itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
1307
Время на чтение 17 минут

Как известно, в Конституции РФ записано: « 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13)» [ 4, c. 7]. Многие наши граждане резонно считают, что это очень «вредная» статья, навязанная нам американскими советниками после нашего проигрыша в холодной войне. Но вспомним, что в царской России была государственная идеология («православие, самодержавие, народность», 70,8% населения Российской империи (83,4% в Европейской части страны) были православными (1870 г.) [ 8, с. 86 ]. Тем не менее, в феврале 1917 года по словам В.В. Розанова: « Русь слиняла в два дня. Самое большое - в три» [ 7 ]. Даже иные видные представители царского двора и церкви надели красные банты. В СССР была мощная и всеобъемлющая марксистско-ленинская социалистическая идеология, миллионы членов КПСС и ВЛКСМ, однако Советский Союз также скоропостижно рухнул.

И вот уже почти 30 лет мы живем без государственной идеологии. Впрочем, так ли это? Ведь в самой преамбуле Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, читаем: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [ 4, с. 3].

Здесь обозначено наше отношение к прошлому, настоящему и будущему страны, понимание общей судьбы и государственного единства многонационального российского народа, любовь и уважение к Отечеству, названы такие наши ценности-цели, как добро и справедливость, благополучие и процветание России, наконец, отмечены ответственность за неё перед нынешним и будущими поколениями. Так что эскиз идеологии всё-таки содержится в Конституции РФ.

Идеологию современной России закономерно выражают и такие её государственные атрибуты-символы как герб, флаг и гимн. Гербом снова, как до 1917 года, стал двуглавый орел с коронами, скипетром и державой, и Георгием Победоносцем (который попирает копьем змия). Государственным флагом стал красно-сине-белый триколор, опять же вернувшийся из царской России. Данные европейские цвета в виде трех горизонтальных прямоугольных полос друг над другом позаимствованы Петром I из Голландии, её флага. Музыка и слова гимна принадлежат советским авторам: композитору и дирижеру А.В. Александрову и поэту С.В. Михалкову. Однако интересно, что Александров до революции был регентом церковных хоров, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве, а в советское время стал художественным руководителем Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии, народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии и генерал-майором, а Михалков - человек с дворянскими корнями. Первый вариант текста гимна, победивший на конкурсе в 1943 году, Михалков написал вместе с поэтом Г.А. Эль-Регистаном. Однако затем ему уже одному дважды пришлось править текст гимна: в связи с Конституцией 1970-х годов и Конституцией 1993 года [ 15 ].

По этим правкам гимна можно заметить, как менялась государственная идеология в нашей стране на протяжении второй половины ХХ века. Из варианта 70-х исчезли «великая Русь» и «Сталин», зато возникли слова «партия», «коммунизм» (дважды) и удвоился «Ленин». В варианте 90-х годов дважды звучит «Россия», появились слова «мечта», «священная наша держава» и «хранимая Богом родная земля», но не встречаются «партия», «коммунизм» и «Ленин», отсутствуют и слова «труд» и «подвиги».

Таким образом, идейно-символически Российская Федерация вернулась во многом к временам Российской империи - к её традициям, православной духовности, державности, но и к европейской светскости и прагматичности, которую олицетворяют цвета теперешнего нашего триколора (прежде всего, флага русского торгового флота). Правда, Знамя вооруженных сил РФ остается красным, как в СССР, однако с гербом в виде двуглавого орла и четырьмя звездами по углам полотнища. Пожалуй, самым наглядным проявлением возвращения к досоветской дореволюционной традиции стало восстановление, реставрация и строительство православных ( и не только) храмов (вспомним хотя бы воссоздание грандиозного Храма Христа Спасителя в центре Москвы, кощунственно превращенного в советское время в бассейн). Происходит возвращение к прежней лексике и видам деятельности (государственная дума, губернатор, полиция, пристав, гимназия, благотворительность, паломничество, официальный праздник Рождества Христова, повсеместные обряды крещения, венчания, отпевания, особое меню в кафе для постящихся и т. д.). К этой же тенденции относится и возвращение дореволюционных названий многим переименованным в советское время городам (снова Санкт-Петербург, а не Ленинград, Самара, а не Куйбышев, Екатеринбург, а не Свердловск и т.д.) и улицам (например Тверская, а не Горького в Москве, Офицерская, а не Декабристов в Петербурге).

Традиционная государственно-патриотическая идеология России в последние годы явственно проявляется в ряде официальных документов. Наиболее четко это продемонстрировал Указ Президента № 683 от 31 декабря 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [ 6 ]. В этом документе однозначно говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» (курсив мой - В.С.). При этом «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность нашей Родины». Как видим, власть обозначает приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей и единство всей отечественной истории. Более того, наблюдается идейная близость государственной власти и Русской православной церкви, соответствие их целей-ценностей духовно-нравственному вектору нашего народа [ 5 ]. Казалось бы чего лучше.

Однако, на практике постулированным государством традиционным российским ценностям в настоящее время противостоит духовно-нравственное и финансово-имущественное расслоение нашего общества. При этом в любом большом социуме, раньше, скорее имплицитно, а ныне, всё более эксплицитно, в связи с процессами глобализации, существует полиментальность (термин предложен автором) - одновременное наличие в обществе (социуме) разных исторически сложившихся типов менталитетов. Напомним читателям, что типология менталитетов в моей концепции российской полиментальности [ 9, 12 ] основывается на базовых философских концептах-ценностях, образующих логический крест: Бог - идол, по вертикальной координате, и индивид - коллектив (общество), - по горизонтальной (см. ниже рис). Поэтому «Бог» выступает как ключевой ценностный концепт, вокруг которого образуются религиозные менталитеты. В России - это прежде всего православно-российский менталитет, которому уже более тысячи лет, а также динамично развивающийся исламский и другие традиционные и нетрадиционные конфессиональные менталитеты. Вокруг ценностного понятия «индивид» (личность, «я») складываются прозападный либерально-капиталистический и другие либеральные менталитеты, а вокруг понятия «коллектив» (общество, «мы») - коллективистско-социалистический и другие просоциальные умонастроения. Наконец, понятие «идол» (мамона, инстинкты) выражает древнейшую криминально-клановую ментальность. Кроме того, на пересеченье вертикали и горизонтали этого логического креста располагается псевдоменталитет - мозаичное, эклектическое ментальное образование из элементов, осколков базовых менталитетов. Каждому менталитету соответствует определенный ценностно-ментальный тип личности (художественную, метафорическую модель российских базовых менталитетов я увидел в образах «братьев Карамазовых» из одноименного романа Ф.М. Достоевского, см. фото 1) [ 12 ]. Эмпирические исследования, проведенные мной и сотрудниками, подтвердили одновременное существование этих менталитетов в российском обществе. Более того, наблюдения зарубежной реальности, художественной литературы и кинофильмов позволяют говорить об универсальности данной типологии. Она также коррелирует с идеологическими, партийными предпочтениями людей (консервативными, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными, разнообразно-эклектическами и др. ), которые по сути выражают исторические менталитеты.

В современной конституционно плюралистичной России наблюдается повсеместная борьба идеологий, вырастающих из базовых российских менталитетов. Причем идеология приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотической российской идентичности, развиваемая в государственных доктринах национальной безопасности, образования, воспитания, очень слабо проявляется в повседневной деятельности большинства средств массовой информации, учреждений культуры и искусства, в образовательной практике всех уровней, тем более в деятельности интернета и рекламы. На повседневном уровне фактически царит идеология прозападного либерализма и капиталистического общества потребления [ 10 ,12, 14 ].

