Ожидание Великого поста душой православного христианина можно сравнить с ожиданием начала сражения воином, когда одновременно с трепетным ужасом и с радостным возбуждением в сердце возникает помысел о предстоящей борьбе - о возможности близкой смерти или о победе и продолжении жизни.
Церковь постепенно подводит христианина ко вступлению в Великий пост. На службах в подготовительные недели в сердцах молящихся, как бы вновь и вновь проживаются и осмысливаются евангельская история раскаявшегося Закхея и Христовы притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О Страшном Суде».
Из рассказа о мытаре Закхее, мы узнаем о богатом и знатном человеке, который по-мальчишески влез на дерево только для того, чтобы увидеть Христа.
Встреча со Спасителем так его потрясла, что Закхей, увидев свою неправедность, мгновенно решил исправить жизнь и воздать вчетверо всем, кого он обидел, кого обобрал.
Есть ли в нас такое
желание встречи со Христом? Готовы ли мы ради такой встречи, ради того, чтобы
стать Его учениками, к преодолению испытаний, к тому, чтобы вчетверо воздать
тем, кого мы обидели, с кем поступили несправедливо?
Притча «О мытаре и фарисее» показывает нам, что вера у людей бывает различной до противоположности: молитва фарисея: «Боже! благодарю
Тебя, что я не таков, как прочие люди...» (Лк.18:11) - направлена не к Богу, а к самому себе, к своему тщеславию.
А кроткая и короткая молитва мытаря: «Боже! Будь милостив ко мне грешному» - говорит о гораздо большем внутреннем страдании человека, чем просто осознания себя, как грешника. Она говорит о его покаянии и о надежде на прощение.
Ибо всякое обращение к Господу, это, в первую очередь, умение точно и глубоко взглянуть внутрь себя и в молчании закричать: «Господи, что я опять натворил? Прости меня! Господи не вмени мне!».
Поэтому Церковь и учит свою паству стяжанию постоянного молитвенного состояния, сокрушению сердца и очищению своей души от греховной грязи. Именно этому очищению способствует время Великого поста.
В притче «О блудном сыне» Господь открывает нам безграничность своего человеколюбия. Мы подобно блудному сыну бездумно растрачиваем те богатства - здоровье, свободу, красоту, целомудрие - таланты, которыми Он одарил нас в начале нашей жизни.
Мы возвращаемся в отчий дом только, когда дойдем до предела скорби, когда нас измучит жажда, голод, холод, оставленность и одиночество, когда мы в полной мере «напитаемся рожками», предназначенными лишь для свиней.
В таком состоянии человек вдруг обнаруживает, что все горизонтальные входы и выходы перекрыты и остается лишь один путь - наверх по вертикали, в обращении к Богу.
Мы можем принести Ему только один дар - наше покаяние, наш слезный внутренний плач и сердечное сокрушение.
Если мы не проникаемся необходимостью покаяния, то Господь может разрушить все, чем мы дорожим - комфорт или карьеру, здоровье или семейные связи. Все, что стало предметом нашего поклонения - нашим идолом. Ибо благополучие человека зависит только от Бога, которому и следует «поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).
По прочтении притчи «О Страшном Суде» задумываешься, по какую же сторону поставит тебя Господь?
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Мф.25:33).
И одним Он скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34), а другим: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!» (Мф.25:41)
И «проклятые» пойдут «в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).
У Господа все сочтено. Кто-то помогал ближним, кто-то творил милостыню, кто-то постоянно кормил птичек в ближайшем сквере, а кто-то в холодной ночи подобрал во дворе промерзшего бездомного котенка. Поступки и добрые дела важны, но для Бога более важно доброе расположение сердца.
Взгляд Господа на людей иной, чем у человека. Вспомним, как Господь говорит пророку Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар.16:7).
Таким взглядом еще обладают люди достигшие святости.
В житии Святителя Геннадия Новгородского приводится рассказ:
«В Новгороде был такой способ казни: преступника связывали и бросали с моста в реку Волхов. И вот как-то Владыка, проходил через мост, как раз в то время, когда судьи собирались привести в исполнение смертный приговор над одним ужасным преступником - разбойником и убийцей. Святитель подошел к судьям и узнав, в чем дело, попросил их не казнить, а отдать разбойника ему на поруки. Поскольку Владыка был очень уважаем в народе, то судьи согласились и освободили преступника. Впоследствии этот разбойник раскаялся в содеянных преступлениях, принял монашеский постриг и окончил дни, омыв свои грехи слезами покаяния.
Прошло время. И как-то опять, проходя через мост, Святитель увидел, как совершалась казнь над человеком. И он, отвернувшись, прошел мимо. Через некоторое время выяснилось, что человек, которого казнили, был не виновен. Тогда люди спросили Святителя: «Как же так Владыка? Ты помог избавиться от смерти разбойнику и убийце, но не защитил невиновного. Разве это справедливо?». На что Святитель спокойно ответил: «Когда я предотвратил казнь преступника, я думал о том, что если его сейчас казнят, то душа его отягченная грехами попадет в ад и я умолил судей отдать его мне и как вы видели, он раскаялся в содеянном и отошел ко Господу с мирным сердцем, что дает надежду на спасение его бессмертной душ в вечной жизни. В другой раз, когда я проходил по мосту - тогда казнили невиновного и над его головой увидел я мученический венец, верный залог спасения души. Ну, скажите, мог ли я взять на себя смелость лишить этого невинно осужденного человека мученического венца? Конечно, нет. Поэтому я отвернулся и прошел мимо».
Господь наш Иисус Христос обязывает нас помогать людям в простых вещах: дать голодному поесть, жаждущему насытиться, помочь больному. Но не просто механически помочь. Бог видит истинное побуждение - мотивацию не в мыслях, словах или поступках, а в том, чем наполнено сердце человека.
И в притче «О Страшном Суде» Он довольно жестко говорит о тех, кто не оказали помощи ни одному «из сих меньших», а больше заботились о своей «праведности». О тех, кто является христианином лишь на словах, но не на деле.
Вспоминается еще одна притча из Предания:
Дело было на заре христианства. Одному язычнику, где-то в Римских пределах нужен был садовник, но он никак не мог найти. Однажды ему порекомендовали человека, но тот оказался христианином. Язычник очень не хотел брать его к себе на работу.
(Видимо уже тогда дурная слава о способности «правильных» христиан «выносить мозг» своим ближним и окружающим людям, пространными разговорами о том, как надо праведно жить, набирала обороты).
Но так как другого никого не было, а сад уже зарастал, то язычник согласился принять христианина на работу, но с условием, что бы тот никогда не говорил ему о своей вере и о Христе. И ничем, и никому не показывал, что он христианин. Новый садовник со всеми этими условиями согласился и приступил к работе.
Прошло несколько лет. Садовник выполнил все условия и никогда не упоминал о Христе и о своей вере.
А язычник, наблюдая его жизнь его отношение к труду и к окружающим людям, сам крестился и стал христианином.
По сути, таким садовником и должен стать всякий из нас. Ибо мы готовы идти в народ, готовы декларировать Заповеди Божии и евангельские строки. Но совершенно не готовы и не собираемся жить так, как декларируем. Молча! Как заповедовал Христос. И в этом вся наша беда, все наше лицемерие. Мы не готовы вести себя по отношению друг к другу, как любящие братья и сестры.
В общем, нам есть к чему стремиться в духовной работе над собой.
По сию пору люди стараются установить согласие и мир в обществе посредством «праведной злобы», а не Голгофской Любви Иисуса Христа к тем, кто их окружает.
Они стремятся изменить окружающий их мир, но не себя. А необходимо себя изменить - достигнуть внутреннего преображения. Любовь это всегда жертвенность. Жертвовать надо собой, а не окружающими. И жить так, чтобы не делать ближнего средством для достижения своих целей. В этом и заключаются критерии христианства - быть всем слугой, как учил Христос: «если кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним и слугою всем» (Марк.9:35).
Как относиться к ближним, которые забывчивы или не готовы к несению постного подвига? Приведу историю из Жития прп. Силуана Афонского:
«Однажды во время жатвы Семену (так в юности звали будущего старца Силуана - прим.авт.) пришлось готовить в поле обед, была пятница; забыв об этом, он наварил свинины и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой:
- Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда, как стерву. (Стервой тогда называли труп животного - падаль, мертвечину - прим.авт.).
- Что же ты мне не сказал тогда?
- Я, сынок, не хотел тебя смутить.
Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, старец добавлял:
«Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить».
Подготовительные недели Великого поста заканчиваются воспоминанием «Адамова изгнания из рая» и умилительным «Чином прощения», совершающимся в Православных Храмах в Прощеное Воскресение - день, который помогает нам переступить через самих себя и простить взаимные обиды наших сердец.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15).
Корни обиды глубоко сидят в человеческом сердце и иной раз с болью и великим трудом приходиться исторгать их из себя. Но если пересилишь, сразу на смену темному и беспокойному чувству приходит светлая радость прощеной обиды, с которой возвращается возможность дерзновенно молить нашего Небесного Отца: «Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим...».
Митрополит Антоний Сурожский в толковании на молитву «Отче наш» пишет:
«...мы должны быть готовы - со страхом порой с ужасом - друг друга нести на плечах, как Христос нес свой крест: взять человека на свои плечи, зная, что это крест, на котором мы будем распяты, на котором мы умрем, но умирая, сможем сказать, как Христос сказал: Прости ему, прости ей, прости им: они не знают, что делают...
Вот, где начинается наше строительство Царствия Божия. И когда мы говорим: « Да приидет Царствие Твое - Господь нам отвечает, как мы читаем в пророчестве Исайи: Кого мне послать? Я Сына Своего уже послал; Он уже жил проповедал, сошел во ад, воскрес; и ему нужны сейчас, из рода в род посланники: кого Я пошлю?...И тогда Исайя встает и говорит: Пошли меня, Господи!...
Вот к чему мы призваны. Когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», мы должны услышать Господа, говорящего нам: «Кого же Я пошлю теперь?» - и ответить: «Меня, Господи!», помня, что как бы не было страшно, куда бы Господь ни послал, наше христианское призвание - быть светом; а свет должен быть направлен туда, где темно; там, где и без него светло, он не нужен. Мы - соль земли; мы должны быть посланы туда, где гниль, чтобы остановить гниение...Наше место там, где нужен Божественный свет, Божественная любовь, Божественная чистота, Божественная правда».
Великий Пост, это и радостный период нашей жизни, так как в это время мы особо стремимся к очищению себя от греха и имеем от Господа возможность его искоренения.
В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина, которая сосредотачивает в себе не только весь глубокий духовный смысл Великого поста, но и высокую цель его: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Что значит «зрети мои прегрешения...»? Величайший знаток глубин человеческого духа прп. Исаак Сирин говорил: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов».
Человек, особенно современный, сделался недоступен для благотворного воздействия «вышних сил». Он окостенел, окаменел. Пост истощает - расшатывает эту окостенелость, это материальное или физиологическое благополучие человека и делает его доступнее для воздействия «вышняго мира» - открывает возможности для его духовного наполнения.
Что значит Великий пост в жизни православного человека? Это не просто воздержание от скоромной пищи. Воздержание - важно. Но не это главное.
В Св. Предании есть назидательный пример из жизни аввы Моисея:
«Храня строжайший пост, преподобный Моисей радушно угощал посетителей своих. Однажды положено было в ските, где жил Моисей, поститься целую неделю, то есть вкушать только сухой хлеб. В это время к Моисею пришли братья из Египта. Он, чтобы угостить их, приготовил им вкусное кушание, которое и вкусил вместе с ними, считая это делом братской христианской любви. Некоторые монахи, видя, что ароматный дым выходил из его келии, донесли настоятелю, что Моисей преступил заповедь. «Когда он в субботу придет в Церковь, то обличу его», - ответил настоятель. Когда же Моисей вошел в Церковь, то настоятель сказал ему: «Отец Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию».
Подобная история есть и в житии Святителя Спиридона Тримифунтского.
«Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмойка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определённый день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, - тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1:15)».
Бесстрастный подвижник преступил строгий устав человеческий ради исполнения святой заповеди Христовой, по которой любовь к Богу и людям есть благо, высшее из всех благ.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю, приключившуюся с ним Великим Постом:
«Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни. Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать зверски, т.е. не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас на страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:
- Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.
Я думаю, что многие из нас, могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви».
Первая Заповедь Божия - заповедь Любви.
И наша задача пройти через время Поста, как через особую возможность сопричаститься этой Любви. Пройти через определенное временное пространство, уготованное нам для внутренней работы над собой. Так, чтобы мы смогли с помощью Церкви выявить свои греховные наклонности, пристрастия и пороки, и слезно просить Господа об исцелении от них. Ибо самостоятельно искоренить в себе грехи - человек бессилен. Одно из самых страшных заблуждений человека, которое может привести его к погибели - вера в собственные силы. А как живучи в нас эти духовные змеи: самонадеянность, самоуверенность, самоволие.
В Евангелие Христос говорит: «... когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Начало Великого поста - Чистый понедельник.
В этот день в Храмах начинается особая служба - чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. И опять душа христианина с замиранием ждет, когда под сводами Церкви зазвучит покаянные слова, с тем, чтобы бережно принять их в свое сердце:
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление...».
Чтение Великого канона продолжается с понедельника по четверг в течение четырех дней по количеству частей канона. И горестно звучит в эти дни, обращенный к собственной душе, покаянный плач, молящегося человека: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй...».
Целиком весь Великий канон прп. Андрея прочитывается на пятой неделе Великого поста - на службе, называемой Стоянием прп. Марии Египетской: «Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправила еси».
Святая подвижница сорок семь лет провела в одиночестве в пустыне, в посте и молитве, оплакивая свои грехи, и явила для нас пример глубокого покаяния и способности преображения человеческой сущности из блудного греховного состояния к вершинам святости.
Великий пост - время преодоления самого себя. Поэтому искушения этого времени особенно сильны. Но через преодоление этих испытаний в нас умножаются и возрастают духовные силы.
Священник Александр Ельчанинов записал в своем дневнике:
«Ужасает не только грех, но и возможное после него отчаяние и уныние. Исаак Сирин об этом говорит: «не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от молитвы; стой мужественно, и ангел тебя охраняющий почтит твое терпение». Вспомним, что говорит Христос в подобном случае - «иди и впредь не греши» - и только: ни проклятий, ни отлучении. Нельзя поддаваться злому духу, который тянет в больший грех - уныние. Снова и снова надо припадать ко Христу, и Он снова и снова нас примет».
В Писании сказано «Уклонися от зла и сотвори благо» (Псал.33:15). А как распознать где добро и где зло?
Один столпник рассказывал преподобному Феодору: «Нас было два брата. Мы спасались вместе в одной пустыне. Раз я вижу издали, что мой брат что-то перескочил и стремглав убежал. Смотрю - это куча золота. Я забрал все золото в мантию, пошел в мир, настроил храмов, монастырей, богаделен и возвратился в свою пещеру. Потом вошел в меня помысел высокоумия, похваляющий мой поступок и уничижающий поступок брата.
Вдруг явился мне ангел и сказал: «Зачем ты гордишься помыслом против брата? Говорю тебе, что все твои добрые дела, сделанные тобою, не стоят и одного скачка твоего брата через золото. Не золото, а великую пропасть между евангельскими богачом и нищим Лазарем он перескочил, и лоно Авраамово ждет его, он постарался угодить Богу, а ты человекам. Поэтому брат твой выше тебя перед Богом и ты его меру никак не достигнешь».
Одно из самых трудных противостояний в духовной жизни это борьба с помыслами. Плохо не то, что мы имеем лукавые или блудные помыслы, а то, что мы позволяем им пленять нас. Помыслы атакуют и людей святой жизни. В наступлении помыслов мы не вОльны, ибо такова наша, помраченная грехом человеческая природа. Но наши победа или поражение зависят от того, пленяемся ли мы помыслами от демонов или стараемся немедленно отсекать их, помятуя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
Как ведет себя часовой на посту или пограничник, на охране государственной границы? Они ведут себя сосредоточенно. Потому что, если часовой не будет внимателен, то диверсанты могут взорвать объект который он, охраняет или погубить и его самого, и жизни его сослуживцев - солдат, которые отдыхают в положенное время под его охраной.
Так же и пограничник. Пока он внимателен, никто не может незаметно пересечь границу. А если отвлечется и не уследит, то это может произойти.
Вот так и в духовной жизни. Пока мы внимательны и сосредоточены, и надежно охраняем наши духовные границы - силы демонические не могут приступить к нам, не могут пленить нас. Но как только мы впадаем в расслабление, они тут, как тут и оглянуться не успеешь, как помыслы заведут тебя в такие болота лукавства, осуждения, блуда, что грязь и зловоние от этой грязи еще долго-долго будет преследовать и повергать в скорбь или даже в уныние об утрате внутренней чистоты. Это оставляет на душе такой отпечаток, как след от грязного сапога на чистом свежевымытом полу. И мы продолжаем носить в себе эту грязь до очередной исповеди.
Защитой от таких нападений может быть только внутренняя сосредоточенность и постоянное внимание к тому, что твориться у нас в помыслах в нашем внутреннем духовном пространстве.
Мы живем в особое время, когда информационное влияние рекламы греха, страстей и пороков распространяется мгновенно и всеобъемлюще, чего никогда и не в какие времена не бывало.
Но именно это время и является наиболее благоприятным для аскетического делания и духовного возрастания.
В церковном Предании есть Притча:
«Старцы средних веков обратились ко Господу с тем, чтобы узнать как будут спасаться христиане последних времен.
И Господь ответил так: «Христиане первых времен спасались через терпение гонений, мучений и истязаний, вы спасаетесь через несение подвигов в монашестве и отшельничестве, через подвижничество. Ничего этого у христиан последних времен не будет. Но, падут на них искушения и те, кто устоят в этих искушениях, будут выше вас и отцов ваших».
Мы все христиане последних времен. И на нас падают такие искушения, каких еще никто за всю историю христианства не испытывал.
Удивительно, какое доверие оказывает нам Господь и с какой надеждой Он на нас смотрит. Готовы ли мы оправдать Его доверие?
Духовная жизнь имеет три составляющих - незлобие, целомудрие и пост.
Только произволение нашей воли может открыть путь ко греху. Против нашей воли ничего не бывает. Через невнимательность сердца зло и грех могут воздействовать на духовную сферу человека. Единственная область, в которой демонические силы могут нас уловить - есть область мечтательная.
Фантазия, мечтательность есть полное противопоставление рассудительности и творческому мышлению.
Умение отделять такое мышление и трезвенное рассуждение от фантазий, от пустых мечтаний есть дар Божий и мера глубины обстоятельной веры человека. Ум и чувства должны быть закрыты для мечтательности.
Как человек идет по болоту или по тонкому льду?
Аккуратно, переступая и обращая внимание на любой звук, на любое движение вокруг себя. Вот так следует идти и по пути духовного делания.
Благословенное время Великого поста христианам следует проходить с особой осторожностью, с терпением и кротостью, с молитвенной тихостью и мирностью сердца.
Только в этом случае мы сможем испытать ту особую радость, когда в светлую пасхальную ночь из темноты зарождающегося утра, раздастся тихое, как бы издалека приходящее, но одновременно - по мере приближения и ликующее пение: « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» - этот радостный гимн, возвещающий всем нам о воскресении Христа, о победе Жизни над смертью.
1. Re: Преодоление Великого Поста