Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О сохраняющейся пользе чтения

Андрей  Карпов, Русская народная линия

Проблемы семьи и брака / 20.05.2019


На пороге скачка к безграмотности …

 

В начале компьютерной эпохи коммуникация между человеком и компьютером осуществлялась через перфокарты и перфоленты. На смену им пришёл ввод информации с клавиатуры. Нажимая на клавиши, приходится смотреть на экран - для того, чтобы видеть, что у тебя получается, а также, чтобы считывать сообщения компьютера. Потом заговорили о «вторичной визуализации»[1]. Обрабатывать текстовую информацию довольно сложно. Текст надо считывать последовательно, на это уходит значительное время. Гораздо быстрее осуществляется коммуникация посредством картинок. Сообщение кодируется с помощью иконки. Несколько движений мыши или пальцем по сенсорному экрану - и вот уже компьютер понял, что тебе нужно. Но прогресс не стоит на месте. Следующим шагом объявлено повсеместное внедрение голосового интерфейса. Можно управлять компьютером «с голоса» и получать его ответ в виде синтезированной речи.

Переход на подобные технологии кардинальным образом изменит нашу культуру. В первую очередь, эти изменения коснутся такой культурной практики, как чтение. Эти изменения уже происходят.

Между тем, чтение является важной культурообразующей процедурой. Более того, как показывают новейшие психолингвистические исследования, чтение определяет не только сферу коммуникации, но и психотип человека современной культуры.

Фальк Хьюттиг и Мартин Пикеринг в статье «Преимущества грамотности за пределами чтения: прогнозирование разговорной речи», опубликованной 13 мая 2019 г. в журнале «Тенденции в когнитивных науках»[2] предостерегают об опасностях, связанных с развитием человеко-машинных голосовых технологий. Эти технологии позволяют сделать человека пользователем компьютера, независимо от его грамотности. Можно не уметь ни читать, ни писать, компьютер возьмёт эти функции на себя. Ты продиктуешь - он запишет. Надо тебе что-то прочесть - он озвучит. Идеологами подобного нового «большого технологического скачка», конечно, предполагается, что таким образом компьютер сможет помочь беднейшим слоям населения, однако в результате грамотность становится как бы необязательным навыком. Можно представить будущий мир, в котором для того, чтобы коммуницировать, ориентироваться и работать, то есть, чтобы быть успешным, больше не нужно уметь читать. Следует ожидать, что повсеместное внедрение голосовых технологий приведёт к снижению грамотности.

Между тем грамотность несёт преимущества, непосредственно с чтением не связанные. Она влияет на наши языковые навыки, проявляющиеся и в разговорной речи. «Очень важно и своевременно взглянуть на преимущества, через которые чтение проявляется в речи, тем более, что люди, как правило, сегодня читают меньше и иначе, чем раньше», - говорит Фальк Хьюттиг. «Современные навыки создания текстов и чтения в социальных сетях, например, сильно отличаются от коммуникаций посредством традиционных печатных СМИ. Информацию, которую люди привыкли получать из письменных источников, таких как романы, газеты, публичные объявления или даже книги рецептов, они всё больше и больше получают из видео YouTube, подкастов или аудиокниг».

Это не обязательно плохо, поскольку некоторые из общих преимуществ чтения могут быть получены и от прослушивания аудиокниг. Так как аудиокниги также воспроизводят "книжный язык", их прослушивание даёт некие аналоги выгод, которые мы получаем от чтения, -  увеличенный словарный запас, расширенные знания о мире и больший объём краткосрочной ("рабочей") памяти. Чтение развивает такую память, поскольку она важна для отслеживания и сопоставления информации сразу о нескольких объектах на протяжении ряда предложений, абзацев, а часто даже страниц.

