«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев)

Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники

 

От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным.

***

   1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года.

   В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Cвятые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников.

    В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

  Кирилловский юбилей 1869 года воспринимался современниками как общественное торжество: «Идея самобытности православно-славянской жизни так ясно предносилась общественному сознанию, - отмечал корреспондент «Православного обозрения» по поводу торжеств 14 февраля, - и распространяла от себя ... руководительный смысл» [1]. В нашей статье мы рассмотрим следующие стороны, или грани, общего торжества: его выражение в богослужебной жизни различных епархий Русской Церкви, его восприятие в проповедях и публицистике 1869 года, а также отображение Свв. Кирилла и Мефодия в иконографии и споры вокруг их облика, не утихавшие несколько десятилетий, но, пожалуй, впервые рельефно обозначившиеся в связи с Кирилловским юбилеем.

 

Часть 1. Литургическое отражение всеславянского памятного дня.

Итак, 150 лет назад, 14 февраля (старого стиля) 1869 года в России торжественно отмечалось тысячелетие кончины Св. Константина (Кирилла), Первоучителя славянского. Центром празднования стал петербургский Исаакиевский собор. «В Петербурге день этот был отпразднован с особенною торжественностию. Учебные заведения были освобождены от занятий, в Исаакиевском соборе  было совершено торжественное богослужение, в котором священнодействовали все высшие иерархи Русской Православной Церкви, находящиеся в настоящее время в нашей столице. Стечение народа в соборе было огромное. После обедни в придворной певческой капелле был духовный концерт, составленный из древнейших песнопений, исполненных на различные славянские «распевы», а вечером происходило торжественное заседание Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета, на котором, между прочим, между прочим, было объявлено об учреждении Кирилло-Мефодиевской премии за лучшие сочинения по вопросам до славянства относящимся, написанные учениками высших учебных заведений. Цель этой премии - поощрить наше учащееся юношество к познанию славянской истории...»[2.]. Представитель движения «младочехов» Эдвард Грегр (1827-1907), в двуязычной (русско-чешской) книге о Кирилловском юбилее, приводит подробности: « Торжественное богослужение в Исаакиевском соборе началось в 10 часов. Громадный храм был полон народа...». В соборе присутствовали участники Санкт-Петербургского отдела Славянского комитета, «на многих присутствующих были видны сербские и вновь пожалованные черногорские ордена [3]; многие из членов Славянского комитета имели кокарды из лент, в которых соединены были славянские цвета - красный, синий и белый... Хоругвь Свв. Кирилла и Мефодия высилась направо от амвона, а при ней стоял её соорудитель, неутомимый поборник славянской идеи, слепец (Г.И.) Ширяев. Литургию совершал преосвященный Палладий (Раев), викарий Санкт-Петербургской епархии. Проповедь говорил ректор Петербургской Духовной академии, о. Янышев... Три митрополита (Санкт-Петербургский, Московский и Киевский [4]), три архиепископа, в том числе преосвященный литовский Макарий (Булгаков), и до тридцати архимандритов, протоиереев и священников, в праздничном золотом облачении, служили соборне молебствие (Св. Кириллу)... Громадные толпы народа, не попавшие в собор, толпились на Исаакиевской площади.

  Из собора лица, получившие билеты на духовное пение в придворной певческой капелле, отправились в здание капеллы. Здесь собралась блестящая и многочисленная публика на устроенное директором капеллы, г. Бахметевым, «торжество в память тысячелетия по кончине святителя Кирилла, просветителя Славян» (как было сказано на изящно отпечатанной славянскими буквами программе, служившей в то время входным билетом). Торжество это состояло из церковных песней и гимнов. Церковные песни были исполняемы по древним «роспевам» - греческому, сербскому, болгарскому, киевскому, столповому...» [5].

   Придворную певческую капеллу посетила в этот день и присутствовала на концерте памяти Св. Кирилла Великая Княгиня Александра Петровна [6].

 

 

  Торжества в тот же день прошли также и в Москве,  и нескольких важных городах Российской Империи - Ковно (Каунасе), Киеве (богослужение в храме Св. Софии совершал Епископ Александр (Павлович), бывший Полтавский архиерей, герой обороны Соловецкого монастыря от англичан [7]), Херсоне, Севастополе, Вильне (Вильнюсе) [8]. В Москве, в соборе Чудова монастыря и во всех приходских церквах состоялись торжественные службы [9]. В Чудовом монастыре служил епископ Игнатий (Рождественский), викарий Можайский, в храме Св. Татианы при университете - епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) [10].  Примером подробного описания провинциального торжества в честь Св. Кирилла может служить статья в «Донских Епархиальных ведомостях»: «...Во всех градских церквах [Новочеркасска] совершены были Божественные литургии с молебствиями Св. Кириллу; а в половине 11 часа утра все новочеркасские священнослужители собрались в кафедральном соборе. Литургию в соборе совершал сам Высокопреосвященный [Платон (Городецкий)] с двумя архимандритами и четырьмя священниками... Кафедральный собор, как в великие праздники, наполнен был молящимися... Большую часть их ... составляли воспитанники и воспитанницы новочеркасских учебных заведений... присутствовал и сам господин Наказной Атаман Войска Донского, Михаил Иванович Чертков [1829-1905 гг.]. ... Высокопреосвященный с заметным воодушевлением сказал: «Даруй, Господи, всем славянским народам, и первее всего нашему русскому, то, чего желал им при блаженной кончине своей приснопамятный просветитель их, - даруй им, Господи, мир и единодушие, преспеяние в Св. Вере и добродетели, благоустройство и порядок во всём, а купно здравие, благоденствие и многая лета!» [11].

  В Минске празднование сосредоточилось в стенах духовной семинарии: «Накануне этого дня отслужено было всенощное бдение, а в самый день памяти преставления святителя совершена была соборне литургия, с молебном Св. Кириллу...» [12].

  В Одессе, после 1856 года ставшей неофициальным центром для собирания пророссийских сил в болгарском и сербском народах, торжества прошли масштабно.  «Начальство Одесского учебного округа пригласило гимназии и [Новороссийский] университет дружно совершить воспоминание об исполнившемся тысячелетии [кончины Св. Кирилла]... Собравшись в университетской церкви, ученики и студенты, учители и профессора выслушали молебствие Св. славянскому первоучителю, совершённое соборне профессором богословия и законоучителями гимназий. Сочувствуя каждому возгласу священнодействовавших, присутствующие привели на память и подвиги, и благотворное учение виновников славянского Богослужения. Такому настроению содействовали слухи, что в Одессе предположено образовать Славянское благотворительное общество имени Свв. Кирилла и Мефодия и надежда, что и на земле, освящённой стопами Свв. Славянских апостолов, положится  начало поощрительным в духе славянского Богослужения благотворениям» [13.].

 Продолжение следует...

Примечания:

1. См.: Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве // Православное Обозрение. 1869. № 5. С. 163-189 (изв. и заметки).

2.Внутренняя и внешняя политика//Всемирная иллюстрация. 1869. №8. С. 114 

3. Накануне в России побывал Князь Черногории Николай Петрович-Негош, принимавший у себя петербургских славянофилов, особой грамотой Князя и орденом Даниила был отмечен председатель Славянского комитета М.П. Погодин.

 

 

4. Исидор (Никольский), св. Иннокентий (Попов-Вениаминов), Арсений (Москвин).

5. Празднование тысячелетней памяти Первосвятителя Славян Св. Кирилла, 14 февраля 1869 г., в С.-Петербурге и Москве. Oslaveni tisicilete pamatky prosvetitele Slovanu Sv.Cyrilla, 14/27 unora 1869 r. v Petrohrade a v Moskve. V Praze. Tiskem dra Edv. Gregra. - Nakladem vlastnim. 1869.  С. 5-6.

6. В иночестве Анастасия, в 2009 году причислена к лику местночтимых святых в Украинской Православной Церкви Московского  Патриархата. Дополнение о её присутствии на Кирилловском юбилее взято из: Празднование тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла в Санкт-Петербурге//Волынские Епарх. ведомости. 1869. №6. Ч. неоф. С. 242.

7. Празднование тысячелетней годовщины от кончины Св. Кирилла, просветителя Славян//Киевские Епарх. ведомости. 1869. №4. Раздел второй. С.178.

8. Празднование тысячелетней памяти... С. 57-58.

9. Черных Е.А. Восстановление официального почитания Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Российской Империи XIX века//CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Выпуск VIII. 2017.С. 110-111.

10. Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве... Там же.

11. Празднование в Новочеркасске тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла, просветителя славян.//Донские Епарх. ведомости. 1869. №8. Отд. неоф. С. 133-134.

12.Тысящелетняя годовщина со времени преставления просветителя славян Св. Кирилла.//. Минские Епарх. ведомости. 1869. №4. Отд. неоф.  С. 85.

13. Приложение к III тому записок Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1869.С. 1-2. «Слух» оказался правдивым: Славянское общество в Одессе действительно было в скором времени основано.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Поповкин:
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни
08.10.2019
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле». Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
05.04.2019
Все статьи автора