«Великий пример святителя Иова...»

К 430-летию со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Иова и учреждения Патриаршества в нашей Церкви

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
510
Время на чтение 11 минут
 

В нынешнем году Русская Православная Церковь отмечает две даты, связанных с её первым Предстоятелем - Патриархом Московским и всея Руси Иовым (1525-1607): 430 лет со дня интронизации святителя и учреждения Патриаршества в нашей Церкви и 30 лет со дня его общецерковного прославления в лике святых. Память святителя Иова совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

По Промыслу Божиему  накануне потрясений Смутного времени Русская Православная Церковь  получила Патриаршее возглавление, ставшее важной вехой в истории Церкви и государства. Это историческое событие подняло авторитет Русской Православной Церкви на качественно новый уровень. Отныне Россия превратилась в самостоятельное государство как в политическом, так и в церковном отношении.

Об этом ныне много говорят и пишут в связи с церковным расколом на Украине. Так, например, вот комментарий известного публициста, писателя, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского, где четко указано на многие аспекты проблемы:

«Прошу прощения у читателей, что мне приходится говорить об элементарных вещах, напоминать никем не оспариваемые исторические факты, ссылаться на документы, введенные в научный оборот сотни лет назад, напоминать принятые полнотой Православия на Вселенских Соборах каноны (законы) Церкви. Если вкратце:

1. Томос - это указ (или грамота) Поместной Православной Церкви о предоставлении её географической части права автономии в управлении (иногда это называют автокефалией).

2. Русская Православная Церковь получила автокефалию от Константинопольского Патриархата в 1589-1593 годах, учредив на своей территории Патриаршество. Этот акт был подтверждён другими Патриархатами.

3. Окончательное политическое воссоединение украинских земель с Россией произошло в 1654 году. Ранее, начиная с 13 века, земли западной Руси были захвачены инородцами и иноверцами и разделены между собой (Турцией, Польшей, Литвой, Венгрией, Молдавией). В результате многочисленных войн Константинопольский Патриархат не мог никаким образом управлять в религиозном смысле этой территорией.

4. Политическое воссоединение подтолкнуло к решению церковных проблем. В 1686 году Русская Церковь получила от Константинопольского Патриарха законную грамоту об управлении Киевской епархией (не временном, а вечном управлении). Все 11 документов об этом, хранящиеся в наших архивах в подлинниках, были опубликованы ещё в 1826 году. Никаких опровержений этих грамот, посланий и писем никогда не было.

5. Истинный томос - Грамоту об автономном самоуправлении Украинская Православная Церковь получила от Патриарха Алексия II в 1990 году. Эта автономия распространяется на организационные, имущественные, кадровые, юридические, судебные, финансовые вопросы. При этом Предстоятель Украинской Церкви является постоянным членом Синода Московского Патриархата, но никакой архиерей Русской Православной Церкви даже не присутствует на заседаниях Синода Украинской Церкви.

6. Решение Константинопольского Патриархата об отзыве права управлять Украинской Церковью Московским Патриархатом (что в реальности после даровании автономии Украинской Церкви не происходит) является уникальным в истории актом, нарушающим десятки канонов Вселенских Соборов. То же самое можно сказать о единоличном решении о снятии анафемы с раскольников.

Под удар поставлены многие Поместные Церкви, которые получили автокефалию от Фанара за последние 100 лет. Это же касается и раскольников, которые есть в каждой Поместной Церкви, в том числе, и в Турции.

7. Последние решения Константинопольского Патриархата выводят его из церковного круга проблем всемирного Православия и превращает эту структуру в политический институт».

Таким образом, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, как некогда святой Иов, несёт подвиг исповедничества. На Украине новое Смутное время - время самозванцев в политике, подмена веры сектанством. В марте президентские выборы, в преддверии которых несколько месяцев, собственно говоря, и готовился церковный раскол. Однако шоу «Томос Лимитед», как ожидали западные кукловоды, прошло без аншлага. Вспоминается последняя ремарка Пушкина в финале его трагедии «Борис Годунов»: «Народ безмолвствует». Или уроки истории всё же чему-то учат?!

 

***

Будущий первый Патриарх Русской Православной Церкви, как мы знаем из его жития,  в миру носил имя Иоанн. Он происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, где Иоанн получил первоначального образование. Благодаря монастырскому воспитанию у юноши возникло желание служить Богу в иноческом образе.

В 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, его духовный старец архимандрит Герман постриг его в монашество.

«Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Иов провёл в Старицкой обители более 15 лет, где под руководством опытного духовника воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту.  Вместе с тем молодой инок отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием.  Когда Иов стал настоятелем Старицкой обители, он словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1569 году, когда Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный, Иов привлёк к себе его благосклонное внимание. Вскоре он был возведён в сан архимандрита. Спустя два года, в 1571 году, архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, где с прежним усердием исполнял возложенное на него послушание.

В 1572-м и в последующие годы как настоятель одного из важнейших монастырей того времени Иов участвует в Соборах Русской Православной Церкви, а нередко и в делах государства.

В 1575 году архимандрит Иов возглавил другую древнюю московскую обитель - Ново-Спасский монастырь.  В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - митрополитом Московским.

 

***

Шесть столетий - с момента Крещения Руси в X веке - шла Русская Православная Церковь к  своей полной независимости. До учреждения Патриаршества наша Церковь, которая до середины XV в. была митрополией Константинопольского патриархата, возглавлялась митрополитами.

После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинополя. Значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло.

«Православная Россия, под управлением своих православных могущественных государей, - пишет митрополит Макарий в «Истории русской церкви», - сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».

...Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Иоана Грозного, царь Фёдор Иоанович.

В 1586 году он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Константинополем и главами других поместных церквей. Следом в Россию приезжает уже сам Вселенский патриарх Иеремия II. В итоге он соглашается предоставить долгожданную независимость.

А в 1588 году, следом за Антиохийским Патриархом Иоакимом,  в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. Он соглашается предоставить долгожданную независимость - учредить Московский Патриарший престол.

2 февраля (23 января) 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе - традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество.

Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Окончательный выбор государя пал на Иова. Здесь же, в царских палатах, было произведено его наречение в Патриархи.

Торжественная церемония интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси при многочисленном стечении народа состоялась спустя три дня. 5 февраля (26 января) 1589 года Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию Святейшего Иова.

«После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия, -  описывает это историческое событие архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о всероссийских патриархах», - вручил новопоставленному патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».

Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения Патриаршества в России. Грамота эта также закрепляла формулу «Третьего Рима» и, в частности, гласила: 

«Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью; вторый же Рим, сие есть Константинополь, Агарянскими внуцы, от безбожных турок, обладаем; твое же, о благочестивый Царь, великое Российское Царствие, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое едино собрася, и ты един под небесем христианский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнися. И по благодати Святаго и Животворящего Духа, и изволением благочестиваго великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича... Пресвятейший Еремей, Божиею милостию, архиепископ Константинополя, Новаго Рима, и Вселенский Патриарх, по правилам Божественных Апостол и святых отец... избрал и поставил в Патриархи... Иова Преосвященнаго Митрополита всея Русии».

Далее последовала своего рода волна признания. Судьбоносное для Русской Православной Церкви решение патриархи всех церквей восточного обряда подтвердили на Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов. Решениями Соборов было установлено, что  Патриаршие права в России закрепляются за Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».

Кроме того, предстоятель Русской Православной Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов. Это связано со сравнительной молодостью нашей Церкви. Однако по величине, влиянию и мировому значению она уже тогда первенствовала в православном мире, что, в частности, выражалось в покровительстве с её стороны восточным Патриархам

 

***

Главная цель всей деятельности Патриарха Иова - возростание духовной мощи Русской Православной Церкви, укрепление в России Православия, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иоане Грозном, и в Сибири, присоединённой в годы правления Бориса Годунова, близким сподвижником которого святитель стал с середины 1580-х годов. И в дальнейшем Патриарх Иов всегда поддерживал политику Бориса.

По инициативе Патриарха Иова были проведены преобразования - в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.

Из важных церковных событий его Патриаршества - канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, блаженного Иоанна Московского, святителей Казанских Гурия и Варсонофия, благоверного князя Романа Угличского, преподобных Антония Римлянина и Корнилия, Игнатия Вологодского и Мартирия Зеленецкого.

В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование.

Святитель неустанно занимался духовным просвящением народа. Богослужебных книг повсеместно не хватало. Особенно в новопросвященных землях - в Казани, Астрахани, Сибири. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу - распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

 

***

В 1598 году умер царь Феодор Иоаннович - пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. Начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

В этот трагический период Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, Патриарх Иов, который фактически первым возглавил противостояние польско-литовским захватчикам,  coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество.

И в устных проповедях, и в особых Патриарших посланиях с призывом к защите веры и Отечества, которые он рассылал по всем епархиям, Патриарх Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внёсших нестроения и в Церковь Божию, обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Григория Отрепьева. Он приводил свидетельства действительности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры, и повелевал анафематствовать Лжедмитрия. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников.

Грамоты Патриарха Иова отрезвили многих здравомыслящих людей. Однако силы для борьбы были неравными. Лжедмитрий, который успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, вступил в пределы нашей страны с немалым войском и быстро продвигался к Москве.

13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства - по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт. Русская столица была сдана самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

Лжедмитрий поставил на «русское» Патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, грека по национальности.

Измученный, претерпевший множество поношений, святитель Иов в простой чёрной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где некогда начинал свой иноческий подвиг. Он утратил зрение, но всё время проводил в молитве.

17 мая 1606 года боярская партия Василия Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит. Его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжён. Пепел самозванца зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришёл.

25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царём. Он просил вернуться на Первосвятительский Престол законного патриарха Иова. Но Иов из-за немощи не мог более нести тяжёлый крест такого служения. На своё место он благословил митрополита Казанского Ермогена (Гермогена).

...19 июня 1607 года Патриарх Иов мирно скончался. Он был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха  Иоасафа. От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. 

 

***

Какие бы события не происходили в дальнейшем в нашей стране Русская Православная Церковь всегда помнила и молилась о своём Первом Патриархе.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. 

Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Неоднократно говорил  и писал о своём великом предшественнике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, 2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, он совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Именно на месте, на котором я стою, мой блаженнопочивший святой предшественник святитель Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери - в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не даёт благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.

Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша - плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твёрдо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошёл в историю как святой угодник Божий».

И далее:

«... святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, он этого не сделал. Он остаётся в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему. И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принёс смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти.

Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени ещё сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретён внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего - и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего Промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Великий пример святителя Иова...»

13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства - по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт.

. После убийства путём отравления Третьего Русского Царя Бориса Годунова Москва и все северные города (Ярославль, Ростов, Нижний Новгород и проч.) спокойно присягнули законному наследнику Престола Царевичу Феодору Борисовичу. Ошибка молодого Наследника и его двора заключалась в том, что они затянули с Венчанием на Царство, и в результате сложилась ситуация, когда Русское Царство осталось без Царя, но с двумя Царевичами. И бунт в Москве вспыхнул в июне 1605 года, в результате, законный наследник Престола Царевич Феодор Борисович, и его мать Царица Мария Григорьевна Годунова-Скуратова-Бельская были убиты.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Головкин
«О, Боже, помоги молиться, страну сберечь…»
Избранные стихотворения к 70-летнему юбилею
05.11.2024
Новые стихи: «Пришли воспоминания»
Рубаи: «Остановилось Время в той стране...»
13.09.2024
«Ковчег мой Ноев — старый дом...»
Стихи разных лет
16.07.2024
Все статьи Николай Алексеевич Головкин
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47