Поэтому в структуре жизненных ценностей молодых петербуржцев вера оказывается на последнем месте, а справедливость и интересная (по сути творческая) работа также не принадлежат к числу главных (см. табл. 1) Здесь следует оговориться, что при прямом вопросе о религиозности обычно более половины респондентов называют себя верующими. Когда же надо сделать выбор трех-четырех ценностей из семи, вера практически всегда оказывается на последнем месте, что свидетельствует о неглубоком характере религиозности нашей молодежи. Вместе с тем радует, что несмотря на все неурядицы с разводами и официально незарегистрированными браками, семья стабильно остается главной ценностью у российской молодежи. А ценность денег так и не стала для большинства молодых людей одной из самых важных. Это свидетельствует о том, что за тридцать лет усиленной пропаганды культа мамоны, денег, пока не удалось коренным образом трансформировать просоциальный и православный российские менталитеты. Но не будем забывать, что количество усилий «промывания мозгов» и меняющихся реалий жизни, всё-таки, могут перейти в иное качество.

Однако, в последнее время, тем более в связи с навязанной населению несправедливой пенсионной реформой, выросла значимость справедливости как фундаментальной человеческой ценности. Ещё Аристотель утверждал: «Справедливость является величайшей из добродетелей... Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» [ 16 c. 91]. В свою очередь Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта русского народа - это чувство справедливости и жажда её» [ 1 с. 549]. Наши исследования показывают, что в современной России общество социальной справедливости и честных людей труда, прежде всего, востребовано представителями коллективистско-просоциального и православного менталитетов, которые составляют большинство наших граждан (см. табл. 2 и 3). Членов этих групп объединяют именно ценности справедливости, правды, веры, патриотизма, коллективизма, традиционной и классической русской культуры и языка. Самое большое несогласие и противостояние наблюдается между представителями каждой из названных групп и носителями либерально-индивидуалистического менталитета, для которых характерна выраженная фетишизация денег и глобалистско-прозападные культурные ценности, ведущие к утрате гражданско-национальной российской идентичности [13, 14 ]. Противоречия между православными (образно говоря, «белыми») и просоциальными («красными») гражданами, с одной стороны, и либералами («голубыми») - с другой, проявляются на всех «этажах» российского общества (данное «триколорное» обозначение введено автором несколько лет назад на РНЛ, 17.09.15, а теперь широко используется в публицистике).

Одним из основных препятствий для духовно-нравственного общества социальной справедливости и социального согласия выступает значительное влияние либералов-западников, сторонников глобалистско-потребительского постмодернистского общества в сфере культуры и искусства, СМИ, рекламы (концепция Закона о культуре, опубликованная в мае 2019 г. вообще превращает художественную культуру в неподконтрольный этике и нравственности общества институт),. Отсюда прозападный, антипатриотический, провокационно-безнравственный характер содержания (так называемого «контента») многих телевизионных каналов, порталов и сайтов интернета, средств массовой культуры и искусства, который по сути работает на перекодирование общественного сознания, традиционных российских ценностей и норм, в первую очередь, у молодежи. Представляется неслучайным «раскручивание» в самое последнее время (якобы «русских»), уже не только вульгарно-матерщинного «певца» С. Шнурова наряду с ветеранами блатного мелоса (так называемого «русского шансона»), но и по-настоящему «осатанелых» рэперов, несущих откровенный мрак цинизма, экстремизма и психологического программирования, побуждения подростков к ненависти, агрессии и самоуничтожению. «Керченский стрелок» недавно воспроизвел в реальности клип рэпера «Оксимирона» (почему-то имеющего не одно гражданство) о массовом расстреле школьниками своих соучеников. Это адские плоды одной из криминально-клановых идеологий, существующих в современной России. Вменяемые российские родители пытаются противостоять этому гнусному зомбированию своих детей, но нередко сталкиваются с чиновничьими заявлениями о законе, запрещающем цензуру.

Более глубокие причины этой российской идейной борьбы скрыты в глубинном корневом противостоянии сил добра, правды и справедливости с силами зла, лжи («постправды») и сатанинской гордыни. Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин недавно выразил свою тревогу по поводу ситуации в нашей стране, на страницах «Российской газеты» [ 3 ]. Он обращает внимание на то, что не решена проблема социального согласия, а требования социальной справедливости выходят у населения на первый план. Люди наиболее болезненно воспринимают несправедливое распределение бремени экономических реформ, социальное расслоение (децильный козффициент в РФ один из самых высоких в мире), за чертой бедности находится свыше 20 млн человек. Как показывают исследования Института социологии РАН, трудовые нагрузки работающих растут, а социальная защищенность снижается. Неблагополучие работников усугубляется в свете грядущих социальных последствий автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Миллионы человек могут потерять работу. Мы ещё далеки от реализации 7-ой статьи Конституции о том, что РФ - социальное государство, которое обеспечивает «достойную жизнь и свободное развитие человека». Ещё одной сферой несправедливости остается проблема коррупции, борьба с нею - это жизненно важный для России вопрос, без решения которого невозможно достичь искомого общественного согласия и массового признания справедливости российского общественного устройства... Председатель Коституционного суда несомненно прав. Но дело ещё в том, что идеология прозападного либерального чиновника, либерального журналиста и либерального бизнесмена пока никак не может быть совместимой с идеологией православного педагога, православного фермера и православного писателя, а также .с идеологией просоциальных коллективистов (рабочего, инженера, врача). Вместе с тем, часть атеистических социалистов («красных») не может поладить с частью «зашоренных» православных («белых»)[ 14 ]. Правда, имеется опыт социального согласия представителей различных идеологий в Петербурге в первом десятилетии нового века, когда общественность города боролась со строительством более, чем 400-метровой башни Газпрома на Охте напротив Смольного собора и добилась перенесения строительства на окраину города в район Лахты (см. фото 2) [ 11 ]. Но последующие административные решения о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви и месте для восстановления храма св. Екатерины в Екатеринбурге вновь вызвали бурное ментально-идеологическое противоборство, подогреваемое прозападно-антироссийскими силами.

Ныне на фоне процессов глобализации, глобальной интернет-коммуникации, миграции и туризма мы сталкиваемся с различными идеологиями и полиментальностью, доходящими до ценностно-нормативной несовместимости между представителями различных групп. Часть российских граждан после распада Советского Союза и падения «железного занавеса» восприняли глобализацию и современное состояние мира как некий неизбежный «нормальный» рыночно-капиталистический феномен. Однако, опыт антироссийских санкций и последние разработки интеллектуалов «Римского клуба» свидетельствуют об обратном [ 17 ]. Их доклад доказывает пагубность и безнравственность современного капитализма (грандиозные финансовые спекуляции, оффшорное мошенничество, вопиющее социальное неравенство, рост авторитаризма, разрушение природы и климата, возрастание угрозы большой войны и др.). Более того, они признают, что крах социалистической системы и победа Запада привела его к неадекватной «гордыне». Избавление от всех этих глобальных опасностей требует иного мировоззрения, отказа от пагубной жажды наживы и крайнего эгоизма. Высказывается призыв к новому образованию и воспитанию, к новым нравственным ценностям. В этом контексте умонастроение и идеология российских либералов-западников тем более выглядит вопиюще не научной и ретроградной. Современные западники превосходят западников времен Ф.М. Достоевского в своем оголтелом противостоянии патриотам-«почвенникам» наших дней.

У современного российского общества есть два пути в будущее:

1. Продолжать идти по чужому пути потребительства, коррупции и вопиющего социального неравенства, который приведет страну к исчезновению в качестве русской, российской самобытной цивилизации и превратит её в разновидность западного «дивного нового мира» из известной антиутопии Олдоса Хаксли.

2. Представители основных - православного и просоциального - менталитетов сумеют осознать свою общую народную национальную идентичность и, «преодолев в себе беса разъединения» (как завещал митрополит Иоанн Снычев), преодолеют и прозападно-либеральную идеологию. И наконец начнут строить свою жизнь, руководствуясь исконным идеалом России - Бог, правда, справедливость.

Валентин Евгеньевич Семенов, доктор психологических наук, профессор, засуженный деятель науки России, научный руководитель НП «Центр политических и психологических исследований», экс-директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 10 т. М., 1956. Т. 3.

2. Журавлев А.Л., Мироненко И А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С.57-70

3. Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. №226. 10.10.2018

4. Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 1999.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный архиерейский собор РПЦ (Сборник докладов и документов). СПб. 2000. С. 150-211

6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ. №683 от 31.12.2015 г. http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (обращение 3.12.2018)

7. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. (обращение 3.12.2018)

8. Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991 (репринт, С.Петербург. 1898)

9. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Питер. 2000. С. 485-492.

10. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб. Изд-во СПбГУ. 2008.

11. Семёнов В.Е. Башня «Газпрома»: от социального конфликта к согласию // Российское общество: проблемы социального согласия и развития / Под ред. В.Е. Семёнова. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С.215-219.

12. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета/ Отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 403-429.

13. Семёнов В.Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №4. С. 98-102.

14. Семёнов В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе [Электронный ресурс] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т.2. №3. С.116-142. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document374.pdf (обращение 3.12.2018).

15. Символы и святыни Российской державы / Н.А. Соболева, А.Н. Казакевич. М.:ОЛМА Медиа Групп. 2007.

16. Этика Аристотеля. СПб. 1908

17. von Weizsacker E., Wijkman A. COME ON! Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet - A Report to the Club of Rome. Springer. 2018.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8., Silvio63:

кто-то будет выделяться из коллектива: поставить его на заметку, вызвать на партсобрание, отправить на целину или в сибирь-лес валить.Ну кто Вам такие глупости сказал про отправку на целину и сибирский лесоповал? Тем, кто выделялся из коллектива, по линии профсоюза выделяли путёвку и за государственный счёт направляли отдохнуть в пансионат "Канатчикова дача".

Сразу видно, вы при Брежневе воспитывались, добрейший души был человек! кто-то будет выделяться из коллектива: поставить его на заметку, вызвать на партсобрание, отправить на целину или в сибирь-лес валить.Ну кто Вам такие глупости сказал про отправку на целину и сибирский лесоповал? Тем, кто выделялся из коллектива, по линии профсоюза выделяли путёвку и за государственный счёт направляли отдохнуть в пансионат "Канатчикова дача".

Vladislav / 07.06.2019, 01:50

8. Ответ на 6., Vladislav:

кто-то будет выделяться из коллектива: поставить его на заметку, вызвать на партсобрание, отправить на целину или в сибирь-лес валить.

Ну кто Вам такие глупости сказал про отправку на целину и сибирский лесоповал? Тем, кто выделялся из коллектива, по линии профсоюза выделяли путёвку и за государственный счёт направляли отдохнуть в пансионат "Канатчикова дача".
Silvio63 / 06.06.2019, 19:08

7. В.Е.Семёнов - 2. Николаеву

Спасибо Вам за понимание. Вместе с коллегами -честными учеными мы давно доказали безнравственность и тупиковость пути капиталистического общества потребления. Но власть имущих этот путь устраивает, а народ "пребывает в молчании".
В.Е.Семёнов / 06.06.2019, 16:33

6. Ответ на 3., В.Е.Семёнов:

Причем тут велиар? Говоря о просоциальных, социалистах ("красных"), я имею ввиду миллионы русских людей,которые не являются "марксистами", членами каких-то партий, а просто предпочитают социалистический строй, бывший при Брежневе, современному либерально-капиталистическому олигархическому строю, который лишил их справедливости и достоинства. Более того, как свидетельствуют исследования честных ученых, более половины этих людей считают себя православными и думают, что православие более совместимо с социализмом (без атеизма), чем с современным языческим капитализмом фарисеев, коррупционеров и содомитов... Кстати, зачем вы пишите своё славянское имя латиницей?

