О разделении

Современный мир пытается увидеть в разделении объединяющее начало, но возможно ли это?

0
944
Время на чтение 7 минут

Современная информационная среда весьма демократична. Каждый может внести свою лепту. Что бы ни пришло тебе на ум, ты можешь написать об этом - от пары строк до обширной статьи, и разместить написанное в сети, сделав его достоянием гласности. Раньше была такая проблема - "опубликовать". Чтобы твои слова вышли за пределы узкого круга тех, с кем ты можешь сам поделиться, необходимо было пройти довольно сложные фильтры. И порой даже гениальные вещи не могли пробиться на свет. Ныне для публикации не требуется ничего, кроме желания.

Не требуется даже творчества. Оригинальный контент, конечно, имеет свою особую ценность, но отсутствие того, что ты можешь сказать сам, больше не является сдерживающим фактором. Ты можешь говорить чужими словами. В сети достаточно материала, чтобы проиллюстрировать любую мысль. Большинство блогов состоит из репостов чужих публикаций. И их всё равно читают. Или не читают.

Каждую публикацию в сети могут прочесть - потенциальная возможность есть у всех, в этом и заключается демократизм, но реально читают далеко не всё и не всех. За внимание аудитории надо бороться; борьба, конкуренция - это оборотная (неизбежная) сторона демократии. Большинство публикаций тонет в безвестности. Каким должно быть сообщение, чтобы его заметили? У какой темы есть шансы попасть в топ?

Наибольшее эхо имеют так называемые "жёлтые" новости. Когда-то такие новости печатали дешёвые газеты, выходящие на жёлтой бумаге, специализировавшиеся на сплетнях и слухах. Сплетни и слухи и сегодня в цене. Но пальму первенства держит, конечно, скандал. Нечто неподобающее, нарушающее привычный порядок вещей производит наиболее сильную реакцию, а потому приковывает к себе внимание.

С переходом из Модерна в Постмодерн восприятие скандала, однако, существенно изменилось. В эпоху Модерна оказаться героем скандала было страшно, это грозило потерей репутации и концом публичной карьеры. Сегодня всё не так однозначно. На скандале можно по-прежнему погореть, но можно, наоборот, сделать себе имя, раскрутиться, получить место в информационном топе. Скандалы теперь порою устраиваются специально, в рекламных целях. Они стали пиар-стратегией, частью шокового маркетинга.

Техника, при этом используемая, может быть достаточно филигранной. Сделать себе имя, возбудив общественное мнение и став мишенью общего недовольства, несложно, но превратиться в центр влияния, получить власть над чужими умами таким образом затруднительно. Поэтому мастера скандала не просто вызывают огонь на себя, - они провоцируют разделение. Необходимо заполучить хоть сколько-нибудь сторонников, чтобы создать новый полюс - позицию, альтернативную общепринятой. Тогда в пространстве между этими полюсами - старым и новым -возникнет дискуссия, и по мере того, как она будет разгораться, тот полюс, что был создан как провокация, будет обрастать плотью - историей, аргументами, интерпретациями, а человек, инициировавший его появление, получит не только имя, но и "очки престижа".

Подобные случаи у нас принято описывать как "окна Овертона", но это не очень правильно. "Окно Овертона" имеет целью внедрение в общественное сознание конкретной идеи. А описанные выше провокации делаются для получения личной общественной значимости, идеи тут - не цель, а материал. Содержание озвучиваемых тезисов может быть любым, оно глубоко вторично, главное -вопрос должен быть достаточно острым, чтобы расколоть аудиторию на два непримиримых лагеря. Возможность компромисса рассматриваться не должна.

В современном постмодернистском мире именно последовательное и основательное разделение способно обеспечить максимальный интерес аудитории. Разделение позволяет объединиться многим и разным.

