам и находящихся в не менее сложных обстоятельствах. Нам сейчас всем крайне трудно. И нам нужна помощь. В том числе со стороны властей предержащих.
Центральные власти сейчас гораздо больше внимания уделяют спорту, театрам и кинематографу. Не случайно бывшие спортсмены и артисты заполонили Госдуму и Общественную палату. А на литературу, писателей и литературные журналы власть махнула рукой: мол, выживайте, как сможете. А это неправильно. Слово - это первооснова культуры и более того - первооснова жизни, о чём сказано в Библии. А художественное слово рождает художественные образы любого вида искусства. В то же время журнал - это самый короткий путь от автора к читателю. Литература является воспитателем нации и человека. И властям нельзя об этом забывать. Иначе вся страна превратится в манкуртов, которые скакали в Екатеринбурге против восстановления храма. Литература сама является храмом культуры любого народа.
Валерий ХАТЮШИН, главный редактор журнала «Молодая гвардия»
8. Ответ на 5., Исидор:
7. Ответ на 6., рудовский:
6. Re: В борьбу за русскую правду
5. Ответ на 1., Потомок подданных Императора Николая II:
4. Большая благодарность
3. Ответ на 2., Даневский Саша:
2. Re: В борьбу за русскую правду
1. Re: В борьбу за русскую правду