Почему написал своё славянское имя латиницей? Просто редакция РНЛ прислала мой пароль на латинице, а я заполнил всё недостающее тем же шрифтом. И я думаю, что от перемены мест слагаемых -сумма не меняется. Когда Господь сказал: радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах, то думаете, они там только по староеврейски, церковнославянски или по гречески написаны? Мой сын, кстати, в школе латинский изучает и я через него узнаю, что из него огого как много в русский язык принесли: и корни, и падежи и числа и лица и пр. Вы вот своё первое имя сократили до инициала, а у меня даже вопроса не возникло -почему. Когда у нас была православная цивилизация - мы радовались разнообразию, а в советское время нас так воспитали - не дай Бог кто-то будет выделяться из коллектива: поставить его на заметку, вызвать на партсобрание, отправить на целину или в сибирь-лес валить.
Vladislav / 05.06.2019, 21:33

5. Ответ на 3., В.Е.Семёнов:

Причем тут велиар? Говоря о просоциальных, социалистах ("красных"), я имею ввиду миллионы русских людей,которые не являются "марксистами", членами каких-то партий, а просто предпочитают социалистический строй, бывший при Брежневе, современному либерально-капиталистическому олигархическому строю, который лишил их справедливости и достоинства. Более того, как свидетельствуют исследования честных ученых, более половины этих людей считают себя православными и думают, что православие более совместимо с социализмом (без атеизма), чем с современным языческим капитализмом фарисеев, коррупционеров и содомитов... Кстати, зачем вы пишите своё славянское имя латиницей?

Социализм от марксизма неотделим. Хорошо, будет он без атеизма, но с делением людей на классы и борьбой между ними? Ненависть и этот бес разделения, против которого вы сетуете он присутствует в социализме на онтологическом уровне. Нужно просто православное государство, тогда и общество будет социализироваться как нужно, а у нас ведь государство построено и сейчас на том же марксизме, если верить программным произведениям Горбачёва.
Vladislav / 05.06.2019, 10:39

4. Re: Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития

Прошу прощения за досадные опечатки, что следствие утомления и болезни глаз...
Николаев. / 05.06.2019, 06:28

3. В.Е.Семёнов - Владиславу

Причем тут велиар? Говоря о просоциальных, социалистах ("красных"), я имею ввиду миллионы русских людей,которые не являются "марксистами", членами каких-то партий, а просто предпочитают социалистический строй, бывший при Брежневе, современному либерально-капиталистическому олигархическому строю, который лишил их справедливости и достоинства. Более того, как свидетельствуют исследования честных ученых, более половины этих людей считают себя православными и думают, что православие более совместимо с социализмом (без атеизма), чем с современным языческим капитализмом фарисеев, коррупционеров и содомитов... Кстати, зачем вы пишите своё славянское имя латиницей?
В.Е.Семёнов / 04.06.2019, 20:45

2. Re: Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития

..."У современного российского общества есть два пути в будущее..." Боюсь, что у российского общества не осталось ни одного пути, та как власть, деньги, все силовые структуры управления принадлежат представителям либералов-западников и криминально-клановым транскорпорациям, упрвляемых внешне, и которые не смогут определить своего пути, не имея собственной идеологии, но управляемые вечным инстинктом наживы и ростовчического еврейского процента. Я с большим удовольствием и пользой прочитал великолепную статью Валентина Евгеньевича Семёнова, за что весьма и весьма ему благодарен. Матеоиал статьи и "послесловие" дают оюильную почву для ума, где тезис о СПРАВЕДЛИВОСТИ, как феномена сегоднейшего времени несомненно характеризует Россию, зажатую в тиски противоречий "полиментальности", что питает политику толерантности, проповедумую праващим классом буржуазии. Статья имеет несомненное научную значимость и открывает возможности для истинного постижения трагедии современной России, что так и не встала с колен...
Николаев. / 04.06.2019, 18:44

1. бес разьединения

Бес разьединения -это было сказано про разьединение среди православных. А с последователями тоталитарной секты марксизма быть разделёнными -это не бес, а добродетель, ибо что общего у Христа и велиара?
Vladislav / 03.06.2019, 03:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Семенов
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Старейшина российской психологической науки
Исполнилось 100 лет профессору Нине Васильевне Кузьминой
07.10.2023
Все статьи Валентин Семенов
Бывший СССР
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30