Однако есть нечто, что не может дать даже хорошая аудиокнига. Согласно Хьюттигу и Пикерингу, само чтение - фактический физический акт чтения - имеет решающее значение для развития навыка предсказания последующих слов, который переносится с чтения на понимание разговорного языка. Чтение тренирует систему языкового предвидения, хотя порою даже маленькие дети, которые еще не умеют читать, могут предсказать развитие предложения. Если двухлетнему малышу говорить: «мальчик ест большой торт», и при этом ребёнок видит этот самый торт, то слово «ест» он воспримет со слуха, а слово «торт» подставит в конструкцию фразы ещё до того, как его услышит. Прогнозирование поступающей информации полезно, поскольку позволяет обрабатывать её с меньшей нагрузкой и высвобождает ограниченные ресурсы мозга. И, что очень важно, опытным читателям удаётся предсказывать гораздо лучше.

Дети, являющиеся заядлыми читателями, пропускают через себя более 4 миллионов слов в год, в то время как дети, которые мало читают, имеют дело только примерно с 50 тысячами слов в год. В результате те, кто много читает, получают более глубокое понимание значений слов и используют конструкции из большего числа слов с более разнообразными связями между ними. А это помогает лучше предсказывать будущие слова. Если ребёнок читает мало, он имеет меньший словарный запас и менее оформленные представления о словах (о звучании или значении того или иного слова). Способность достраивать предложение у этих детей менее развита. Например, попросив такого ребёнка достроить фразу, начинающуюся со слова «читает», наиболее часто можно услышать «книгу».

Поскольку чтение ведётся в индивидуальном темпе, есть сильный стимул предсказывать предстоящие слова, так как это ускоряет чтение, которое, как правило, намного быстрее, чем слушание. Опытные читатели могут воспринимать целые слова с одного взгляда (глядя глазами на несколько букв одновременно) и, быстро перескакивая взглядом, оптимизируют процесс чтения. В свою очередь, печатные тексты (несмотря на  различные шрифты и чередование строчных и прописных букв) гораздо более регулярны, чем разговорная речь, которая полна несоответствий, неполного произношения слов и речевых ошибок. Эта регулярность письменных текстов помогает читателям формировать прогностические отношения между словами, которые, в свою очередь, также могут быть использованы для лучшего предсказания слов при прослушивании речи.

Нам сложно представить человека, освоившего чтение в давнее время, однако даже само понятие слова - это изобретение книжного ума. Концепцию слова очень трудно усвоить, если вы неграмотный, которому приходится лишь слушать поток звуков речи. Когда неграмотного человека или ребёнка, ещё не научившегося читать, просят повторить последнее слово произнесенного предложения, они, как правило, повторяют всё предложение. На письме же слова чётко выделяются, их разделяют пробелы. Письменные формы делают слова более заметными и точными: читатели лучше осознают, что слова являются устойчивыми языковыми единицами. Хранение в памяти письменной формы слов также помогает сделать разговорные формы слов более очевидными, обеспечивая их предсказуемость в предстоящем потоке речи. А предсказание того, что будет сказано, улучшает качество языковой коммуникации.

«Письменность - это древняя человеческая технология, от которой мы не должны легко отказываться. Обучение чтению и развитие навыков эффективного чтения сохраняют свою важность даже в современном технологическом мире", - заключает Хьюттиг.

Однако следует ожидать, что по мере развития голосовых технологий чтение будет становиться всё более элитарной практикой. С другой стороны, нации, сохранившие массовое чтение, получат дополнительный культурный выигрыш, заключающийся в более структурированном мышлении и быстроте персональной обработки информации.



[1] См. Джоди Дин Коммуникативный капитализм: от несогласия к разделению // http://culturolog.ru/content/view/3389/64/ , 5 D

 

[2] Huettig, F., & Pickering, M. (2019). Literacy advantages beyond reading: Prediction of spoken language.Trends in Cognitive Sciences, 23(6), 464-475.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 16

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

16. Даневский Саша : Ответ на 13., Андрей Карпов:
2019-05-24 в 12:46

Цивилизация изменится, но коллапса не произойдёт...Произойдёт. Люди же станут безграмотными и тупыми.Люди поглупеют. Развитие остановится. Но коллапса не будет.



Только что прочитал интервью с очередным писателем, который предрекает, что литература кончается и молодым писателям нужно срочно менять профессию.