Позитивный фундамент для объединения сегодня найти крайне тяжело. Больше нет абсолютных ценностей. В мире Постмодерна абсолютное значение имеет лишь самореализация личности, а это слишком хлипкое основание для объединения. Оно годится, чтобы совместно разрушать прежние ценности, а с переходом к созиданию единство распадается и переходит в войну всех против всех, поскольку человек не может, утверждая себя, не попирать интересы других.

Современный нам социум не знает обширных групп. Он дробится на малые сообщества. И то мы не входим в них целиком - всей полнотой нашей души и целокупностью устремлений. Как правило, мы распределяем себя между несколькими сообществами, отдавая каждому лишь часть нашего "я". Интернет и социальные сети делают нашу распространенность технически простой, предлагая готовые решения, множественные смыслы, самые различные символы. На месте прежней общей системы понятий теперь клубится семантический хаос, из которого каждый может черпать своей индивидуальной ложкой то, что ему потребно.

Кажется, что для самореализации есть все возможности, однако окунувшись в это изобилие, человек парадоксальным образом ощущает, что теряет себя. Ему не хватает чувства общности, истинной, полной причастности. При этом переступить через себя и принять, что ценности должны управлять нами, а не мы - ценностями, современный человек не может. Поэтому он хватается за единственно доступный ему способ стать частью чего-то большего - он выбирает одну из сторон в каком-то из существующих разделений и начинает подкармливать разделение своим участием.

Мысль о том, что объединяться проще против кого-то, считается ныне трюизмом. На самом деле признание её житейской мудростью знаменует смену эпох: Модерн со своим позитивизмом и декларацией должного окончательно отошёл в прошлое.

Конечно, и раньше люди разделялись, и болезненные разрывы приковывали к себе внимание. Несогласие рождало споры, споры будили эмоции и люди уходили в них с головой. Но никогда прежде разделение не было нормой.

Все мы слышали, что в спорах рождается истина. Этот фразеологизм ещё не вышел из употребления, но мы больше в него не верим. Он теперь не работает. Наши предки не были глупцами, формулируя заведомо ложные тезисы, - просто культурная ситуация изменилась. Истина теперь интерпретируется как субъективная категория. Объективной истине не находится места в личном пространстве, поэтому спор уже не может ничего прояснить. Смысл участия в споре сегодня исчерпывается желанием задекларировать собственную позицию, заявить о мнении, показать себя. Смысл больше не внутри (обсуждаемое не имеет критичной важности), он снаружи. Важен сам факт спора, поскольку через участие в нём спорящий манифестирует своё "я".

Тут тоже есть над чем задуматься. Если раньше самоопределение человека было по большей части позитивным - человек видел себя представителем некой общности, частью целого, может быть, мучился и страдал, пытаясь осознать своё место в мире, но мыслил именно в таких формулировках, то сегодня человек выстраивает себя, скорее, методом отрицания, через неприятие понятий, общностей и конкретных людей. На наших глазах складывается культура, имеющая базовым принципом разделение. В итоге же мы должны будем получить цивилизацию разделения.

Возможно ли это? Может ли существовать общество, построенное на принципе взаимного отталкивания? "Дом, разделившийся сам в себе, падёт"*. Объединяющая сила разделения непродуктивна. К подлинному объединению, в результате которого возникает не просто множество индивидов, а некая структура или система - единица более высокой степени общности, путем разделения прийти нельзя. Максимум, что можно получить на этом пути, - это слипание, конгломерат, сложившийся в силу обстоятельств и готовый рассыпаться сразу, как только эти обстоятельства изменятся.

И, несмотря на это, мы продолжаем строить мир на фундаменте разделения. Находится множество уловок, позволяющих сохранять определённую меру стабильности и относительную жизнеспособность общества. Предпочтение отдаётся манипулятивным техникам. Предполагается, что умные циники могут обманывать глупую массу, скармливая ей иллюзии, ничего общего не с подлинной мотивацией имеющие, и таким образом контролируя её поведение.

Возникла даже концепция "управляемого хаоса". Суть её заключается в убеждённости, что можно управлять чужим разделением. Безусловно, разделение можно провоцировать, стимулировать и даже направлять. В этом смысле разработки по теме "управляемого хаоса" можно считать рабочей теорией. Но разделение нельзя изолировать; нельзя провести границу, отделяющую хаос "у них" от порядка "у нас". Мысль заразна, она легко преодолевает любые искусственные границы. Единожды появившись, шаблоны разделения ищут себе всё новое наполнение. И вот мы видим, как технологии "управляемого хаоса", созданные американцами, постепенно осваивают и Соединённые Штаты. Бумеранг возвращается.

Разделение получает всё большую долю. Вероятно, мы присутствуем при начале культурной катастрофы глобального масштаба. Но можно с уверенностью сказать, что Пизанская башня давно бы упала, если бы ни прикладывались усилия этого не допустить. Наша обязанность - препятствовать разделению. Мы должны сохранять способность действовать заодно, уметь находить позитивные идеи, руководствоваться выбором "за", а не "против", видеть область возможного компромисса и стремиться к нему.

Этому мешает наша гордыня. Мы кажемся себе настолько значимыми, что нам мучительна любая толика ущемления. Нам не хочется чувствовать себя стеснёнными, мы боимся, что кто-нибудь пройдётся по нам ногами. А это значит, что мы не готовы быть основанием пирамиды, опорой, массивом, армией. Мы защищаем свои права и свободы и тем закладываем новые линии разделения. Справимся с гордыней - сохраним социум, пойдём у неё на поводу - придём к окончательному распаду.

*Лк 11:17

Литература по теме:

1. О скандалах - Гринин Л.Е. Информационное общество и феномен известности. Глава «Скандалы как двигатель известности».

2. Об «окнах Овертона» - Евгений Горжалцан Технология уничтожения (см. редакционное предисловие). http://culturolog.ru/content/view/1893/66/

3. О разделении - Джоди Дин Коммуникативный капитализм: от несогласия к разделению (от п. 4) http://culturolog.ru/content/view/3389/64/

4. О теории «управляемого хаоса» - Дятлов С.А. Управляемый институциональный хаос: развитие концептуальных подходов к исследованию (см. первую часть работы, представляющую собой обзор темы). https://sovman.ru/article/6203/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

56. Ответ на 54., Кирилл Д.:

Кто их разберёт, этих декадентов.

Не знаю, читали Вы или нет у С. Куняева "Любовь, исполненная зла". Там есть и про Мережковского с Гиппиус. Но дело не в видах любви, а в видах подлости, которая органически присуща антисоветизму. Антисоветчи грозно указуют на "преступления" СССР и совецкого быдла, положив другую руку на Библию. При этом сами они гробы повапленные, полные внутри всякой мерзости.

55. Ответ на 52., Потомок подданных Императора Николая II:

Самое забавное, что Мережковский потом на весь мир в эфире признался в своей любви к Гитлеру.

Э-э-э... прошу прощения... в каком смысле? ) Кто их разберёт, этих декадентов.
Кирилл Д. / 05.03.2019, 21:14

54. Ответ на 52., Потомок подданных Императора Николая II:

Лучше всего про то, о чём Вы спрашиваете, Розанов написал в "Опавших листьях". Прочитайте книгу (обе части) полностью - не пожалеете.

Спасибо и Вам, и Андрею (Полтораки). Надо будет почитать на досуге. Насколько я понимаю, у евреев культ чадородия и, вероятно, к "самому процессу" тоже трепетное отношение. Ветхозаветные отцы - и Давид, и Соломон (особенно), да и прочие любвеобильны были дальше некуда. Да и весь Ветхий Завет этой темой так и брызжет, на самом деле. Также мне как-то говорил один еврей, что полигамию, строго говоря, никто у них не отменял. И, вроде, самые дикие евреи вроде эфиопских, йеменских и прочих до сих пор могут практиковать её.
Кирилл Д. / 05.03.2019, 21:13

53. Ответ на 50., Кирилл Д.:

Также, если я ничего не путаю, Розанов прослыл иудеофилом?

Наоборот. Мережковский, Гиппиус и Философов изгнали Розанова из Религиозно-философского общества за его статью "Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови", написанную в связи с делом Андрюши Ющинского. Самое забавное, что Мережковский потом на весь мир в эфире признался в своей любви к Гитлеру. Лучше всего про то, о чём Вы спрашиваете, Розанов написал в "Опавших листьях". Прочитайте книгу (обе части) полностью - не пожалеете.

52. Ответ на 50., Кирилл Д.:

Кроме того, Розанов давно уже объяснил, что в иудаизме отношение к сфере пола совершенно не такое, как у русских. С этого места можно подробнее? А то весьма вкусная тема. ) Я бы даже сказал, смачная. )

См. В.В.Розанов "Люди лунного света. Метафизика христианства".
Полтораки / 05.03.2019, 13:37

51. Ответ на 48., Потомок подданных Императора Николая II:

Кроме того, Розанов давно уже объяснил, что в иудаизме отношение к сфере пола совершенно не такое, как у русских.

С этого места можно подробнее? А то весьма вкусная тема. ) Я бы даже сказал, смачная. ) Также, если я ничего не путаю, Розанов прослыл иудеофилом?
Кирилл Д. / 05.03.2019, 12:56

50. Ответ на 48., Потомок подданных Императора Николая II:

Известный пример - в Талмуде со смешной серьёзностью рассматриваются вопросы

Никогда не поверю, что кто-то на самом деле читал Талмуд. )
Кирилл Д. / 05.03.2019, 12:20

49. Ответ на 46., Андрей Карпов:

Отсюда у меня и вопрос: на основании чего вы пришли к своим выводам.

Я знаю очень немного только немецкий - в пределах школьного курса. Из-за переезда в другой посёлок (отца перевели на другой прииск) в последних классах переучился на английский. Наблюдения заключаются в том, что упомянутое выражение почти в 100% случаев используют двуязычные евреи. Кроме того, Розанов давно уже объяснил, что в иудаизме отношение к сфере пола совершенно не такое, как у русских. Есть ещё один факт - самоё понимание пошлости в еврейской и русской культуре разное. Известный пример - в Талмуде со смешной серьёзностью рассматриваются вопросы дефекации (и не только). Отсюда, как известно, представление о хохме (мудрости) как о чём-то забавном. Снова напоминаю о прямых переводах с идиша - "две большие разницы", "что вы себе думаете" и т.п. Мне кажется, это немалые причины для выводов, о которых Вы спрашиваете.

48. Ответ на 45., Коротков А. В.:

Идея, видимо, недостаточно "вкусная", чтобы люди были готовы в неё себя инвестировать.Так сам автор не готов инвестировать, что уж тут говорить...

Я уже в том возрасте, в котором, прежде чем себя во что-то инвестировать, приходиться десять раз взвесить. В данном случае, результат взвешивания получился печальным.
Андрей Карпов / 05.03.2019, 07:57

47. Ответ на 44., Потомок подданных Императора Николая II:

Основания у меня - полевые наблюдения.

Вы меня заинтересовали. Поверхностный анализ интернета даёт прежде всего такую связь "вкусная идея" - идея из области кулинарии. В английском (давление именно английского на русский язык сейчас больше всего) "вкусный" означает также "сексуальный" (отсюда пошлый оттенок данного выражения в обоих смыслах - как бытовуха-бытовуха, и как ниже пояса). При этом такое ощущение, что в русском "вкусная идея" вне кулинарии более распространена, чем в английском... Если Вы отсылаете к идиш, то, вероятно, Вы знаете язык? Средствами интернета выражение "вкусная идея" в интернет-текстах на идише мне обнаружить не удалось... Отсюда у меня и вопрос: на основании чего вы пришли к своим выводам.
Андрей Карпов / 05.03.2019, 07:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35