Памяти иеромонаха Павла (Лысака)

(05.06.1941-28.01.2019)

Новости Москвы 
0
2452
Время на чтение 4 минуты

Отпевание о. Павла проходило 31 января 2019 г. в храме Петра и Павла на Басманной улице. Храм был построен по чертежам Петра I в первой четверти 18 века в виде корабля. Звонница была пристроена позднее, в середине 18 века. Этот храм был известен в двадцатые годы, как один из центров обновленческого раскола, при нём была академия обновленцев. Первым настоятелем был протоиерей Стефан Жила с Украины, он положил начало возрождению храма. Убранство храма - то, что вскрыли - в живописном стиле, но новое - иконостас, иконы - уже в строгом каноническом. На престоле мощевик, там две небольшие частицы апостолов Петра и Павла.

Храм был битком заполнен народом. Литургию возглавлял архимандрит Диодор из Троице-Сергиевой Лавры (я с ним учился в Духовной академии) - духовное чадо почившего. Настоятель храма тоже его духовное чадо. Я слышал обрывки разговоров настоятеля о том, каким о. Павел был аскетом, спал на жесткой кровати, регулярно вычитывал Правило. Скончался от сердечного приступа, на семьдесят восьмом году жизни. Причастился в этот день. Последний сигнал от него был в половине девятого вечера, а в девять он уже не отвечал. Тут же к нему приехали несколько человек и увидели, что он сидит в кресле, склонил голову, руки сложены крестообразно с троеперстным крестным знамением. Вид его был тёплый и просветлённый.

О. Павел родом из Волыни, из сельской местности. Окончил Одесскую семинарию, поступил в Московскую Академию, потом в Лавру, был одним из смотрителей Патриаршей резиденции. Он рассказывал, как на приемах с иностранными гостями наливал Патриарху Пимену воду вместо водки. Что случилось, почему стали придираться власти к отцу Павлу? Стали вызывать на унизительные допросы. Убрали его из Лавры под давлением властей. Возможно, не угодил своей активностью, общительностью с народом, твердостью. Он поднял волну против негативных явлений в духовной среде. Самую больную тему затронул. Также под давлением властей попал под прещения. Официально нигде не служил, жил на квартире у своих духовных чад, один, в маленькой комнатке. Сам себе готовил. Никогда не обращался к врачам, лечился травами. Читал псалтырь, акафисты, принимал поток людей. Утром и вечером ходил в разные московские храмы, днём принимал народ. Появлялся на престольных праздниках, в Елоховском соборе на патриарших службах. Ходил в гражданской одежде с длиннющей бородой. В храме подрясник, закатанный под плащ, раскрывал.

На квартире проходили исповеди, было много молодёжи, интеллигенции. Были беседы, трапезы для всех пришедших. Вокруг него собралась огромная, в несколько сот человек, паства. Он никогда не раздражался, всегда с улыбкой, с юмором. Откликался на все просьбы, требы, освящения, соборования. Был совершенно безкорыстен. Притягивал к себе людей. Был довольно заметен в толпе молящихся. К нему подходили, он благословлял, в том числе и на улице, и в метро. В метро едет, кто-то начинает смотреть на его бороду, посмеиваться. Он откроет молитвослов, отвернётся в сторону, читает, опустив глаза. Я слышал какой-то жуткий рассказ, что было нападение бесов на о. Павла глубокой ночью на квартире где он жил. Был топот, стуки со всех сторон в течение нескольких часов.

О. Павла дважды задерживали - в марте и августе 1984 года. Выследили, обложили квартиру. Напрямую не штурмовали, а дверь он не открывал. Несколько дней держал осаду, не выходил. Когда вышел из квартиры, его тут же арестовали, без санкции прокурора провели обыск, изъяли религиозную литературу. 9 августа 1984 года о. Павла приговорили к 10 месяцам лагерей общего режима за «нарушение правил паспортной системы» (проживание в Москве без прописки).

Я помню его по храму Николы в Кузнецах, где он пользовался некоторым покровительством о. Всеволода Шпиллера, известного московского священника, ныне покойного. После причащения в алтаре никогда не разговаривал, паузу, пока всех причастят, заполнял чтением Евангелия, уклонялся от суетных разговоров.

Где-то в середине 70-х я подошёл к нему после акафиста в храме свт. Николы в Хамовниках. Мы прошли в маленький парк напротив этого храма, беседовали. Запомнилось, что он несколько замечаний во время беседы мне сделал, чтобы я не сидел нога на ногу, как он выразился, это «поза блудницы». Политических вопросов он не касался, только внутрицерковных. По-своему укладу был консервативного направления, очень недолюбливал и обличал экуменизм, модернизм. Проскальзывало что-то в пользу катакомбной церкви. Была критика митрополита Антония (Блюма), он показывал места в его книгах, которые не соответствовали строгой православной традиции. В Лавре больше ориентировался на о. Наума. Года три, учась в институте, я был с ним в постоянном контакте. После окончания института я ушёл в Почаевскую Лавру, затем поступил в семинарию и в Данилов монастырь. Наше общение притормозилось, затухло. С 1983 года я о. Павла буквально считанные разы встречал в храмах. Он болезненно к этому относился, говорил, что, мол, когда нужен был, обращались ко мне. На вопрос, как его найти, отвечал, что кому нужно, тот найдет.

У него была твердая решимость вернуться в Лавру, во что бы то ни стало, восстановить справедливость. О. Павлу предлагали приходское служение, любой приход, даже есть слухи, что звали на Украину архиереем быть. Он от всего отказывался. Возможно, у него была какая-то особая миссия, либо благословение так, как есть, до конца оставаться. Конечно, как и практически все выходцы с Украины, от древнего благочестия он был совершенно далек. Тем не менее, почивший оставил очень глубокий след в духовной жизни столицы.

О. Павел был заштатным священником, его отпевание никак не регламентировалась Патриархией через оповещение, через призыв прийти. По велению сердца пришли 25 священников и несколько диаконов. Когда стали петь «Приидите, последнее целование» духовенство, попрощавшись с усопшим, ушло в алтарь. В это время, по обычаю, прощается народ. Потом духовенство возвращается ко гробу, служится заупокойная лития. Кто-то один из духовенства сопровождает гроб на кладбище, остальные идут на трапезу. Здесь хор пропел всё, что можно, и всё равно не покрыл поток людей. Стали часто петь «Святый Боже». На отпевании было очень мирное состояние. Похоронили о. Павла на Леоновском кладбище.

Целая плеяда духовных мужей ушла: лаврские старцы Кирилл и Наум, даниловский духовник схиигумен Рафаил и др. О. Павла хоронили под память св. Марка Эфесского, это тоже о чём-то говорит. Царство ему Небесное!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00