а мне это представляется неоправданным и самонадеянным вызовом. Как некоторые люди считают себя незаменимыми. Вот, уйду я и балет (или наука) умрет.

Вообще раздражают всякие липовые пророки.
15. Коротков А. В. : Ответ на 13., Андрей Карпов:
2019-05-21 в 00:35

Но коллапса не будет.


Это неоправданный оптимизм.
14. Андрей Карпов : Ответ на 10., Кирилл Д.:
2019-05-20 в 21:53

При этом мы видим, что длинные тексты перестают восприниматься. А значит, потеря времени при прослушивании вместо чтения также перестанет быть значимой. Если мне предстоит прослушать что-то в течение более нескольких минут, я просто не буду это слушать. Прекращение восприятия чего-либо сколько-нибудь длинного и сложного ускорится.


Безусловно. Мир сильно изменится и не в лучшую сторону. Но, как говорит Андрей Усачев в одной песне "это ещё не конец".
13. Андрей Карпов : Ответ на 9., Кирилл Д.:
2019-05-20 в 21:52

Цивилизация изменится, но коллапса не произойдёт...Произойдёт. Люди же станут безграмотными и тупыми.


Люди поглупеют. Развитие остановится. Но коллапса не будет.
12. Полтораки : Ответ на 11., Кирилл Д.:
2019-05-20 в 19:34

Бесписьменные цивилизации были вообще? Кажется, нет.


Их нет по самому определению "цивилизации", подразумевающей воспроизводство культуры, т.е. письменность в том числе. Дописьменные культуры, разумеется, есть, и они благодатное поле для антропологических исследований. Собственно, антропология как строгая наука появилась после "полевых" исследований Леви-Брюля, Леви-Стросса, Мосса, Малиновского, Элиаде...

Есть ли они продукт деградации вымерших цивилизаций - это мы вряд ли узнаем, пока идет Кали-Юга...)))
11. Кирилл Д. : Re: О сохраняющейся пользе чтения
2019-05-20 в 18:11

"Нам сложно представить человека, освоившего чтение в давнее время, однако даже само понятие слова - это изобретение книжного ума. Концепцию слова очень трудно усвоить, если вы неграмотный, которому приходится лишь слушать поток звуков речи. Когда неграмотного человека или ребёнка, ещё не научившегося читать, просят повторить последнее слово произнесенного предложения, они, как правило, повторяют всё предложение. На письме же слова чётко выделяются, их разделяют пробелы. Письменные формы делают слова более заметными и точными: читатели лучше осознают, что слова являются устойчивыми языковыми единицами. Хранение в памяти письменной формы слов также помогает сделать разговорные формы слов более очевидными, обеспечивая их предсказуемость в предстоящем потоке речи. А предсказание того, что будет сказано, улучшает качество языковой коммуникации."

Вообще, письменность существует настолько давно... А, может быть, бесписьменные языки/народы - это потомки тех, кто письменность утратил?
Бесписьменные цивилизации были вообще? Кажется, нет.
10. Кирилл Д. : Ответ на 6., Андрей Карпов:
2019-05-20 в 18:05


При этом мы видим, что длинные тексты перестают восприниматься. А значит, потеря времени при прослушивании вместо чтения также перестанет быть значимой.



Если мне предстоит прослушать что-то в течение более нескольких минут, я просто не буду это слушать.
Прекращение восприятия чего-либо сколько-нибудь длинного и сложного ускорится.
9. Кирилл Д. : Ответ на 6., Андрей Карпов:
2019-05-20 в 18:03


Цивилизация изменится, но коллапса не произойдёт...



Произойдёт. Люди же станут безграмотными и тупыми.
8. Кирилл Д. : Ответ на 6., Андрей Карпов:
2019-05-20 в 17:49


Не факт. Да, хранение речи требует большего объёма. Но проблема размера файла эффективно решается. Через некоторое время размер файла не будет иметь критического значения.



Это не поможет. Вот ты написал эту статью, я её прочитал. А теперь представь, что ты не умеешь писать, а я не умею читать. Значит, ты должен это всё наговорить, а я прослушать.
То, что ты сейчас пишешь, обдумывая, исправляя и, в итоге, выдавая чистовик, ты должен будешь с ходу произнести.
И читатель текста. Он может его увидеть сразу весь (или значительную часть). Что-то пробежать по диагонали, что-то внимательнее, к чему-то вернуться... Или, быстро проглядев, решить, что ему и читать его не стоит.
А речь ты не слышишь сразу всю. Ты должен её слово за словом прослушать в том режиме, в котором тебе её произносят.
Это неэффективно. И от передачи длинных и сложных вещей просто откажутся.
Вот даже такой пример. Тут есть любители кидаться ссылками. Понятно, если это ссылка на текст, сколь угодно длинный, ты в него заглянешь, а там уже решишь, стоит тебе с этим текстом знакомиться или нет. А, если это ссылка на чью-то получасовую речь, конечно, ты это слушать не будешь.
Так что, голосовое сообщение не может быть продолжительнее нескольких минут (а лучше - не больше минуты), и не может содержать ничего сложного, над чем надо ломать голову, обдумывать, что потребуется прослушать ещё раз...
Это будет крайняя примитивизация обмена информацией с исключением больших объёмов и сложных мыслей. Иначе никто ни говорить, ни слушать не будет.
7. Коротков А. В. : Ответ на 6., Андрей Карпов:
2019-05-20 в 17:45

Развитие будет всё больше тормозиться, но воспроизводство будет поддерживаться.


Оно уже не поддерживается.
6. Андрей Карпов : Ответ на 3., Кирилл Д.:
2019-05-20 в 16:16

Короче, утрата навыков письма и чтения в нашей время вызовет катастрофу и коллапс цивилизации.


Не факт. Да, хранение речи требует большего объёма. Но проблема размера файла эффективно решается. Через некоторое время размер файла не будет иметь критического значения. Подобно тому, как сейчас многие источники оцифровываются, можно ожидать, что в будущем источники будут озвучены.

При этом мы видим, что длинные тексты перестают восприниматься. А значит, потеря времени при прослушивании вместо чтения также перестанет быть значимой.

Цивилизация изменится, но коллапса не произойдёт... Развитие будет всё больше тормозиться, но воспроизводство будет поддерживаться.
5. Андрей Карпов : Ответ на 4., Полтораки:
2019-05-20 в 16:10

Часом, не "британские вченые"? Они могут!


Ученые американские. Но явление от этого не зависит. То, что речь изначально воспринимается синкретически, не ими придумано. Я читал об этом ещё лет двадцать пять назад и, скорее всего, в отечественной литературе.

На самом деле исследователи, изучающие бесписьменные языки, всегда стоят перед языковой стихией и навязывают ей свой шаблон, разбивая предложения на слова. Что бывает порою довольно проблематично.
языки морфологически составлены из слов


Не так. У языка два плана - звуковой и семантический и они могут соотноситься по-разному.

. Раньше появилось иероглифическое письмо, клинопись, где единицами записи (пиктограммами) являются слова или даже словоблоки (устойчивые обороты).


Вот видите, Вы сами говорите о "словоблоках", т.е. единицах, превосходящих слова. К тому же, иероглифическое письмо - оно предельно далеко от звуковой стихии, это попытка разговаривать семами, при этом значительная часть информации теряется, так как она заключена в облаке морфологических форм. Неслучайно, в итоге звуковое письмо оказалось более распространённым. Семами можно разговаривать на языке глухонемых. Но стихи на нём сочинять не будешь...
4. Полтораки : Ответ на 2., Андрей Карпов:
2019-05-20 в 13:52

Это не утверждение, а лабораторный факт.


Спасибо, что не медицинский!

Ребята, которое это написали (авторы исследования), проводили соответствующие эксперименты.


Часом, не "британские вченые"? Они могут!

Лексемы - во многом результат именно письменной речи. Пока нет письменности, разделять слова нет большой надобности. Многие "примитивные" языки характеризуются как раз тем, что их слова содержат целые цепочки смыслов. С появлением письменности в языке складывается тенденция к аналитичности.


Как это нет смысла разделять слова, когда языки морфологически составлены из слов, как смысловых "кирпичиков"? Слова разделяются в устной речи чисто фонетическими средствами: ударением, паузами, интонацией. Машинная речь сперва была плохо понятной из-за отсутствия интонации.

К слову сказать, фонетическое (буквенное) письмо - сравнительно позднее изобретение. Раньше появилось иероглифическое письмо, клинопись, где единицами записи (пиктограммами) являются слова или даже словоблоки (устойчивые обороты).

Далеко не все языки - аналитические. В Вас говорит "европеоцентризм". Многие языки, будучи синтетическими, таковыми не являются: термин «синтетические языки» применяется на практике к языкам с достаточно высокой степенью синтеза, - например, немецкому, русскому, тюркским, финно-угорским, большинству семито-хамитских, монгольским, тунгусо-маньчжурским, банту, кавказским, палеоазиатским, языкам американских индейцев...

Уже на русском языке Ваша теория не работает, понимаете? В русском языке нет тенденции к аналитичности, несмотря на долгую и богатую письменную культуру. Церковно-славянский язык - да, аналитический. Но он во многом искусственный и морфологически построен на базе болгарского, единственного аналитического исключения из группы синтетических славянских языков.
3. Кирилл Д. : Re: О сохраняющейся пользе чтения
2019-05-20 в 13:35

//Можно представить будущий мир, в котором для того, чтобы коммуницировать, ориентироваться и работать, то есть, чтобы быть успешным, больше не нужно уметь читать//

Думаю, что такой мир быстро накроется медным тазом. Это же будет огромная техносфера в руках деградировавших людей. Что интересно, деградировавших "благодаря" научно-техническому прогрессу.
Вообще, зачем нужно уметь читать и писать? Для чего нужна письменность? Для передачи информации не только здесь и сейчас, а во времени и пространстве. Мне нужно, чтобы меня услышал человек, находящийся далеко от меня - тогда я пишу письмо и с кем-то передаю его. Или мне нужно, чтобы меня услышали через 100 лет. Тогда я тоже записываю. А также, чтобы большие объёмы информации не забывались и не пропадали.
Понятно, что в современном мире можно обмениваться голосовыми сообщениями. Но это, на самом деле, менее удобный и более громоздкий способ, годящийся лишь для обмена небольшими объёмами информации, и голосовые сообщения легче утерять и труднее хранить.
Короче, утрата навыков письма и чтения в нашей время вызовет катастрофу и коллапс цивилизации.
2. Андрей Карпов : Ответ на 1., Полтораки:
2019-05-20 в 11:58

Сомнительное утверждение.


Это не утверждение, а лабораторный факт. Ребята, которое это написали (авторы исследования), проводили соответствующие эксперименты.

Лексемы - во многом результат именно письменной речи. Пока нет письменности, разделять слова нет большой надобности. Многие "примитивные" языки характеризуются как раз тем, что их слова содержат целые цепочки смыслов. С появлением письменности в языке складывается тенденция к аналитичности.
1. Полтораки : Re: О сохраняющейся пользе чтения
2019-05-20 в 11:52

Нам сложно представить человека, освоившего чтение в давнее время, однако даже само понятие слова - это изобретение книжного ума. Концепцию слова очень трудно усвоить, если вы неграмотный, которому приходится лишь слушать поток звуков речи. Когда неграмотного человека или ребёнка, ещё не научившегося читать, просят повторить последнее слово произнесенного предложения, они, как правило, повторяют всё предложение. На письме же слова чётко выделяются, их разделяют пробелы.


Сомнительное утверждение. Слова (лексемы) существуют практически во всех языках, даже не имеющих письменности. Напротив, отделять слова пробелами при письме стали сравнительно недавно. Для обнаружения этого факта достаточно обратиться к оригиналам летописей.

А евангельский тезис: "В начале было Слово..." (слово, а не речь!) - вообще разрушает умозрительную конструкцию Карпова!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме