Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ода Павловскому парку

Протоиерей  Савва  Михалевич, Русская народная линия

31.01.2019


Рассказ …

 

Памяти незабвенной  Елены Андреевны Левенстерн посвящаю

 

У каждого из нас есть счастливые воспоминания. У многих они связаны в первую очередь с детством. Я - не исключение. Из года в год наша дальняя по крови, но близкая по родству душ и многолетняя благодетельница тётушка Елена Андреевна Левенстерн снимала дачу в Павловске под Петербургом (в то время Ленинград), на которую забирала и нас с мамой. Поэтому не менее десяти сезонов довелось пожить в этом красивейшем месте, о котором остались самые радостные, самые счастливые воспоминания детства. Тётя Лена снимала помещение у одних и тех же хозяев на улице Краснофлотской, буквально в ста метрах от входа в парк.

    В первый раз я попал в Павловск в возрасте пяти лет, но, как ни странно, помню кое-что из этого периода. Наиболее сильное впечатление произвело сообщение тётушки, что в кусте роз у ступенек веранды живут гномики. Помню, сколько раз я делал засады за ступеньками веранды, надеясь высмотреть среди роз сказочных обитателей сада, но что-то никак не удавалось.

В первый же день меня повели гулять в парк. И тут мои воспоминания спутываются, накладываются одно на другое, всплывают эпизоды разных лет, но, во всяком случае, и в тот-первый раз, и после я исходил парк вдоль и поперёк и нет в нём ни одного уголка, включая дальний район Белой Берёзы, переходящий в настоящий лес, где бы я не побывал. С нашей стороны парк ограждался высокой решёткой из арматуры. В 1960-е годы никакой платы за вход не требовалось. Мы выходили по нашей Краснофлотской улице до дороги (мало оживлённой в те годы) и через всегда открытую калитку попадали в парк. Маршрутов имелось множество и по ним вели тропинки, проложенные во все стороны. По площади Павловский парк огромен - около 600 га и разбит он на семь ландшафтных районов. Мы, бывало, заранее, ещё за завтраком обговаривали место, в которое пойдём. До поры до времени одного меня в парк не пускали и я там появлялся либо в сопровождении мамы, либо тётушки, а иногда и их обеих. У каждого из нас были свои любимые места и уголки в парке, которые стремились посещать почаще. Обычно, какое-то время мы двигались по тропинке, затем, когда я  набегаюсь и напрыгаюсь, садились на какую-нибудь скамейку и отдыхали. Иногда взрослые читали мне вслух. Затем снова гуляли. В некоторых случаях обедали или полдничали тут же в парке, и это являлось дополнительным удовольствием. В советское время под столовую использовали Молочню - ферму, построенную при императрице Марии Фёдоровне в пасторальном стиле по моде начала ХIХ века. Здесь когда-то содержались коровы, которых регулярно доила сама императрица в сопровождении своих фрейлин, и овечки, щиплющие травку на берегах реки Славянки.

В Молочне мы бывали регулярно и в последующие годы, но в тот первый приезд мне сильно отравляли жизнь осы, слишком расплодившиеся в тот сезон, летающие возле самого лица, садящиеся на тарелку и норовящие ужалить. Впоследствии такая напасть больше не наблюдалась. Соблазнительной приманкой этих обедов на воздухе была продажа превосходного шоколадного мороженого на вес, которое мне всегда покупали и которого в других местах (В Москве, в нашем Загорске) я что-то больше не встречал.

Молочня располагается недалеко от дворца, сбоку от превосходной трёхрядной липовой аллеи, по которой когда-то ездили в экипажах. Если пройти по аллее по направлению к дворцу, то с левой стороны вы увидите замечательный павильон по названию Вольер, возведённый архитектором Чарльзом Камероном в1782 году. Это красивейшее сооружение, предназначенное для званых обедов и камерных балов. Выполнено в классическом стиле. Строгие пропорции, лаконичный декор, много света. Последний эффект достигается с помощью стеклянных дверей, расположенных друг против друга и зеркал в лепных рамах, как бы раздвигающих пространство. Со времён Марии Фёдоровны в Вольере разводят множество цветов. Я видел произрастающие там великолепные розы всех цветов и оттенков. Сорта сменяли друг друга в течение всего сезона - с мая по октябрь и это огромный труд ботаников и садоводов, вызывающий удивление и восхищение. В 1868 году Вольер несколько переделали. Вырыли пруд, посреди которого поставили две статуи: Афродиты и Актеона, но обе они украдены немцами во время оккупации (с 15 сентября 1941 по 24 января 1944).

Вообще, гитлеровцы показали себя подлинными варварами на оккупированных территориях, в том числе и в Павловске. Во дворце ими украдено 8715 предметов экспозиции музея из тех, что не успели вывезти или спрятать. В парке вырублено 70000 деревьев. Разбито и повреждено множество статуй и памятников. Перед отступлением немцы заминировали и подожгли дворец и, если б не замечательный пёс-минёр по кличке Дик, мы бы лишились этого сокровища. С помощью собаки вовремя обнаружили и обезвредили взрывчатку. Но всё равно, дворец страшно пострадал и выглядел ужасающе. Восстановление Павловска началось с 1944 года, продолжалось на моих глазах и, говорят, до сих пор полностью не завершено. Это гигантская, просто титаническая самоотверженная работа наших реставраторов, за которую им в ноги кланяться надо! А всем русским людям стоит знать, что такое распоясавшиеся немцы.

   Взамен пропавших статуй после войны поставили одну - мраморную Венеру Италийскую - тоже настоящий шедевр. Я помню, как у её подножия расцветала изумительная белая лилия. Никто не мог пройти мимо равнодушно, до того это было прекрасно.

Сам Павловский дворец - шедевр Ч. Камерона построен по типу итальянской виллы в сочетании с местными русскими традициями. Он похож на огромный помещичий дом со «службами» в стиле раннего классицизма. Центральный корпус трёхэтажный с плоским куполом, опирающимся на 64 дорические колонны. Все его четыре фасада решены по-разному. Дворец стоит на высоком холме, омываемым Славянкой и чарует своей благородной простотой. Что касается экспозиции музея, то она, как и во всех питерских дворцах неполна. И виноваты в этом не только гитлеровцы. В 1926 году началось изъятие ценностей Павловского дворца. Только художественных полотен продали за границу 600 единиц. Кое-что забрали в Эрмитаж, который был ограблен большевиками ещё раньше и нынешняя эрмитажная экспозиция по большей части из дворца Измайловых. Но и то, что сохранилось, поражает воображение роскошью, богатством и вкусом. Среди многочисленных выдающихся по красоте и комфорту дворцовых помещений показывают царскую спальню с великолепной кроватью под балдахином, роскошной драпировкой стен и богато украшенными шторами. Затем восхищённым туристам сообщают, что император Павел никогда здесь не спал, а ночевал в скромном кабинете на потёртом кожаном диване. При последних владельцах дворца - Великом Князе Константине Константиновиче (внуке императора Николая I) и его сыне князе Иоанне Константиновиче доступ во дворец был свободным и каждый мог оценить могущество и богатство русской династии.

Реставрация дворца продолжалась десятилетиями, и я тому свидетель. Каждый год открывались новые восстановленные залы с новой экспозицией. Если стать спиной к дворцу и памятнику императору Павлу I, поставленному в1882 году к столетию основания Павловска, лицом к трёхрядной липовой аллее, то слева от вас окажется великолепная каменная лестница, спроектированная архитектором Бренна, ведущая с холма к реке Славянке. Подножие лестницы украшено двумя чугунными скульптурами львов, на которых садятся верхом все дети, побывавшие в Павловске. Львы эти небольшие, примерно в половину натуральной величины и им это повышенное внимание детворы ничем не вредит. А вот наверху львы были другие - мраморные и несколько большего размера. Их гитлеровцы беспощадно разбили.  На моих глазах этих львов восстановили  - склеили буквально по кусочкам. Это была филигранная работа реставраторов. Мне сразу категорически запретили не то, что садиться, даже дотрагиваться до этих львов, и я этот наказ свято выполнял, как, впрочем, и другие дети, ибо все понимали: это народное достояние и его надо беречь. Кстати, все скульптуры в парке (львы в том числе) копируют античные изображения.

В ХVIII веке как раз шли первые раскопки Помпеи и Геркуланума. Исследователей приводило в восторг античное искусство. Оно вошло в моду. За него платили огромные деньги. Некоторые подлинные скульптуры были куплены императрицей Екатериной II и её сыном императором Павлом для украшения петербургских дворцов. Античные изображения львов и, соответственно, их копии отличаются поразительным натурализмом. Откуда, казалось бы, греческим и римским скульпторам превосходно знать анатомию льва - животного, родина которого Африка и Индия? Этому есть объяснение. Во-первых, в античные времена дикие львы ещё водились в Македонии, во-вторых, для римских гладиаторских боёв привозили сотни львов с их родины - Африки. Так римские императоры не скупились ради великолепных зрелищ, которых по известной поговорке жаждал римский плебс помимо хлеба. У скульпторов были богатые возможности использовать натуру. Эти статуи львов великолепны! Опять-таки, они - олицетворение монаршей власти (лев - царь зверей). Сверху лестницы открывается величественный вид на долину Славянки и красивейший Храм Дружбы - тоже творение Камерона, наряду с дворцом, одним из узнаваемых символов Павловска. Построен павильон как знак признательности императрице-матери Екатерине от сына и снохи за подаренные земли под парк и дворец. Он цилиндрической формы. 16 белых дорических колонн без баз вырастают прямо из цоколя. Cтены ротонды покрыты охрой. Крыша белая. Двери - дуб с бронзой. В моё время в Храме Дружбы помещалась детская библиотека, а взрослая находилась в Вольере. В обеих библиотеках имелся очень приличный набор литературы, которым мы с удовольствием пользовались. Именно там я познакомился с произведениями Ф. Купера, которые мне мама вначале читала вслух, а потом уже с восторгом я проглатывал самостоятельно.

Чаще всего для чтения мы выбирали дальний угол парка - вблизи Пиль-башни или Двенадцати Дорожек.  Пиль-башня с её остроконечной крышей, нарисованными окнами и ложными, опять же нарисованными, якобы облупившимися кирпичами, всегда настраивает на романтический лад и напоминает старую Францию или Голландию с её знаменитыми мельницами. Говорят, мельница (водяная пильня - лесопилка) была и здесь. Отсюда и название. Спроектировал Пиль-башню в пасторальном стиле Бренна, а расписал художник Гонзаго. Обычно в этой части парка было мало народу и эта уединённость и тишина окружали башню ореолом таинственности и какого-то удивительного покоя и отрешённости. Это было моё самое любимое место в парке.

Неподалёку отсюда и Старая Сильвия («сильвия» (итал.) - лес) с её Двенадцатью дорожками. От круглой площадки с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского отходят 12 дорожек, в начале которых по периметру круга стоят статуи греческих богов и девяти муз-покровительниц искусств. Дорожки окаймлены кустами жёлтой акации. Вдоль каждой из них через регулярные промежутки стоят скамейки. Двенадцать дорожек -  творение Винченцо Бренна. Перед оккупацией все бронзовые статуи, отлитые по моделям скульптора Ф.Гордеева, спрятали - закопали. Таким образом, их удалось спасти.

В самом дальнем углу парка, в густом лесу на берегу оврага стоит мавзолей императора Павла I. Сам император похоронен в Петропавловском соборе Петербурга, поэтому здешнее захоронение символическое. Спроектировал его в 1805 году архитектор Тома де Томон по мотивам надгробного памятника матери вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны - Софии Доротеи, погребённой в Шарлоттенбурге. Мавзолей имеет форму небольшого греческого храма-простиля с четырёхколонным портиком. Колонны выполнены из красного гранита, стены из кирпича, отделанного желтоватым песчаником. На фронтоне дверного проёма надпись золочёными буквами: «Супругу-Благодетелю». На дверной металлической решётке золочённые погребальные атрибуты: перевёрнутые факелы и вазы-слезницы. С южной стороны на горельефе изображение урны, покрытой драпировкой. По сторонам урны две фигурки плачущих амуров. Весь мавзолей выполнен в подчёркнуто аскетичной манере. Центральная композиция - монумент из белого мрамора: коленопреклоненная женщина в античной одежде с короной на голове в скорби припавшая к погребальной урне - Александра Фёдоровна. На пьедестале барельеф с аллегорическими изображениями детей императора Павла, какими они были на момент его смерти. Мавзолей всегда производил на меня тягостное впечатление, усиленное мрачной чащей вокруг него и обыкновенным, царившим вокруг безлюдьем.

В раннем детстве я даже слегка побаивался этого места. С возрастом чувство какого-то дискомфорта не исчезло, поскольку я услышал мрачную историю убийства императора, а тот факт, что семья и императрица, в том числе знали о готовящемся покушении, наполняло лицезрение мавзолея каким-то мрачным смыслом. Что значит эта надпись? Марию Фёдоровну терзали муки совести, оттого, что пришлось выбирать между мужем и сыном, и строительство мавзолея должно было унять душевную боль?

Гораздо веселее было на парковых прудах, на которых я проводил много времени с удочкой и катался на лодке. К прудам можно было добраться по тропинке, идущей перпендикулярно железной ограде парка возле нашей дачи. По дороге имелась достопримечательность, мимо которой не мог равнодушно проследовать ни один ребёнок. Это старая липа, росшая под углом в тридцать градусов к земле. Вероятно, дерево вывернула из земли буря. Но липа не погибла, а продолжала жить в наклонном положении. Нижняя часть ствола, обращённая к земле, лишилась отростков, а все ветки тянулись вверх - перпендикулярно к земле. Длина липы составляла метров пятнадцать. Все мальчишки и девчонки забирались на косую липу и те, кто постарше и посмелее, спрыгивали вниз с её верхушки, поднимавшейся над землёй на высоте около трёх метров. Когда взрослым я посетил Павловский парк в 80-х, липы уже не было.

В 1971 году на экраны вышел, по-моему, замечательный и ныне незаслуженно забытый фильм «Прощание с Петербургом». В нём много чудесной и радостной музыки И.Штрауса и показаны все красоты Павловска. В одной из сцен свидание молодого композитора и его пассии Ольги  происходит у колоннады Аполлона. Это красивейшее место в парке - центр и украшение всей левобережной композиции. Спроектировал его всё тот же Камерон. Колоннада выполнена в форме круга из 13-и пар колонн, от неё спускается каскад и мост. В середине бронзовая статуя Аполлона Бельведерского - бога солнечного света и покровителя искусств в античной мифологии. В 1817 году во время сильной грозы вода сильно подмыла фундамент колоннады и часть её обрушилась. Восстанавливать не стали, павильону придали вид античных руин. Почему-то этот памятник архитектуры не даёт покоя вандалам и его неоднократно оскверняли, а он и без того пострадал во время войны.

Раз упомянул о Штраусе, следует сказать о Павловском вокзале, в котором австрийский композитор давал свои концерты на протяжении десяти лет. Кроме него на вокзале и курзале (зале для отдыха) выступали композиторы Глинка, Бортнянский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский, Лист, Шуман, Лядов, Глазунов, Прокофьев, пел Шаляпин, танцевала М. Кшесинская. Здание вокзала выстроено архитектором Штакеншнейдером. Первый поезд в России из Царского Села в Павловск прибыл 30 октября 1837 года. С тех пор, как заработала железная дорога, из Петербурга в дачный Павловск с удовольствием приезжала на концерты столичная публика. Вероятно, два помещения не могли вместить всех желающих, потому что был построен ещё один концертный зал, так называемый «Salon de muzik», который простые люди стали называть «Солёный мужик». В «Мужике» во время оно на концертах бывала моя тётя Лена, встретившая революцию 1917 года уже взрослым человеком.  Она водила меня на это место, но от «Мужика» остался лишь фундамент. 

Павловский парк  удивительно сочетает культурный ландшафт и первобытную дикость. В нём 361000 деревьев 54 видов, 88 видов кустарников, среди которых жёлтая акация, спирея, дёрен белый, разные сорта ивы. Здесь зафиксирован 71 вид птиц. Из зверей: белки, зайцы-беляки, ласки, горностаи, ежи, бурозубки. Зимой заходят лисы и кабаны. Во времена моего детства мы собирали в парке чернику, малину и грибы. В 1777 году императрица Екатерина II подарила эту заболоченную местность в Приневской низменности своему сыну - будущему императору Павлу I. Со временем владельцы превратили подарок в жемчужину, которой по настоящий день может гордиться Россия.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме