Часть 1
О.Иоанн,
как и все наши старцы, любил мудрую и светлую шутку. Однажды, уже
прощаясь, он вспомнил, что от Митрополита Вениамина Федченкова, долгое
время жившего в монастыре на покое, ему доводилось слышать следующее
настойчивое пожелание: «Пора нам наконец понять, что мы представляем
собой существенную ненужность для всех, кроме Господа». «Существенная
ненужность!» - несколько раз с удовольствием повторил батюшка и при
этом весело смеялся. Честно говоря, мне не очень было понятно, чему тут
радоваться: ненужность, да ещё существенная, да еще и для всех... И лишь
через много лет, в одинокую и грустную минуту жизни опытно ясно
осознав правоту этих слов в отношении себя самой, я оценила
изумительный смысл оговорки: «...для всех, кроме Господа». В самом деле,
нужно спокойно понять и принять, что и мир, и люди, даже самые близкие,
вполне обойдутся без нас: «...пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс.102,16).
Но такова участь человека. А первое самоопределение Бога, самое
таинственное Его Имя - Яхве - «Аз есмь Сущий». Это Имя назвал Христос в
Гефсиманском саду, и в страхе и трепете пали те, кто пришёл за Ним,
чтобы отнять жизнь у Источника жизни. Господь пожелал Своею Любовью,
чтобы мир существовал и чтобы явился в этот мир каждый из нас. И каждый
из нас представляет собой существенную нужность
для Господа. Причём так нужны, так дороги мы Ему, что Он хочет, чтобы
мы не просто погостили в Его мире, а чтобы пребывали с Ним вечно. Если
всё это «дойдёт» до каждого из нас по-настоящему, то какой это восторг,
какая радость! И какая ответственность...
Ещё о.Иоанн не раз в шутку называл себя «скорой помощью». За этой
шуткой, однако, тоже скрывалось нечто серьёзное: ведь «скорую» вызывают
в особенно трудных, не терпящих промедления случаях. И батюшка в самом
деле незамедлительно реагировал на сигнал беды, быстро и точно ставил
диагноз, показывал путь к исцелению, находил и объяснял причины
возникшей духовной опасности. Например, в одной из проповедей он писал:
«...Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к
Богу. И Бог открывает им Свои отеческие объятия. Как было бы хорошо,
если бы они по-детски смогли припасть ко всему, что даёт Господь в
Церкви Своим чадам, начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново
чувствовать, заново жить. Но нет! Великий «ухажёр» - диавол - похищает у
них сознание того, кто они и зачем сюда пришли. И человек не входит, а
«вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нём от прожитой
жизни, и в таком состоянии начинает судить и рядить, что в Церкви
правильно, а что изменить пора... ещё не начав быть православным
христианином, он становится судьёй и учителем».
Могу подтвердить эти суровые и справедливые слова любящего пастыря
опытом своего поколения. Далеко не все из тех, кто пришел к вере,
сумели её сохранить. Для кого-то обращение к христианству было, прежде
всего, актом вызова существовавшей тогда политической системе. Но и в
Церковь такие люди нередко приносили семена бунта. Некоторые из них
впоследствии покинули Церковь, пребывая на поверхности самоуверенных
представлений о том, «как всё должно быть». Другие, оставшись в Церкви,
затеяли разрушительную «реформаторскую» деятельность. А иные стали
проявлять «ревность не по разуму» в связи с вопросами действительно
значимыми и непростыми. Страсти вокруг ИНН тому пример. Когда эти
страсти достигли опасной грани раскола и назрела острая необходимость в
скорой духовной помощи, раздался спокойный, отрезвляющий и твёрдый
голос о.Иоанна...
Он посмотрел на проблему взглядом духовным, но, увы, именно духовный
взгляд далеко не все сумели понять и принять. Проблема
«идентификационных номеров» действительно весьма симптоматична для
нынешнего времени, но отнюдь не ей, как считает о.Иоанн, следует
отводить первостепенную роль в деле нашего спасения. Ведь это проблема внешняя. Неизмеримо важнее проблемы внутренних
недугов, которые зачастую оказываются заброшенными, запущенными в
горячке борьбы с внешним врагом. Напомню его мысль: «Поверьте мне... если
бы все «борцы» за истину и чистоту Православия взяли на своё
вооружение молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси.
Но «борцов» много и становится всё больше, а Истина собирает вокруг
себя малое стадо».
Позволю себе привести запись одной своей беседы с батюшкой,
происходившей давно, но по сей день не утратившей, как мне кажется,
своей значимости.
Речь шла о выбранной одним человеком жизненной позиции (довольно
рискованной и своевольной). Батюшка сразу оценил серьёзность его
положения и напомнил следующие изречения из разных источников:
Иоанн Кронштадтский: «Будь осторожен и береги ум»;
Игнатий Брянчанинов: «Не пытайся изменить то, что попущено Господом»;
Философ Б.Спиноза: «Дела земные нельзя ни осмеивать, ни оплакивать»
(т.е. не нужно относиться к ним с пренебрежением, но нельзя и принимать
их слишком близко к сердцу, полностью отдаваться им).
Сам о.Иоанн говорит: «Мир идёт к концу, разрушается. В нём действуют
тайные силы - фермент этого разрушения, идущего от сатаны. Они
существуют уже тысячи и тысячи лет. Но Господь попустил, и допрашивать
Его о Его планах мы не можем. Сегодня во всех точках планеты полыхает
огромный костёр зла. Хорошо, если мы не подбрасываем в этот костёр
собственных вязанок. Единственное, что требуется от каждого из нас, - в
мире тьмы нести лучик света. Важно утверждать положительные ценности - это и есть главный вклад в защиту нашей православной культуры.
Нельзя идти на напрасные жертвы, если Господь не призвал. Главная
опасность: за своевольным мужеством может скрываться утончённая
гордость. В таких случаях борьба всегда кончается поражением, несёт
вред. Берегите величайший дар жизни. Не кладите голову в пасть
Вельзевула. «Будьте мудры как змеи и целы (просты) как голуби» (а не как симпатичные морские свинки, которые сами устремляются к удаву в пасть). Всё надо делать с пользой и рассуждением, во всём ясно видеть позитивную цель.
Не надо шуметь. Не надо вести себя вызывающе, а то получится, как в
басне: «Ай, моська, знать, она сильна, коль лает на слона». Не надо
рассчитывать только на свои личные силы. Господь призовёт - тогда иди на подвиг исповедания.
Помните: рассуждение важнее всего. Терпение нужнее всего. Молчание
хорошо. Многоречие хуже. Лучше быть обидимым, чем обидчиком. С нас
спросят прежде всего не то, что мы писали или чему учили, но как мы
жили, что делали, и будут засчитывать нам дела добрые, чистоту совести.
Конечно, своею совестью нельзя торговать ни при каких обстоятельствах и внешних условиях.
Писатель А.Франс: «Мир гибнет потому, что Вельзевул внушил людям, что
его нет». Это меткое замечание. Современные люди весьма безпечны и
попадаются в сети лукавого. Сейчас (беседа записывалась в середине
1980-х гг. - О.С.) мы находимся в плену - худшем, чем
татарское иго. Видимые власти - только исполнители, а над ними - градусы
и степени. Повсюду царит язычество - гораздо худшее, чем в древние
времена. Ибо старое язычество было полно веры - только в ложных богов.
Новое язычество - циничное неверие, нигилизм, идолопоклонство себе.
Нас унижают и в чём только не обвиняют. Что же, оправдываться, доказывать, что это не так? Сейчас главное - выдержка... «Терпением вашим спасайте души ваши».
Один прозорливый старец (Нил Мироточивый) предсказывал: «Настанет
время, когда год будет как месяц, месяц - как неделя, неделя - как
день, а день - как минута». Колесо жизни вращается всё быстрее. На
каждой спице колеса - живой человек. Чуть ослабеет - сорвётся с колеса,
а перенапряжёт силы - разорвётся его сердце. Учитесь не ослабевать и не перенапрягаться.
Страшно предстать пред Господом с немирной душой.
Выдержка, выдержка и ещё раз выдержка.
Итак, терпение и хранение уст. Буду усиленно молиться».
Вот такая у меня сохранилась запись, сделанная сразу после встречи с
батюшкой. Я старалась воспроизвести то, что он говорил, как можно
точнее. Надеюсь, эта запись кому-нибудь и теперь сослужит добрую
службу, поможет среди нынешних бурь и потрясений сохранить дух мирен. Только с таким внутренним устроением можно успешно вести брань против духов злобы.
Мирный дух, внутренняя тишина не препятствовали, а способствовали
тому, что батюшка был твёрдым, последовательным и безкомпромиссным
борцом за чистоту православной веры. Он был очень строг, требуя от
своих духовных чад и всех, кто обращался к нему за советом, точного
исполнения заповедей Божиих и установлений Матери-Церкви, не допуская
никаких послаблений, скажем, в вопросе о причинах развода для мирян, о
невозможности рукополагать во священники второбрачных и т.д.
Благословил Господь чадородие в законном супружестве даже до последних
дней мира? Значит, нечего рассуждать о трудностях и обстоятельствах
жизни. И так во всём - полностью доверяться Господу и следовать Ему. Во
всех словах и действиях о.Иоанна видно его полное послушание воле
Божией. «Наше дело - жить по заповедям, - говорит батюшка в одном из
писем, - а оценку даст Господь. Мы же всегда рабы неключимые суть».
В защите чистоты православного вероучения, чистоты жизни вверенных ему
духовных чад, в молитвах о страждущей России старец Иоанн Крестьянкин -
настоящий духовный боец, и боец очень сильный. Знаю это не понаслышке.
Должна засвидетельствовать, что он считал абсолютно недопустимым
переход нашей Церкви на новый календарный стиль или замену
церковнославянского языка на русский в богослужебной практике. После
смерти Патриарха Пимена о.Иоанн вышел на амвон, сказал слово о почившем
и, возвысив голос, возгласил: «Запомните завет Святейшего: никакого
нового стиля! Никакого отказа от славянского языка, переданного Церкви в
его письменном виде святыми братьями Кириллом и Мефодием! Никакого
обновленчества! Никакого отступления от Православия! Это и мой завет».
Слышен ли нам теперь, среди нынешней разноголосицы и разномыслия, этот
чистый голос?..
доцент исторического факультета СПбГУ
(Окончание следует)