Безусловно, очень важна личность священника, духовника - ведь не хор послушать идут люди в церковь, и не насладиться искусством, рассматривая иконы. Эту потребность можно удовлетворить и в музеях, и в концертных залах. Люди хотят услышать то, что будет целительно для их души, ощутить поддержку и ту особенную Божественную любовь и попечение о них, которые посылает Господь через священника каждому человеку, т.к. именно священнику Господь доверил самое ценное - безсмертную человеческую душу. Какая огромная ответственность! Как бережно и чутко до́лжно обращаться с этим ценным хрупким сосудом, дабы не сломать его, не покалечить, а духовно взрастить и подвести к Суду Божиему, продолжая молиться за него перед Праведным Судией! Если священник способен передать эту Любовь, не жалеет себя, не бежит от чужих проблем, отдает свое сердце и душу людям - а ведь это его призвание, его обязанность перед Богом и Господь дает ему силы нести свой крест, - то храм, где он служит, всегда будет наполнен людьми. Людей в храме будет ровно столько, на скольких хватает его сердца. Наверное, прозвучит категорично, но если священник сетует на то, что в храм «никто не ходит», то, в первую очередь, он демонстрирует в этом свою несостоятельность, прежде всего, как духовного лица.
Покровскую церковь дважды обворовывали в девяностые годы, несколько раз снимали колокола. Кстати, в Тутаеве есть свое колокололитейное предприятие. Его хозяин - Шувалов, потомственный литейщик, родом с Урала, загорелся лить колокола старинным дедовским способом. Для этого нужна определенная глина для формовки, в неё добавляли шерсть коров, воск, льняную требуху. В отличие от других предприятий, которые штампуют колокола по-новому, у каждого шуваловского колокола свой индивидуальный голос.
В Романове-Борисоглебске раньше было много замечательных кузнецов. На одной только улице работало около 40 кузниц. Петр Первый обратил внимание, что здесь куют прекрасные гвозди и заказал их для своей потешной флотилии.
Проехали мимо Спасской площади - на ней раньше стояла Спасская церковь, сейчас это площадь Ленина и памятник ему - на огромном постаменте несоразмерно маленькая и от этого такая комичная фигурка Ильича.
Вообще, в этом плане город удивительный - выйдя из храма 17 века можно попасть, например, в парк Советского периода, где вы полностью окунетесь в советскую эпоху - скульптурные фигурки мальчика с горном, девочки-пионера, памятники Маяковскому, Горькому, Калинину; коллекция ретро автомобилей. Если зайдете в музей «Советская провинция», то побываете в типичном советском магазине, обычной «хрущевке», или на фабрике времен соцсоревнований. Музей «Квартира Букваря» перенесет вас в советскую школу с первым советским букварем, а пройдя немного подальше можно «занырнуть» в историю Русского флота в музее Ушакова. Романово-Борисоглебская земля богата и на храмы, и на людей знаменитых и замечательных. Фёдор Толбухин, маршал Советского Союза; первая женщина космонавт Валентина Терешкова; Фёдор Ушаков, великий флотоводец, удивительный человек...
Расположение улиц на левом берегу очень удачное - половина улиц параллельно Волге, вторая половина - перпендикулярно. Почти всем улицам вернули их прежние названия. Улица Ушакова считается самой красивой на Левобережье. Именно на ней располагаются хорошо сохранившиеся богатые купеческие дома 19 века: один из старейших - дом Илларионовых; оригинальный фасад дома Апаховых. А на улице Полевой среди березовой рощи сохранились очертания старинного кладбища, склепы и надгробия. Крестов нет - их отсекли в начале 20 века.
Почти все дома в резных наличниках в ярославских мотивах. Ближе к Вологде - там уже другая форма наличников, хоть и ярославщина, но уже влияние севера, вологодчины. Город регулярно выигрывает какие-то гранты, недавно выиграл грант президентский и в кинотеатре поставили новую аппаратуру. Сейчас выиграл грант на обустройство городского парка. Раньше, кстати, в Романове была целая система прудов, которые использовали и для пожаротушения, и разводили рыбу, и орошали землю.
Прогулялись по набережной. В народе ее окрестили Кустодиевский бульвар. В 1905 году в Романов приезжал Кустодиев, остановился в гостинице Эрмитаж, что на набережной, сделал несколько набросков, которые в дальнейшем использовал в своих картинах. Многим владельцам домов на набережной выпала страшная судьба - в 30-е годы их ночью вывезли и расстреляли без суда и следствия. Говорят, Илья Глазунов устраивал здесь свои богемные вечеринки.
С набережной во всю красу открывается нарядная и своевольная Казанская Преображенская церковь. Построена она с некоторым нарушением канонических основ - колокольня стоит за алтарем и чуть выше. Легенда гласит, что когда решили начать строительство, отслужили молебен. А когда пришли строить, то обнаружили, что освященный камень лежит гораздо ниже. Было решено ставить церковь там, куда скатился камень, а где служили молебен - там поставили колокольню. Потом появилась угроза размыва берега. Церковь обратилась ко всем проходящим мимо кораблям привозить по камню. Согласно местной легенде, за каждый камень отпускали грех. Легенда легендой, но в городском архиве есть запись, что некая вдова принесла два камня во искупление грехов. За одну навигацию укрепили берег у Казанской церкви, полностью выложили три подъема - Казанский, Архангельский и Крестовоздвиженский.
Казанская церковь стоит на старом церковном месте. Чуть выше, вплоть до 1758 года, здесь был женский монастырь, в котором жили 23 старицы. В эпоху закрытия малых монастырей вместо него открыли две церкви, одна из них Никольская деревянная. С этой церковью связано Сказание о Казанской иконе Божией Матери. Одному борисоглебцу-романовцу - Герасиму Трифонову, жившему в Казани, было видение. Он должен был привезти в свой родной город икону Божией Матери Казанскую, а горожане должны были специально для неё построить на этом месте церковь. В 1588 году икону он доставил, но горожане его не послушали и поместили образ просто в Никольскую церковь. А в 1609 году здесь прошли польско-литовские отряды и украли икону из храма. Будучи в Ярославле, варвары похвастались, что везут такую реликвию. Ярославцы в свою очередь выкрали у них эту икону и спрятали. Икона в настоящее время находится в Казанском женском монастыре в Ярославле, и ежегодно в июне ее из Ярославля приносят крестным ходом в Тутаев; для Тутаева же был сделан список. Службы в Казанской церкви идут только по выходным.
С набережной также замечательный вид на Воскресенский собор - самый известный храм города, который находится на противоположном берегу - Борисоглебской стороне. От него во все стороны расходятся улочки, и видно собор чуть ли не на полгорода. Построили его в 1670 году на основе церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери - первого каменного шатрового храма, который возвели в 1652 году. Он был построен с нарушениями, стал разрушаться и уже к 1670 году стал непригоден. А еще раньше на этом месте стоял деревянный мужской монастырь. Обитель была с 13 века - в 1238 году татары напали на Ярославль, некоторые ярославцы бежали вверх по Волге, остановились здесь, поставили свое первое жилище. Потом пришли монахи, устроили монашескую обитель, которую назвали в честь двух невинно убиенных князей Бориса и Глеба. Монастырь был небольшой - всего около 20 человек. Говорят, что когда Воскресенский собор строили, то использовали предметы и материалы, находящиеся в других городских церквях, поэтому возраст многих сохранившихся церковных артефактов даже больше возраста самого собора.
Мы поспешили на переправу (опять «запячивались»), чтобы успеть в Воскресенский собор на всенощную накануне памяти святых Царственных мучеников. Верхний храм собора полностью покрыт уникальными фресками 17 века, расписывали ярославцы. Привлекает внимание фреска о сооружении Вавилонской башни. В этом храме хранится самая большая святыня города, удивительная икона Воскресенского собора - Всемилостивый Спас. Искусствоведы говорят (но это не доказано), что это первая школа иконописи, 15 век, предположительно Дионисий Глушицкий. Икона внушительных размеров - 3 на 3 метра. Есть традиция проходить под ней на коленях. Возникла эта традиция после крестных ходов, она понравилась ростовскому митрополиту.
Проходя под иконой (или, точнее, проползая на четвереньках) ощущение удивительное - как будто у Христа за пазухой побывал. Как я уже говорила, в городе было много старообрядцев, молились они по домам, но эту икону очень почитали и продолжали ходить в Воскресенский собор. И вдруг икону на 40 лет забирают в Ростовский митрополичий дом, возможно, чтобы «отвадить» старообрядцев. Борисоглебцы-романовцы долго отпрашивали икону обратно, и когда им ее отдали, то несли икону на руках пешком от Ростова Великого. В нескольких километрах от города остановились омыть Образ от дорожной пыли - на этом месте потом забил Святой источник. В честь возвращения иконы в десятое воскресение после Пасхи проводится малый крестный ход с ней по борисоглебскому берегу, а в последнее воскресенье перед Ильиным днем проходит крестный ход большой - каждый год икону на огромных носилах переправляют на левый берег и подходят с ней к каждому храму.
Воскресенский собор в советские годы не закрывался, благодаря чему удалось многие иконы, многие реликвии сберечь. Из других храмов сюда свозили церковную утварь и тоже это сберегли (в т.ч. икону Богородицы «Благодатное Небо». Эта икона была заказана Иоанном Кронштадтским, писали ее в Петербурге. Он получил здесь в благодарность земли и устроил Валуновский скит. В советские годы скит разрушили и разогнали; сейчас начали восстанавливать и икону Богородицы в скит вернули, а в Воскресенском соборе остался список). Рядом с иконой Спаса - резная икона свт. Николы в парчовых одеждах. На каждый праздник облачение Святого меняют по цвету.
В южной части Борисоглебской слободы в 1660 году московскими каменщиками была построена более скромная Благовещенская церковь. Толщина церковных стен почти 1,5 метра. Храм отличается от других церквей того же периода. Его архитектура ближе к московской. Чтимые святыни Благовещенской церкви - Донская икона Божией Матери и Крест с мощами.
Город и окрестности очень любят киношники, здесь постоянно снимаются фильмы («12 стульев», «Экипаж», «На углу у Патриарших», «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и др.). Мы, как говорится, «попали» - все две гостиницы Тутаева были переполнены, их заняла очередная съемочная группа. Ночевать нам пришлось ехать в Ярославль...
Анна Андреева, руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке